Родительское собрание для родителей подготовительных групп ДОУ "Психологическая готовность к школьному обучению".
консультация (подготовительная группа) по теме

«Быть готовым к школе – не значит

                                      уметь читать, писать и считать.

                                        Быть готовым к школе – значит

                                        быть готовым всему этому

                                                                       научиться."

                                                       ( Венгер Л.А.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod._sob.got_k_shkole_14g.docx19.65 КБ
Microsoft Office document icon pamyatka_pervokl.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Психологическая готовность детей к школьному обучению».

В чем проявляется неподготовленность к школьному обучению?

  Неподготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим класса. Он проявляет мало инициативы, тяготеет шаблонным действиям и решениям, у него возникают              затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать, писать и считать, не говоря уже о 6-летках.

                                      «Быть готовым к школе – не значит

                                      уметь читать, писать и считать.

                                        Быть готовым к школе – значит

                                        быть готовым всему этому

                                                                       научиться.»

                                           

                                                       ( Венгер Л.А.)

Что же означает психологическая готовность ребенка к школе?

    От того, как ребенок подготовлен школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие.

Когда говорят о готовности к школе, обычно подразумевают, что ребенок должен уметь читать, пересказывать ( у него должна быть развита речь ), писать ( у него должна быть развита мелкая моторика ), считать( владеть навыками счета ) – это педагогическая готовность к школе.

Помимо этого, ребенок должен обладать определенным уровнем физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать домашние задания – задача  непривычная для дошкольника – это физическая готовность к школе.

                                        Но, конечно, этого недостаточно.

Есть еще и социальная готовность к школе. Что это значит?

 У ребенка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т.е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

  Многие родители  понимают, насколько важно у ребенка желание учиться, поэтому они рассказывают ребенку о школе, об учителя и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.

Личностная готовность.

   Чтобы успешно обучаться в школе, ребенок должен уметь строить адекватные системе обучения отношения со взрослыми, т.е. у него должна быть развита произвольность.  На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети  не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».

   Также ребенок должен уметь строить отношения со сверстниками. Общение  ребенка с детьми не должно отличаться  особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакт, относиться к сверстникам как партнерам.

  Часто мы можем услышать от дошкольника: «я самый сильный в группе», «мой рисунок самый лучший» и т.п. Для дошкольников характерна необъективно высокая оценка себя и своих способностей. Это происходит не от избытка самоуверенности и зазнайства, а является особенностью детского самосознания. Не нужно бороться с завышенной самооценкой и раньше времени добиваться ее адекватности. Это должно пройти само собой как результат прохождения ребенком кризиса 7 лет.

           Но у некоторых дошкольников наблюдается неустойчивая, а иногда даже заниженная  самооценка. Это говорит о том, что дети испытывают дефицит внимания, любви, поддержки, эмоциональной защищенности со стороны взрослых. Низкая самооценка, сформированная на протяжении дошкольного детства, может стать причиной неуспеваемости в школе. Она порождает страх неудачи, а в своем крайнем проявлении – отказ от деятельности. Такие дети в школе отказываются отвечать у доски и с места. Ребенок готов прослыть лентяем, чем  неуспешным в учебе.

Интеллектуальная готовность.

Интеллектуальный аспект готовности к  школе – это уровень развития познавательной сферы, психики. Он затрагивает такие психические функции, как восприятие, внимание, память, мышление, речь.

  Внимание: важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.

  Память: для ребенка 6 – 7 лет вполне доступно такое задание - запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до  5 слов. Можно называть слова еще раз и  после 3 – 4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов.

  Мышление: совершенствуется наглядно-действенное мышление   (манипулирование предметами), улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что  такое план комнаты. С помощью  схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться  предпосылки логического мышления.

 Воображение:  становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.

        Как подготовить ребенка к школе? Конечно, с помощью игры.

Полезны игры разные. Даже «несерьезные» игры: в «больницу», «Дочки-матери», «школу». Особенно ценно, когда в таких играх участвуют сразу несколько детей.       Это развивает коллективизм, ребенок учится строить взаимоотношения, разрешать возникающие конфликты.

  Дети осваивают взрослую жизнь, систему поведения, обязанности. И главное – все происходит без принуждения, легко и охотно.

  Полезны также игры с  пластилином, карандашами и т.д. То есть почетное место занимает лепка,  аппликация, рисование, конструирование.  В этих занятиях развивается представление о мире, предметах, животных, людях. Также развивается умение мысленно представлять предметы, «рассмотреть» их в уме.  Позднее это окажется важным при изучении  физики, геометрии и др.      

Лучше сделать заранее .

 1. Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

2. Посетите несколько раз его будущий класс, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка для ребенка не казалась незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

3. Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников.

4. Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.

5. Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

 6. Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней –  абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения.

                                           

                                                       

         

                           



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА   РОДИТЕЛЯМ

БУДУЩИХ  ПЕРВОКЛАССНИКОВ

  1. Поддерживайте в ребенке стремление стать школьником.

Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. Рассказывайте  ребенку о своих школьных годах, это повысит его интерес к школе.

  Следите за состоянием здоровья и занимайтесь реабилитацией всех выявленных отклонений.

  1. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
  2. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться, у него может что-то не сразу получаться, это естественно, ребенок имеет право на ошибку.
  3. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
  4. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
  5. Поддерживайте первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
  6. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом к учителю или школьному психологу.
  7. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение  первоклассника о своем учителе.
  8. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры.

      У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

Качества, которыми должен обладать ребенок, чтобы учиться в 1 классе:

  • внимание, способность к длительному (15-20 минут) сосредоточению;
  • сообразительность;
  • любознательность;
  • развитое воображение;
  • начальные навыки чтения, счёта, письма;
  • физическая ловкость;
  • волевые качества (способность выполнять не только привлекательную работу);
  • организованность, аккуратность;
  • дружелюбие, умение общаться с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Дети и родители на школьном старте»

Родительское собрание для родителей подготовительной группы«Дети и родители на школьном старте»Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основны...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе "Психологическая готовность к школьному обучению"

В данной методической разработке достаточно полно раскрывается понятие «психологическая готовность к школе», даны рекомендации родителям по подготовке ребенка к школьному обучению. Данный ...

Стендовая информация для родителей детей подготовительных групп о готовности к школьному обучению.

в файле содержится готовая стендовая информация для родителей детей подготовительных групп1. Памятка для родителей"ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ?" а так же2.ПОДС...

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга на тему: «Готовность к школьном обучению»

Выступление на родительском собрании с элементами тренингана тему: «Готовность к школьном обучению»...