"Как научить ребёнка постоять за себя"
статья (старшая группа) по теме

Огорелкова Валентина

Лекторий для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_nauchit_rebyonka_postoyat_za_sebya.docx14.67 КБ

Предварительный просмотр:

Лекторий для родителей

"Как научить ребенка постоять за себя"

Цель: определить, что значит умение постоять за себя; повысить уровень информированности о способах воспитания, направленных на формирование уверенности ребенка в себе.

Прежде чем говорить о способах обучения защиты, необходимо четко уяснить, что значит "Постоять за себя"?

- Постоять за себя в споре – доказать свою точку зрения.

- Постоять за себя в драке – защититься, дать сдачи.

- Постоять за себя в делении имущества – отстоять свои права.

- Постоять за себя в компании – отстоять свое мнение, точку зрения, не поддаться чужой воле, влиянию.

Жизнь не бывает гладкой и легкой. Нередко возникают конфликты по самым разным поводам. Но не надо настраивать ребенка на то, что вокруг одни враги, а жизнь извечная борьба. Для нормального развития ребенку совершенно необходимо верить, что мир добр. Да, в нем могут встречаться отдельные вкрапления зла, но именно вкрапления, редкие и непременно побеждаемые добром. Иначе страх парализует ребенка, затормозит его интеллектуальное и эмоциональное развитие.    

На что надо обратить особое внимание в воспитании, что бы ребенок умел постоять за себя?

- Во-первых, на свое собственное поведение, чувства, отношение к окружающим. Если родители сами не умеют конфликтные ситуации конструктивно, то как они могут этому научить ребенка?

- Во – вторых, на свое отношение к ребенку (слова, фразы, поведение). Чаще всего не могут постоять за себя дети тревожные, неуверенные, слабые. Поэтому очень важно развивать у детей уверенность в себе:

1. Уважать его душевный настрой. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим. Нужно позволять ребенку мечтать.

2. Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснить, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

3. Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что–то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: "Все ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?"

4. Помочь почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может делать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Особое внимание нужно уделить возлагаемой на ребенка ответственности за самостоятельные действия. Хорошо, если эта ответственность будет вселять дополнительную уверенность в ребенка.

5. Помочь понять обучающую роль ошибок.  Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен.

6. Содействовать формированию положительного образа "Я". Ребенок должен прежде всего знать о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей. Говорить о своих недостатках и трудностях.

7. Помогать ребенку верить в интуицию.

8. Давать выражать свои чувства открыто.

9. Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.

10. Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями.  Он не обязан соответствовать образу, желаемому родителями.

Особое внимание  в этом вопросе необходимо уделить отношению взрослого к обиде его ребенка. Часто бывает, что ребенка обидели нечаянно, и он бы даже и не обратил на это внимание. Но родитель может придать этому особое значение: "Тебя обидели, а ты не дал сдачи!.." Конечно, бывает и настоящее унижение, когда "крутые " одноклассники действительно травят неугодного. Но нередко бывает, что взрослые раздувают из мухи слона и этим только вредят своему ребенку, поскольку вместе с "мухой" (пустяковой обидой) раздувается его самолюбие. А раздутое гипертрофированное самолюбие мешает человеку нормально строить отношения с окружающими. Он во всем выискивает подвох, вспыхивает как спичка, при малейшем неосторожном слове, сказанном в его адрес. Обида вообще очень плохое, вредное чувство. Она разъедает душу. Пробуждает в ней злость, зависть, ненависть.

Но если все же ребенка обижают, заступиться или нет?

- Разобраться в причине.

- Подсказать ребенку, как поступить в этой ситуации.

- Если ребенку самому не удается самому защититься самому, то нужно обязательно вмешаться, помочь и защитить (поговорить с родителями обидчика с учителями, администрацией образовательного учреждения). Даже взрослые обращаются в милицию.

- Научите ребенка приемам самообороны, но при этом не забывайте и о воспитании нравственных качеств (не обижать слабых, беззащитных, побежденных).

Очень важно, чтобы ребенок научился защищать себя, отстаивать свою точку зрения к подростковому возрасту. Так как в этом возрасте ребенок очень подвержен влиянию компании. И если он не уверен в себе, испытывает чувство страха, то под влиянием компании они начинают употреблять наркогенные вещества, совершать противоправные действия.