Консультация для родителей "Что нужно, чтобы хорошо писать?"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Что же такое письмо? Почему у детей пропадает интерес к обучению. Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Одна из основных задач подготовительной группы -подготовка детей к школе. Нас волнуют проблемы возможной школьной не успешности ребёнка и формировании адекватной педагогической позиции родителей будущих первоклассников.
Некоторые родители требуют от своего ребёнка максимальной самостоятельности и дисциплинированности, к проявлению которых дошкольник ещё не готов. Многие занимают позицию чрезмерной опёки и контроля, не давая ребёнку проявить свои возможности и интересы, первые ростки самостоятельности. Такие папы и мамы склонны воспринимать успехи и неудачи ребёнка как свои собственные. Для них характерны нетерпеливость в процессе помощи ребёнку, разочарование от его ошибок, не понимание его трудностей, связанных с изменением социальной позиции – принятием роли школьника.
Часто родители будущих первоклассников не могут понять, почему у детей пропадает интерес к обучению, хотя они усиленно готовили их к школе. Логика рассуждений такова: если заранее научить ребёнка тому, с чем он встретится в школе, он будет хорошо учиться. Таким родителям сложно понять, что умение детей читать и писать не гарантия успешного обучения в школе, важно научить их внимательно слушать и правильно выполнять задания, общаться с учителем и одноклассниками, а главное – стремиться к обучению.
Что же такое письмо?
Поставьте себя на место своих детей прочувствуйте как, это трудно овладеть письмом. Напишите левой рукой (для правшей) «Я учись писать» Что вы испытывали при написании фразы в непривычных для себя условиях?
Вот такие же трудности испытывают ваши дети в период обучения письму.
Письмо – сложный навык и вид графомоторной деятельности. Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:
- речеслухового, помогающего произвести отбор нужного звука (звуковой анализ и синтез , это фонематическое восприятие; способность человека распознавать звуки речи это фонематический слух.)Различить гласный-согласный, твердый - мягкий, звонкий -глухой
Ребёнок 6 лет может:
*Повторять слоговые цепочки, разной степени сложности
(ба-ба-па, по-па-ба-па…)
*отбирать картинки на заданный звук;
*определять последовательность и количество звуков в словах;
*синтезировать звуки речи в целое слово.
Рекомендации по развитию фонематического слуха и восприятия:
- опора на тактильные ощущения при анализе звуков (руку на горло, уши закрыть..)
- систематическое повторение слоговых цепочек
- использование графических обозначений звуков
- определение места звука в слове (начало, середина __Р__,)
- выполнение позиционного анализа: между, после, перед каким звуком стоит заданный.
- перечисление всех звуков по порядку, определение кол-ва звуков.
- звукобуквенный анализ
- придумывание слова по заданной схеме,
- придумывание слова из 4-х звуков, со звуком «Р»
-двигательного анализатора, с помощью которого осуществляются мелкие движения мышц кистей и всей руки
При недоразвитии мелкой моторики:
- дрожащие линии;
- колебание наклона и высота букв;
- быстрое наступление мышечного утомления;
- небрежное выполнение письменных работ.
Для развития мелкой моторики:
- Пальчиковые упражнения;
- Упражнение на межполушарное взаимодействие «Кулак-ребро-ладонь» (правая рука, потом левая, затем двумя вместе-8-10 раз)
- Упражнения с бумагой (оборвать из бумаги строчную букву «о»)
- выкладывание букв из подручного материала
-речедвигательного анализатора, помогающего осуществить проговаривание. Если у ребёнка есть нарушения произношения, которые сопровождаются нарушением слуховой дифференциации,
несформированность фонематических процессов, они могут отразиться на письме, он его фиксирует на письме: «КАК ГОВОРЮ, ТАК И ПИШУ»
Причина, после постановки звука – при внутреннем проговаривании не происходит опоры на правильную артикуляцию звуков.
Рекомендации по развитию речедвигательного анализатора:
1.контроль за правильным произношением звуков
(губы, воздушная струя, голос….У ежа-ежата, у ужа-ужата)
2.развитие движения губ, языка, щёк.
3.скороговорки, чистоговорки
4 упражнения на выработку воздушной струи
5.закрепление произношения звуков в словах, предложениях.
-зрительного анализатора, участвующего в подборе
соответствующих графем(букв)
Виды ошибок при недоразвитии зрительного анализатора
1.смешения букв по оптическому сходству
Б-д, п-т, о-а…
2.зеркальность
3.трудность удержания строки
Рекомендации:
- назови перечеркнутые изображения
- наложенные предметные картинки
- покажи правильно написанную букву
- дорисуй и назови
- спрятанные предметы
- «Чего не стало», Что изменилось?», «Запомни и назови»
Перечень игр в подготовительной группе:
- игра «Строители»-собери слово из звуков(п-и-р-о-г)
- «Домики»:дом, избушка, замок-деление слов на слоги
- «Техники»-дорисуй сломанные буквы
- «Ребусы»
- «Лото»-прочитай слово и соедини с картинкой которая изображает его
- «Зеркало»
- составь слово по первым звукам
- «4 лишний»
- «Путаница»-переставь слоги.(ба-жа,
- «Лестница»-ходим вверх, вниз читаем слова
- «Звук заблудился»: мишка плачет и ревёт: просит пчёл чтоб дали ЛЁД(мёд)
Навык чтения формируется постепенно. Ребёнок проходит путь от побуквенного чтения до синтетического, на котором овладевает звукобуквенными обозначениями. Он длится в течение до букварного и букварного периода.
Успешное прохождение данного этапа возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций (по Р.И.Лалаевой):
- фонематического восприятия;
- фонематического анализа;
- зрительного анализа и синтеза;
- пространственных представлений;
- зрительного мнезиса.
В настоящее время 90-95% детей при поступлении в 1-й класс умеют читать. Этап овладения звукобуквенными обозначениями прошел для них в дошкольный период.
Многие родители считают, что умение читать- основной показатель готовности к школе, но не учитывают того, как и кто учил ребёнка. Необходимо сформировать понятие о взаимосвязи буквы и звука, то первоклассника приходится переучивать, а это сложнее, чем научить.
И еще одна из причин ошибочного чтения: пропусков букв, замена мягких согласных твёрдыми.
После овладении звукобуквенными обозначениями ученик переходит к слоговому чтению. Единицей чтения является слог. Наиболее простые для восприятия и воспроизведения прямые слоги: мА, то, ну. На этом этапе дети часто пропускают буквы на стыке согласных (сбро-сил, порт-фель), опускают суффиксы (не березка, а береза), с трудом устанавливают грамматические связи между словами в предложении, что приводит к заменам окончаний, пропускам или заменам предлогов и союзов.
К концу 1-го класса ученик переходит на ступень становления синтетических приемов чтения и допускает наибольшее количество ошибок, особенно при чтении малознакомых и трудных по структуре слов.
Стремление читать быстро и получить одобрение со стороны учителя и одноклассников приводит к угадывающему чтению. Тогда наблюдается резкое расхождение прочитанного с напечатанным, появляется большое количество ошибок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Чтоб хорошо говорить"
Ребенок младшего дошкольного возраста (от 2 до 4 лет) уже в значительной мере овладевает речью, но речь еще недостаточно чиста по звучанию.Для детей данного возраста характерна общая смягченность...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/06/picture-282069-1378462246.jpg)
Природоохранная акция в ДОУ «Знаки сделаем мы дружно и расставим там, где нужно, чтобы людям показать, как природу охранять»
Природоохранная акция в ДОУ«Человек, овладевший экологической культурой,подчиняет...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-521460-1415548513.jpg)
Конспект НОД по экологическому воспитанию в средней группе «Зачем нужно, чтобы вода была чистой»
Предлагаю Вашему вниманию конспект НОД по экологическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/17/picture-1200205-1576597939.jpg)
Консультация "Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?"
Консультация "Сколько занятий нужно, чтобы поставить звук?"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/30/picture-305125-1598785624.jpg)
Методическая статья «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться.»
Формирование элементарных математических представлений есть лишь средство умственного развития ребёнка, его познавательных способностей. Стремление познавать окружающий мир присуще человеку, это...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/17/picture-1402098-1650177173.jpg)
Консультация «Что нужно, чтобы ребенок заговорил правильно»
Очень важно в дошкольный период научить детей свободно и правильно говорить. Долгий и сложный процесс овладения родным языком начинается с самого раннего возраста. Формирование и развитие речи у детей...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-288479-1547362416.png)
Занятие по обучению грамоте "Чтобы хорошо учиться, надо хорошо трудиться"
Обучение грамоте детей дошкольного возраста, 4 - 5 лет...