Гендерное воспитание
консультация (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 6 «Незабудка»
Гендерное воспитание детей 3 – 5 лет
Автор:
Гильванова Э.А.
МБДОУ №6 «Незабудка»
Психолог
Цель игры: знакомство с диагностическими методиками по изучению гендерных установок у детей 3-5 лет, педагогов и родителей.
Оборудование: маркеры, авторучки, планшеты, бумага для записей.
Группа участников: педагоги ДОУ.
Время проведения: 40 минут.
Организационный этап.
Педагогам предложено принять участие в игре с целью ознакомления с диагностическими методиками по изучению гендерных установок и стереотипов у детей 3-5 лет, педагогов и родителей. Для этого участники игры разделены на 3 группы: «дети», «родители», «педагоги ДОУ». Каждой группе предложено выбрать спикера, который по окончании выполнения здания смог бы обобщить и озвучить результат работы групп.
Теоретическая часть.
Психолог: «Сегодня к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которым в системе дошкольного образования востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие стало неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Наше дошкольное учреждение в своем развитии идет в ногу со временем и в ходе инновационной работы решает одну из основных задач дошкольного образования – задачу социализации воспитанников, когда создаются благоприятные условия для развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная социализация – под ней понимается процесс создания у девочек и мальчиков представлений о мужественности и женственности, направленный на понимание ими своей индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на психику, эмоциональное равновесие, самочувствие человека.
Чтобы оценить результаты процесса формирование гендерной социализации, надо проводить диагностические срезы в начале и конце учебного года.
Практическая часть
1 этап
Группам предложены анкеты: «родителям» - анкета для родителей (приложение 1), «педагогам ДОУ» - анкета для педагогов (приложение 2). Также дана письменная инструкция по проведению диагностики. Группе «дети» предложено пройти интервьюирование (приложение 3). Причем спикер данной группы выступает в роли психолога, а остальные участники – в роли «девочек» и «мальчиков», которые должны отвечать на вопросы. На выполнение задания первого этапа отведено 5 минут. По истечении этого времени спикер от каждой группы проводит анализ результатов анкетирования по предложенной инструкции.
2 этап
Основная цель данного этапа – познакомить участников деловой игры с диагностическим инструментарием для работы с детьми 4-5 лет.
Психолог: «В средней группе с детьми 4-5 лет мы формируем у девочек и мальчиков интерес взаимодействия с представителями противоположного пола. Как указывают психологи, именно в этом возрасте для детей значимым становится сверстник и общение с ним».
Затем психолог предлагает группе «дети» ответить на вопросы интервью на тему «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (приложение 4), группе «родители» - также ответить на вопросы о взаимодействии мальчиков и девочек (приложение 5), группе «педагоги ДОУ» - проанализировать педагогические ситуации (приложение 6). Спикеры каждой группы по истечении 5 минут определяют наиболее частые ответы и озвучивают их.
Заключительная часть
Отзывы участников игры. Вопросы участникам:
- Получили ли вы удовлетворение от игры?
- Узнали ли что-то новое для себя?
- С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?
Приложение 1
Анкета для родителей
Цель: определение индивидуальных и гендерных отличий у детей раннего и дошкольного возраста.
Особенности воспитания ребенка в семье
- Кто чаще воспитывает ребенка?_____________________________
- Кого в семье ребенок слушается ( всех, маму, папу, никого)?_____
_______________________________________________________________
Отношение к воспитанию девочек и мальчиков
- Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному ( да, нет, не знаю)?________________________
- Считаете ли вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников (да, нет , не знаю)?_______________________________
- Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье (да, нет, не знаю)?_________________________
- Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду: для мальчиков – столярное днло, для девочек – рукоделие (да , нет, не знаю)?__________________________________
- Считаете ли Вы что мальчики и девочки отличаются:
- Эмоциями (да, нет, не знаю)_______________________________
- Поведением (да, нет, не знаю)______________________________
- Интеллектом (да, нет, не знаю)_____________________________
- Способностями (да, нет, не знаю)___________________________
Приложение 2
Анкета для педагогов
Цель: определить гендерные установки и отношение к гендерному воспитанию у педагогов ДОУ, изучить их готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду.
№ п/п | Вопрос | Да | Нет | Не знаю (иногда) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Ощущаете ли вы себя женщиной? | |||
2 | Сожалели вы когда-нибудь, что являетесь женщиной? | |||
3 | Считаете ли Вы, что женщиной быть лучше, чем мужчиной? | |||
4 | Считаете ли Вы, что общаться с женщинами легче, чем с мужчинами? | |||
5 | Считаете ли Вы, что мужчине не дано понять женщину? | |||
6 | Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному? | |||
7 | Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников? | |||
8 | Должно ли отличаться физическое воспитание девочек и мальчиков в детском саду? | |||
9 | Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду (девочки – рукоделие, мальчики – столярное дело)? | |||
10 | Считаете ли Вы, что девочки и мальчики отличаются: а) эмоциями б) поведение в) интеллектом г) способностями |
Положительные ответы на вопросы с 1 по 5 говорят о неприятии гендера и его устойчивости и самого педагога; на вопросы с 6 по 10 – о готовности заниматься гендерным воспитанием в детском саду.
Положительные ответы на вопросы 1,6,7,8,9.10 оцениваются в 2 балла, отрицательные- - 0 баллов, иногда (не знаю0 – 1 балл.
Положительные ответы на вопросы 2,3,4,5 оцениваются как 0 баллов, отрицательные – 2 балла, не знаю – 1 балл.
Показатели суммируются, и проводится статистическая обработка.
Приложение 3
Интервьюирование детей(3-4 лет)
Цель: определение гендерной идентичности ребенка, устойчивости его гендерного образа «Я».
Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы.
1.Установление контакта с ребенком и определение гендреной идентичности:
- Какая твоя любимая игрушка дома?
- Какая твоя любимая книжка, сказка?
- Какой твой любимый мультфильм?
- Каким цветом ты любишь рисовать?
- Что ты любишь рисовать?
- Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (профессия)
- С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?
- Кого бы ты хотел пригласить к себе в гости – девочку или мальчика?
- Если мальчик играет в куклы, он может превратиться в девочку?
- Если девочку коротко подстричь, она может стать мальчиком?
2. Определение гендерной идентичности (В.Е.Каган, 2000):
- Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, в этом и других вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, ля мальчиков – «ДЯДЯ», «муж», «папа» и т.п.)
- Когда ты вырастешь, кем ты будешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой.
- Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:
а) дядей или тетей;
б) мужем или женой;
в) папой или мамой.
- Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком9девочкой), а утром проснешься девочкой(мальчиком)?
- Если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком(девочкой), а проснуться девочкой(мальчиком)?
- Знаешь ли ты, чем отличаются девочки от мальчиков? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – это одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)
Приложение 4
Интервьюирование «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (4-5)
Цель: Выявление интереса к взаимодействию с представителями противоположного пола в средней группе.
Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы .
Вопросы для девочек:
- Тебе нравятся наши мальчики?
- Какие у нас мальчики?
- У тебя есть друзья – мальчики7
- Тебе нравится играть с мальчиками?
- В какие игры ты играешь с мальчиками?
Вопросы для мальчиков:
- Тебе нравятся наши девочки?
- Какие у нас девочки?
- У тебя есть друзья – девочки7
- Тебе нравится играть с девочками?
- В какие игры ты играешь с девочками?
Приложение 5
Опрос родителей «Должны ли девочки и мальчики 4-5 лет взаимодействовать с представителями противоположного пола»
Уважаемые родители!
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- Нужно ли, чтобы дети 4-5 лет разного пола взаимодействовали друг с другом? Почему?
- Что рассказывает Ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?
Приложение 6
Педагогические ситуации
Инструкции педагогам: проанализируйте ситуацию и найдите решение конфликта.
Ситуация 1
Мальчик и девочка поссорились. Причина ссоры – не поделили велосипед, который не принадлежит ни одному из них. Как вы поступите?
Ситуация 2
Даша не любит делиться игрушками с другом Димой. Они в очередной раз поссорились. Она прибежала к воспитателю с торжествующим видом, гордая собой, и с улыбкой заявила: «Димка – дурак, он меня обозвал, а я его стукнула!» Как вы поступите?
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида
« Детский сад №84 «Серебряное копытце»
Деловая игра
«Просто о сложном»
(гендерное воспитание)
Набережные Челны
2012 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по гендерному воспитанию "Простые правила воспитания мальчиков"
Полноценное развитие мальчика происходит при правильном его воспитании...

"Опыт гендерного воспитания в детском саду" Рекомендации для коллег по гендерному воспитанию дошкольников.
Так случилось, что один из выпусков был практически однородным по гендерному составу - 17 мальчиков и всего 3 девочки, а в старшей группе и вовсе- одни (!) мальчики. Поэтому в...

Гендерное воспитание дошкольников Основные направления деятельности педагога-психолога в ДОУ по дифференцированному гендерному воспитанию детей дошкольного возраста
В современной науке используются два термина: Пол - (от латинского «secare» - разделять, делиться) - первоначально относится ни к чему ин...

Гендерное воспитание.ВОСПИТАНИЕ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК
Этапы полоролевого развития Новорожденность. Настройка на определенный пол.- Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием - Младший возраст (3-4 года). Диф...

ГЕНДЕРНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА: ТРАНСФОРМАЦИЯ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ . Статья в электронном журнале
Агибалова (Лазарева) Е.А. студент группА ЗДО-5-12, факультет психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «КИПУ» Республика Крым, Симферополь Научный руководитель: Амет-...

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»
Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Игры наиболее эффективно создают педагогические ситуации, способствующие накоплению положительного опыта гендерного поведения. В целом игры в рамках гендерного воспитания имеют цель: развить знания детей о принадлежности к соответствующему полу; закрепи
Изучение гендерной идентичности, гендерных ролей, стереотипов и формирование здорового взгляда на свой пол и своё «я» начинается достаточно рано....