Выступление на родительском собрании с элементами тренинга на тему: «Готовность к школьном обучению»
методическая разработка (подготовительная группа)

Киселева Валентина Леонидовна

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга

на тему: «Готовность к школьном обучению»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Выступление на родительском собрании с элементами тренинга

на тему: «Готовность к школьном обучению»

Киселева В.Л.

педагог -  психолог

г. Советский,  2022 г.

Здравствуйте, уважаемые родители!

Что самое важное в жизни ребенка? Правильно -  Родительская любовь, ведь мы все когда то были детьми. Что по вашему значит – любить своего ребенка? (заботится, интересоваться его жизнью, возить отдыхать, развивать, покупать еду, одежду). Вашему вниманию представляется маленькое, но очень содержательное видео, созданное еще в 2012 году, очень актуальное до сих пор. Помогает увидеть и понять наших детей, любить их. (Притча «Я хочу быть таким как телевизор»). 

Упражнение «Ребёнок – статуя»

Цель: осмысление последствий от вербальных родительских посылов детям  через эмоциональное вхождение в моделируемую ситуацию.

Оборудование: 6 плотных платков или шарфов, напечатанные фразы для озвучивания вслух слушателями.

Порядок проведения.

Ведущий настраивает  аудиторию: Что значит - принимать ребёнка  безусловно? Это значит любить его просто потому, что он есть, ведь когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы он был здоровым и счастливым, улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда это эму было необходимо.  И по мере того, как он растёт, отношение к нему меняется. Бывает, меняется настолько, что трудно поверить, что он для родителей в радость.

Из аудитории выбирается слушатель, желающий сыграть роль ребёнка. Ему предлагается выбрать среди присутствующих любого человека, в котором он видит поддержку. Этот человек встаёт за спиной «ребёнка», прикладывает ладони к его спине, важно их не убирать во время всего действия.

Остальным присутствующим раздаются напечатанные фразы, которые они произносят хором по сигналу ведущего. Ведущий играет роль мамы. Все слова: и за себя и за ребёнка, озвучивает «мама». Разыгрывается сценка.

Ты моя маленькая дочь (сын), моя первоклассница (первоклассник). Мы с тобой спешим в школу, нам надо успеть на автобус. А ты очень энергичный, любознательный, ребёнок, задающий кучу вопросов даже тогда, когда мы вприпрыжку идём к автобусу. Я беру тебя за руку и побежали.

 - Мама, а что там такое, посмотри! – говоришь ты.

 - Некогда, смотри под ноги, вечно спотыкаешься! Что ты крутишь головой? Смотри на дорогу! – я тебе отвечаю – по сигналу ведущего слушатель произносит предложенную фразу: ПЕРЕСТАНЬ ГЛАЗЕТЬ!

(На этой фразе мама завязывает шарфом ребёнку глаза).

И мы дальше спешим в школу. Забегаем в автобус, и я встречаю там свою подругу, начинаю с ней обсуждать свои дела. Дочь внимательно слушает, а потом говорит:

 - Мама, ты слышала, как пропела птичка? А кто такой дядя Юра?

 - Ты чего вмешиваешься во взрослый разговор? И вообще, ты чего уши развесила, как не стыдно подслушивать! ЗАКРОЙ БЫСТРО СВОИ УШИ!

(На этой фразе мама завязывает ребёнку уши).

Мы выходим из автобуса, распрощавшись с моей подругой, и бежим по дороге. При этом я постоянно поглядываю на часы, чтобы не опоздать.

 - Ой, какой сегодня день, Будет здорово! Мам, меня Машка ждёт, я ей пообещала принести ластик, тот, что…

 - Отстань! Ты что разболталась, некогда сейчас, мы опаздываем. Да можешь ты, в конце концов, помолчать! БЫСТРО ЗАКРОЙ РОТ! (На этой фразе мама завязывает ребёнку рот).

Хватаю ребёнка за руку, и мы двигаемся дальше. Девочка уже молчит, но начинает поднимать на ходу какую-то веточку. Я бью её по рукам и говорю, какая она непослушная:

 - Что у тебя за руки, что ты их всё время куда-то суёшь, не можешь без этого! Выброси, я тебе сказала! УБЕРИ РУКИ! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку руки).

Но тут дочь начинает скакать, задирать ноги. Я в ужасе кричу на неё:

 - Ты где этому научилась? Это ещё что такое? Перестань дрыгать ногами! СТОЙ СМИРНО! (На этой фразе мама крепко завязывает ребёнку ноги).

Я смотрю на часы, нервничаю, что мы не успеваем, и начинаю подгонять ребёнка:

 - Что ты тянешься, копуша, делай шаг шире, ты, что ходить разучилась?! Иди быстрее! Дай руку! Не руки, а крюки – ни писать нормально, ни держать ничего не умеют! Гляди на дорогу, не спотыкайся, что ты как слепец идёшь! Да не молчи ты, я с тобой разговариваю,  глухомань!

(В этот момент ведущий сигнализирует наблюдателям, чтобы они произнесли вслух одновременно и громко свои фразы).

Ребёнок начинает хныкать. Я уже почти ору на неё (него):

 - Что ревёшь?! Что ты плачешь, я тебя спрашиваю, ворона. Нечего реветь! Позоришь меня только! Я кому сказала, ПЕРЕСТАНЬ РЕВЕТЬ! (На этой фразе мама крепко перевязывает ребёнку живот).

 - Мы уже пришли в школу. ИДИ И ЖИВИ! (На этой фразе мама слегка подталкивает ребёнка вперёд).

Спрашиваю у «ребёнка», каково ей (ему) живётся? Что хочется? Что хочется развязать прежде всего? Чаще всего – это живот, так как он туго перевязан, и это самое «больное место». Ей (ему) всё запретили, да ещё и плакать нельзя, то есть наложили запрет на чувства. Родители часто способны отобрать это право своими словами (вербальными посылами) и воспитательными действиями.

Затем я развязываю по очереди то, о чём просит «ребёнок». Когда всё развязано, спрашиваю:

 - Что чувствовал(-а) на протяжении всего действия?

 - О чём думал(-а)?

 - Каково было, когда все вокруг начали приказывать?

Обычно в практике звучат слова душевной боли и очень часто о ненависти к матери и к залу, который произносил громко фразы.

 - Что являлось поддерживающим моментом в сценке?

Обычно это тот человек, который стоял сзади, всё время поддерживал, помогал удержаться на ногах и ориентироваться в пространстве. Очень часто в жизни это бывает посторонний человек, который может выслушать, протянуть руку помощи, защитить, поднять настроение… И хорошо, если такие люди есть и оказываются рядом в нужный момент. А каково тому ребёнку, у которого такой поддержки нет?

Вот в такое состояние часто вгоняют родители своего ребёнка, мальчика или девочку, и при этом преследуем благородные цели воспитания: чтобы ничего лишнего не увидел, не подслушивал, не болтал, не брал и был скромным и воспитанным. А ребёнку невыносимо слышать такие слова от родных папы и мамы. А бывает и так, что такие слова он слышит и от чужих людей: прохожих, друзей, учителей. Как ему в таком состоянии «статуи» жить?

Затем родителя, который играл роль ребёнка, я прошу:

 - Посмотри, как ярко светит солнце! Какие радостные лица у людей! Сколько вокруг красивого и чудесного!

 - Послушай, как поют птицы! Как звонко смеются дети! Как рычит проезжающая машина!

 - Поговори со мной. Расскажи, что ты видишь вокруг?

 - Протяни мне свои руки, обними меня. Потрогай, какая мягкая игрушка на столе!

 - Давай пройдёмся, попрыгаем, как это здорово!

 - Что ты чувствуешь сейчас?

Обязательно дать возможность проговорить свои позитивные эмоции, закрепить их. И после этого освобождаю его (её) от роли ребёнка.

Сегодня я хочу Вас поздравить с выходом на «финишную прямую по подготовке детей к школьному обучению». Это очень важное событие в жизни  каждого ребенка и его родителей, радостное, но в тоже время волнительное.

Безусловно, вы полны желания, чтобы ваш ребенок не только хорошо учился, но и оставался здоровым, успешным человеком. Это зависит от того как мы ответственно отнесемся к этому вопросу в течение этого года. «До школы еще целый год!» - часто мы слышим от вас, а мы отвечаем «До школы только один год», сколько еще нужно сделать, успеть, если хотим, чтобы ребенок легко учился, и при этом был здоров.

Родителям также необходимо обратить внимание на следующий момент. На начальном этапе школьном обучения наиболее слабым звеном в психической регуляции является контроль выполнения поставленной перед ним задачи, отвлекаемость на посторонние раздражители. "Наука властвовать собой" часто представляется непосильной задачей для ребенка.

Очень важна способность тормозить на определенное время высокую двигательную активность, столь свойственную детям, умение сохранять необходимую рабочую позу. А для освоения письма и рисования необходимы развитие мелких мышц кисти и координация движений пальцев рук. «Незрелые» дети часто становятся неуспевающими. Причем нередко это неуспевание в учебе растягивается на несколько лет. У многих формируется невроз, страх перед школой и нежелание учиться.

Следующим показателем готовности к школе является социальная готовность. Не менее, важное условие подготовленности ребёнка к школе - умение жить в коллективе, считаться с интересами окружающих людей. Если ребёнок ссорится по пустякам, не умеет правильно оценивать своё поведение, ему трудно привыкать к школе.

Психологами и педагогами замечено, что дети быстрее и легче адаптируются к школьному обучению, если умеют общаться.

К школе у детей надо сформировать следующие навыки общения:

• умение слушать собеседника, не перебивая его;

• говорить самому только после того, как собеседник закончил свою мысль;

• пользоваться словами, характерными для вежливого общения, избегая грубостей.

Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества. Но все они сходны в одном - в желании хорошо учиться. И в наших руках возможность помочь им, не отбить у них это желание.

Брошюра  

Подводя итог своего выступления, хочу сказать, играйте со своими детьми, проявляйте свою фантазию в занятиях с детьми, наслаждайтесь совместно проведенным временем, проводите досуг всей семьей. Дети растут быстро, поэтому цените каждый миг, проведенный вместе! Любви вам и терпения!

Моя деятельность в этом году как и раньше заключается в том, чтобы осуществлять психологическое сопровождение участников образовательного процесса: воспитателей, родителей и детей. Занятия будут подготовительные и индивидуальные.

Подгрупповые проходят 1 раз в неделю (2 подгруппы), с некоторыми детьми я буду заниматься дополнительно индивидуально по результатам диагностики, которая сейчас в самом разгаре, как только она закончится, в группе будет вывешено объявление и желающие по договоренности могут приходить и знакомится с ней). Очень бы хотела видеть родителей, с кем я запланирую индивидуальную работу, я само так же после диагностики позову их к себе на беседу и рекомендации.

Психологическая работа имеет отсроченный результат. От того как мы поработаем в течении этого года, зависит насколько успешным будет обучение ваших детей в школе.

Весной будет вторичная диагностика, с целью выявления динамики развития ваших детей. Так же результаты мониторинга будут переданы в УО (психологический отдел), но уже с вашего письменного разрешения. Данные мониторинга не передаются в школы.

Чек лист для родителей

«Что ребенку необходимо знать перед школой?»

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, е го главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели.

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы, мебель, посуду; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.)

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 5-10 картинок, слов.

17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

19. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

21. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.https://gymn1-sochi.ru/800/600/https/pandia.ru/text/81/130/images/img1_265.jpg



Предварительный просмотр:

Чек лист для родителей «Ребенок идет в школу»

«Что ребенку необходимо знать перед школой?»

1. Своё имя, отчество и фамилию.

2. Свой возраст (желательно дату рождения).

3. Свой домашний адрес.

4. Свой город, его главные достопримечательности.

5. Страну, в которой живёт.

6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.

7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года), части суток, дни недели.

8. Домашних животных и их детёнышей.

9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.

10. Транспорт наземный, водный, воздушный.

11. Различать одежду, обувь и головные уборы, мебель, посуду; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.

12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.

13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, а так же объёмные фигуры.

14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх - низ и т. д.), выполнят графические диктанты. 

15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.

16. Запомнить и назвать 5-10 картинок, слов.

17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)

18. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.

19. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.

20. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать.

21. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.https://gymn1-sochi.ru/800/600/https/pandia.ru/text/81/130/images/img1_265.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ в подготовительной группе на тему: «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ»...

Родительское собрание с элементами тренинга: Тема: «ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ И СПОСОБЫ ИХ РАЗРЕШЕНИЯ»

Нарушения нормального развития ребенка наступают, когда нет согласия между воспитателями — папой и мамой, между родителями и педагогами, как найти способ решения данного конфликта, рассмотрим на приме...

Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"

Родительское собрание с элементами тренинга  на тему: "Общаться с первоклассником, как?"...

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье».

Конспект выступления на собрании с элементами тренинга на тему «Психологическое насилие в семье»....