Гендерное воспитание
консультация (средняя группа) на тему

Гендерное воспитание детей 3-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernoe.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 6 «Незабудка»

Гендерное воспитание детей 3 – 5 лет

Автор:

Гильванова Э.А.

МБДОУ №6 «Незабудка»

Психолог

Цель игры: знакомство с диагностическими методиками по изучению гендерных установок у детей 3-5 лет, педагогов и родителей.

Оборудование: маркеры, авторучки, планшеты, бумага для записей.

Группа участников: педагоги ДОУ.

Время проведения: 40 минут.

                                    Организационный этап.

Педагогам предложено принять участие в игре с целью ознакомления с диагностическими методиками по изучению гендерных установок и стереотипов у детей 3-5 лет, педагогов и родителей. Для этого участники игры разделены на 3 группы: «дети», «родители», «педагоги ДОУ». Каждой группе предложено выбрать спикера, который по окончании выполнения здания смог бы обобщить  и озвучить результат работы групп.

Теоретическая часть.

Психолог: «Сегодня к детским садам предъявляются высокие требования, в соответствии с которым в системе дошкольного образования востребованным становится психологическое сопровождение всех участников образовательного процесса. Поэтому забота о реализации права ребенка на полноценное и свободное развитие стало неотъемлемой целью деятельности любого образовательного учреждения. Наше дошкольное учреждение в своем развитии идет в ногу со временем и в ходе инновационной работы решает одну из основных задач дошкольного образования – задачу социализации воспитанников, когда создаются благоприятные условия  для развития личности ребенка. Существенное влияние на будущее воспитанников оказывает гендерная социализация – под ней понимается процесс создания у девочек и мальчиков представлений о мужественности и женственности, направленный на понимание ими своей индивидуальности и ориентированный на становление и развитие полоролевого поведения. Осознание гендерной принадлежности оказывает влияние на психику, эмоциональное равновесие, самочувствие человека.

          Чтобы оценить результаты процесса формирование гендерной социализации, надо проводить диагностические срезы в начале и конце учебного года.

Практическая часть

1 этап

Группам предложены анкеты: «родителям» - анкета для родителей (приложение 1), «педагогам ДОУ» - анкета для педагогов (приложение 2). Также дана письменная инструкция по проведению диагностики. Группе «дети» предложено пройти интервьюирование (приложение 3). Причем спикер данной группы выступает в роли психолога, а остальные участники – в роли «девочек» и «мальчиков», которые должны отвечать на вопросы. На выполнение задания первого этапа отведено 5 минут. По истечении этого времени спикер от каждой группы проводит анализ результатов анкетирования по предложенной инструкции.

2 этап

Основная цель данного этапа – познакомить участников деловой игры  с диагностическим инструментарием для работы с детьми 4-5 лет.

Психолог: «В средней группе с детьми 4-5 лет мы формируем у девочек и мальчиков интерес взаимодействия с представителями противоположного пола. Как указывают психологи, именно в этом возрасте для детей значимым становится сверстник и общение с ним».

           Затем психолог предлагает группе «дети» ответить на вопросы интервью на тему «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (приложение 4), группе «родители» - также ответить на вопросы о взаимодействии мальчиков и девочек (приложение 5), группе «педагоги ДОУ» - проанализировать педагогические ситуации (приложение 6). Спикеры каждой группы по истечении 5 минут определяют наиболее частые ответы и озвучивают их.

Заключительная часть

Отзывы участников игры. Вопросы участникам:

  • Получили ли вы удовлетворение от игры?
  • Узнали ли что-то новое для себя?
  • С какими трудностями вы столкнулись при выполнении заданий?

Приложение 1

Анкета для родителей

Цель: определение индивидуальных и гендерных отличий у детей раннего и дошкольного возраста.

Особенности воспитания ребенка в семье

  1. Кто чаще воспитывает ребенка?_____________________________
  2. Кого в семье ребенок слушается ( всех, маму, папу, никого)?_____

_______________________________________________________________

Отношение к воспитанию девочек и мальчиков

  1. Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному ( да, нет, не знаю)?________________________
  2. Считаете ли вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников (да, нет , не знаю)?_______________________________
  3. Должно ли отличаться физическое воспитание мальчиков и девочек в детском саду и в семье (да, нет, не знаю)?_________________________
  4. Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду:  для мальчиков – столярное днло, для девочек – рукоделие (да , нет, не знаю)?__________________________________
  5. Считаете ли Вы что мальчики и девочки отличаются:
  • Эмоциями (да, нет, не знаю)_______________________________
  • Поведением (да, нет, не знаю)______________________________
  • Интеллектом (да, нет, не знаю)_____________________________
  • Способностями (да, нет, не знаю)___________________________

Приложение 2

Анкета для педагогов

Цель: определить гендерные установки и отношение к гендерному воспитанию у педагогов ДОУ, изучить их готовность рассматривать гендерное воспитание в детском саду.

№ п/п

Вопрос

Да

Нет

Не знаю (иногда)

1

2

3

4

5

1

Ощущаете ли вы себя женщиной?

2

Сожалели вы когда-нибудь, что являетесь женщиной?

3

Считаете ли Вы, что женщиной быть лучше, чем мужчиной?

4

Считаете ли Вы, что общаться с женщинами легче, чем с мужчинами?

5

Считаете ли Вы, что мужчине не дано понять женщину?

6

Считаете ли Вы, что воспитывать девочек и мальчиков в детском саду необходимо по-разному?

7

Считаете ли Вы необходимым участие педагогов-мужчин в воспитании дошкольников?

8

Должно ли отличаться физическое воспитание девочек и мальчиков в детском саду?

9

Считаете ли Вы необходимым раздельное трудовое воспитание в детском саду (девочки – рукоделие, мальчики – столярное дело)?

10

Считаете ли Вы, что девочки и мальчики отличаются:

а) эмоциями

б) поведение

в) интеллектом

г) способностями

Положительные ответы на вопросы с 1 по 5 говорят о неприятии гендера и его устойчивости и самого педагога; на вопросы с 6 по 10 – о готовности заниматься гендерным воспитанием в детском саду.

Положительные ответы на вопросы 1,6,7,8,9.10 оцениваются в 2 балла, отрицательные- - 0 баллов, иногда (не знаю0 – 1 балл.

Положительные ответы на вопросы 2,3,4,5 оцениваются как 0 баллов, отрицательные – 2 балла, не знаю – 1 балл.

Показатели суммируются, и проводится статистическая обработка.

Приложение 3

Интервьюирование детей(3-4 лет)

Цель: определение гендерной идентичности ребенка, устойчивости его гендерного образа «Я».

Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы.

1.Установление контакта с ребенком и определение гендреной идентичности:

  • Какая твоя любимая игрушка дома?
  • Какая твоя любимая книжка, сказка?
  • Какой твой любимый мультфильм?
  • Каким цветом ты любишь рисовать?
  • Что ты любишь рисовать?
  • Кем ты хочешь стать, когда вырастешь? (профессия)
  • С кем ты больше любишь играть – с девочками или мальчиками?
  • Кого бы ты хотел пригласить к себе в гости – девочку или мальчика?
  • Если мальчик играет в куклы, он может превратиться в девочку?
  • Если девочку коротко подстричь, она может стать мальчиком?

2. Определение гендерной идентичности (В.Е.Каган, 2000):

  • Ты мальчик или девочка? (Для того чтобы избежать эхолалических ответов, когда ребенок повторяет последнее слово, в этом и других вопросах первым называется то слово, которое соответствует полу испытуемого, например, ля мальчиков – «ДЯДЯ», «муж», «папа» и т.п.)
  • Когда ты вырастешь, кем ты будешь:

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой.

  • Кем ты хочешь быть, когда вырастешь:

а) дядей или тетей;

б) мужем или женой;

в) папой или мамой.

  • Может быть так, что ты вечером ляжешь спать мальчиком9девочкой), а утром проснешься девочкой(мальчиком)?
  • Если бы это было возможно, ты хотел(а) бы заснуть мальчиком(девочкой), а проснуться девочкой(мальчиком)?
  • Знаешь ли ты, чем отличаются девочки от мальчиков? (Если вопрос непонятен, можно задать уточняющие вопросы: мальчик и девочка – это одно и тоже? Они одинаковые? Как ты узнаешь – кто мальчик, а кто девочка?)

Приложение 4

Интервьюирование «Девочки о мальчиках, мальчики о девочках» (4-5)

Цель: Выявление интереса к взаимодействию с представителями противоположного пола в средней группе.

Инструкция: педагог организует индивидуальную беседу с ребенком и фиксирует ответы .

Вопросы для девочек:

  • Тебе нравятся наши мальчики?
  • Какие у нас мальчики?
  • У тебя есть друзья – мальчики7
  • Тебе нравится играть с мальчиками?
  • В какие игры ты играешь с мальчиками?

Вопросы для мальчиков:

  • Тебе нравятся наши девочки?
  • Какие у нас девочки?
  • У тебя есть друзья – девочки7
  • Тебе нравится играть с девочками?
  • В какие игры ты играешь с девочками?

Приложение 5

Опрос родителей «Должны ли девочки и мальчики 4-5 лет взаимодействовать с представителями противоположного пола»

Уважаемые родители!

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

  • Нужно ли, чтобы дети 4-5 лет разного пола взаимодействовали друг с другом? Почему?
  • Что рассказывает Ваш ребенок о взаимодействии с противоположным полом?

Приложение 6

Педагогические ситуации

Инструкции педагогам: проанализируйте ситуацию и найдите решение конфликта.

Ситуация 1

Мальчик и девочка поссорились. Причина ссоры – не поделили велосипед, который не принадлежит ни одному из них. Как вы поступите?

Ситуация 2

Даша не любит делиться игрушками с другом Димой. Они в очередной раз поссорились. Она прибежала к воспитателю с торжествующим видом, гордая собой, и с улыбкой заявила: «Димка – дурак, он меня обозвал, а я его стукнула!» Как вы поступите?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида

« Детский сад №84 «Серебряное копытце»

Деловая игра

 «Просто о сложном»

(гендерное воспитание)

Набережные  Челны

2012 год