Главные вкладки

    Методические рекомендации по работе с одаренными детьми дошкольного возраста
    консультация на тему

    Ананьева Галина Валентиновна

    Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.   Родителям принадлежит особая роль – содействие развитию. Своим личным примером, поведением мы должны способствовать развитию так, чтобы подводить одарённого ребёнка к лучшему пониманию себя, своих способностей и возможностей, жизненных целей и ценностей. Главная цель- содействие интеллектуальному, эмоциональному и нравственному росту ребенка; непрерывному самораскрытию, реализации лучшего в человеке на пути личностного становления. Содействовать, а не управлять, не принуждать развиваться в «нужном направлении». Одарённый ребёнок – прежде всего нормальный ребёнок с высокоразвитым уровнем способностей, которому также необходима родительская забота и любовь.                                                   

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

    центр развития ребенка

    детский сад №71 «Почемучка»

    Методические рекомендации

    по работе с  одаренными детьми дошкольного возраста

    подготовила   воспитатель:

    Ананьева Г.В.

    2014

             Детская одаренность – это важнейшая мировая, комплексная, психолого-педагогическая и социально-общественная проблема во всех развитых странах. Мы все слышали о вундеркиндах, еще в годы детства поражающих своими удивительными способностями. История знает случаи, когда многие выдающиеся люди уже с детства блистали незаурядными способностями.                                                                                                       Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, в том числе имеющей стихийный, самодеятельный характер.                                                      В большинстве своем образовательный процесс в дошкольных образовательных учреждениях строился без учета индивидуальности ребенка.                                                                                                                       Сейчас, в условиях введения ФГОС ДО,  создание условий, способствующих развитию одаренности детей еще в дошкольном возрасте, развитию их разнообразных потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного дошкольного образования.                          Семейная среда на этапе дошкольного детства играет ведущую роль в формировании творческой личности. В семье складывается отношение к неординарности, талантливости ребенка, что обусловливает впоследствии формирование его самооценки собственных возможностей, его активную или пассивную позицию в отношении развития своих способностей.                  

    Зачастую чрезмерная обучающая деятельность, тем более, если она предполагает выполнение большого количества заданий репродуктивного типа, негативно сказывается на одаренности ребенка.                                  Наиболее многочисленная группа родителей – это те, кто интуитивно угадывает высокий творческий потенциал своего ребенка и даже пытается помочь в его раскрытии, сталкивается при этом с массой трудностей.                      И основная трудность заключается, как правило, в выборе оптимального соотношения между желаниями, требованиями взрослых и стремлениями, интересами ребенка.                                                                                   Специалисты отмечают, что ребенок развивается с необычайной скоростью, поэтому так важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой ступени. Одаренные дети чаще всего развиваются с опережением. Их неординарные способности нередко провоцируют родителей на форсирование развития потенциала детей.                                                            Свободные игры – такой интересный для ребенка и значимый для его развития элемент детства, вытесняются из жизни ребенка, и заменяются родителями «более полезными для развития» занятиями музыкой, танцами, спортом. Обучение школьным навыкам начинается с 3-4 лет. Детство сокращается, при форсировании развития не всегда успевают созревать разнообразные способности ребенка.                                                              Выступая против попыток искусственной акселерации, А. В. Запорожец в противовес выдвинул идею расширения, углубления тех сторон развития, которые специфичны именно для дошкольного возраста. По мнению, А. В. Запорожца, если в детские годы не сформировать должным образом непосредственное восприятие окружающего и наглядно-образное мышление, то и дальнейшее развитие может получить чрезмерно отвлеченный, оторванный от конкретной действительности характер.                       Специфические виды детской деятельности – предметная игра, рисование, конструирование, лепка и др. – не только возможны, но и необходимы для раскрытия одаренности дошкольника.                                                            Сегодня, в связи с бурным развитием современной компьютерной техники,  возникает потребность ее использования для развития дошкольников.                

    Здесь можно порекомендовать взвешенное отношение родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений к взаимодействию ребенка и компьютера. С одной стороны, неправильно будет ограждать ребенка от реально существующей информационной цивилизации.

     С другой стороны, время нахождения ребенка у компьютера должно быть строго регламентировано – не более 15 минут в день в младшем дошкольном возрасте и, доводя до максимальных значений 30-45 минут в день, в старшем дошкольном возрасте. Следует понимать, что занятия с компьютером не замещают, а дополняют другие формы развития ребенка.                                                                                                

                 Одаренный ребенок очень чувствителен к мнениям, оценкам окружающих. Он предъявляет высокие требования к себе и другим. Иногда нужно защитить одаренного ребенка от него самого, т. к. его излишняя требовательность может действовать и разрушительно.                                   Возраст от 5 до 8 лет Э. Эриксон определяет как период«предприимчивости против неполноценности».

    Исследователи отмечают, что следует осуществлять системное формирующее воздействие на одаренных детей через определенный комплекс психолого-педагогических условий. Среда, в которой одарённость могла бы актуализироваться, должна обладать следующими особенностями:                                                                   - Высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых. Многовариативность обеспечивает возможность нахождения путей решения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.                                                                                                             - Предметно-информационное обогащение среды. Предполагает наличие необходимого (максимального) материального и информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной среде, возможность любого их использования.                                                                                                     - Активизация трансформационных возможностей предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная среда должна быть способна к самым разным, неожиданным преобразованиям.                                    - Гибкость в использовании времени, средств и материалов. Предполагает отсутствие прямых указаний, предоставление дошкольникам возможности самостоятельно ставить задачу, выбирать время, последовательность, способы ее решения.                                                                                      - Сочетание индивидуальной игровой и исследовательской деятельности с ее коллективными формами. Одаренного ребенка необходимо обучать не только в индивидуальной, но и коллективной творческой деятельности.                   На основании выделенных психолого-педагогических условий, характеристик развивающей среды можно предложить следующие рекомендации по развитию одаренных детей дошкольного возраста:                     1) вовлечение дошкольников в свободные игры со сверстниками;                        2) моделирование для детей ситуаций незавершённости и открытости деятельности и мышления в отличие от жёстко заданных и строго контролируемых условий;                                                                                          3) акцент на вовлечении дошкольников в специфические детские виды деятельности (предметные игры, рисование, конструирование, лепка и др.)             4) разрешение и поощрение высказывания множества вопросов;                             5) использование в обучении дошкольников провокационных вопросов (постановка проблем или затруднений, для устранения которых нет известных средств), стимуляция выработки детьми собственных средств осуществления деятельности, а не принятие готовых;                                                 6) привлечение внимания к интересам детей со стороны воспитателей и родителей, предоставление детям возможностей осуществления совместной с взрослыми деятельности, наличие в окружении ребенка образцов и результатов взрослой креативности;                                                                           7) обеспечение предметно-информационной насыщенности развивающей среды (наличие необходимого информационного ресурса, доступность и разнообразие предметов в данной микросреде, в т. ч. современные ИКТ, возможность разнообразного их использования детьми);                                                   8) стимулирование самостоятельности и независимости дошкольников, формирование ответственности за себя и свое поведение;                                      9) использование аргументированной оценки для анализа действий, а не для награды или осуждения;                                                                                       10) создание атмосферы взаимопонимания (принятия) и возможности спонтанной экспрессии, творческого использования знаний.                         При выполнении вышеперечисленных рекомендаций необходимо не забывать об определяющем значении для развития одарённости ребенка дошкольного возраста организации соответствующей развивающей среды, и целенаправленной поддержки одаренности ребенка со стороны окружающих его взрослых.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

    Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

    Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

    Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

    Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

    Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду

    Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...

    Консультация для педагогов "Методические рекомендации по работе с детьми дошкольного возраста, имеющими особые образовательные потребности"

    В данной статье не рассматриваются цели, задачи и методика работы с детьми в специальных группах для детей дошкольного возраста с отклонениями и задержками развития. Однако и в массовой группе воспита...

    Методические рекомендации воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития .

    Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны характерологические особенности таких детей, а также даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

    Методические рекомендации «Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»

    Методические рекомендации«Организация работы с детьми старшего возраста на экологической тропе»                          ...