Родительское собрание с элементами тренинга на тему: "Общаться с первоклассником, как?"
методическая разработка

Александрова Инна Вячеславовна

Родительское собрание с элементами тренинга  на тему: "Общаться с первоклассником, как?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Детский сад № 85"

Родительское собрание с элементами тренинга

на тему: "Общаться с первоклассником, как?"

город Курган

Актуальность темы: Знаете ли вы, что наши малыши взрослеют также быстро, как мы стареем. Они становятся более любознательными и скрытными, особенно это касается семилетних детей. Вступив в новую фазу взросления, они естественно чувствуют себя не совсем комфортно, так как начинают больше доверять не своей любимой маме или бабушке, но одноклассникам и первой учительнице. Это вполне закономерный физиологический процесс. Те родители, которые понимают это, и не ограничивают ребенка, выделяя только свой авторитет, не теряют взаимопонимания с ребенком. Однако бывают случаи, когда родители не могут наладить отношения со своим не много повзрослевшим ребенком, поэтому нижеприведенные  советы  родителям первоклассников,  помогут не только найти общий язык с ними, но и возобновят доверительные отношения между детьми и взрослыми.

Цель встречи:  способствовать осознанию родителями собственного опыта, взглядов и стереотипов в воспитании, которые помогают или препятствуют благоприятному проживанию начального школьного периода жизни ребенка;

Задачи встречи: 

  • развивать эмоциональную чувствительность взрослых к значимым переживаниям ребенка.
  • формирование умений родителей овладевать позитивными способами общения с ребенком в семье для укрепления его желания учиться.
  • дать детям возможность почувствовать и получить поддержку, принятие,  ощущение безопасности, защищенности в преддверии школьного обучения.

Ожидаемый результат:

- повышение эмоциональной чувствительности родителей;

- формирование позитивного способа общения между родителями и детьми;

- развитие мотивационной готовности к школьному обучению;

- формирование навыков общения и совместной деятельности.

Ход встречи

УПРАЖНЕНИЕ «Давайте поздороваемся»

Цель: снятие мышечного напряжения, создание непринужденной атмосферы

Родители под музыку начинают хаотично двигаться по комнате. С остановкой музыки здороваются со всеми, кто встречается на их пути.  Здороваться надо определенным образом (правило сообщает ведущий): за руку, плечиками, коленками.

Мини-лекция "Что такое психологическая готовность к школе"

     Психологическая готовность к школе, это, своего рода, комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника.

     Так какие же составляющие входят в набор "школьной готовности"?

     Это, прежде всего, мотивационная готовность, т.е. наличие желания учиться. Большинство родителей почти сразу ответят, что их дети хотят в школу и, следовательно, мотивационная готовность у них есть. Однако это не совсем так. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга.

     Школа должна привлекать ребенка своей главной деятельностью - учебой. Если на вопрос: "Почему ты хочешь в школу?" вам отвечают: "Потому что у меня красивый ранец" или "Там мои друзья, нам будет весело" или что-то ещё в этом роде - его привлекают внешние аксессуары, а никак не сама учебная деятельность.

      Далее идёт интеллектуальная готовность. Многие родители считают, что именно она является главной составляющей психологической готовности к школе, а основа её – это обучение детей навыкам письма, чтения и счёта. Это убеждение и является причиной ошибок родителей при подготовке детей к школе, а также причиной их последующих разочарований.        

      На самом деле интеллектуальная готовность не предполагает наличия у ребёнка каких-то определённых сформированных знаний и умений (например, чтения), хотя, конечно, определённые навыки у ребёнка должны быть. Скорее, она подразумевает развитие его психических функций (восприятия, мышления, памяти, речи, воображения), причем, на протяжении всего дошкольного детства.

     И тогда в школе, учитель, опираясь на уже имеющиеся навыки, будет давать ребенку новый учебный материал.

     Социальная готовность заключается в том, чтобы ребенок знал правила поведения в школе, как необходимо общаться со сверстниками... Если перед поступлением в первый класс ваш малыш не посещал детский сад, а его общение сводилось только к общению с вами и бабушками-дедушками, то вряд ли он сможет безболезненно влиться в новый коллектив.

     Если у ребенка сформирована социальная готовность, на вопрос: "Почему ты хочешь в школу?" он должен ответить примерно так: "Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно".

     А теперь я предлагаю вам вспомнить своё детство, а точнее - школьную пору.

В течение этого года мы часто обсуждали вопрос: готов ли наш ребенок к школе? Предпринимали  меры, чтобы его подтянуть, занимались. А задали ли мы хоть один раз такой вопрос себе: готовы ли мы к тому, что наш ребенок пойдет в школу? И в чем заключается такая готовность?

В покупке необходимых школьных принадлежностей, в выборе школы, в написании заявления на отпуск в сентябре…

Характерной чертой воспитательной компетентности родителей будущего первоклассника специалисты считают осознаваемую автономность его чувств от достижений ребенка в школе. Очень часто школьные успехи ребенка мы приравниваем к нашей родительской успешности: не взаимоотношения с ребенком, не их блеск в глазах, стремление к знаниям, не их радость от ощущения жизни, преодоления трудности, а именно школьные отметки, место в сравнении с другими детьми, неоправданные ожидания родителей (часто идеалистические…)

Наши игры помогут вам попробовать позитивные способы общения  с вашими детьми, развивать эмоциональную чувствительность к переживаниям ваших детей, дать возможность проявить поддержку вашим детям в сложный период их жизни.

УПРАЖНЕНИЕ «Зеркало»

Упражнение «Зеркало». Участники разбиваются на пары. Первый участник изображает движения человека, второй стремится в точности повторить его движения, затем наоборот.

 Обсуждение: Что было труднее – быть ведущим или повторяющим? Какая роль больше понравилась?

Данное упражнение позволяет сменить авторитарные акценты в семье, родителям прислушаться, лучше понять, почувствовать собственного ребенка, получить от него новые знания и способы общения.

УПРАЖНЕНИЕ «Что рассказывает рисунок»

А можете ли вы определить степень беспокойства вашего ребёнка с предстоящим обучением.

(Вместе с психологом родители обсуждают рисунки детей на тему “Как я представляю себя в школе”)

Давайте попробуем, глядя на рисунок, поразмышлять над тем:

- хочет ли ребенок взрослеть,
- хочет ли стать школьником.

- Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее; привлекательным или не очень?

- Его представления складываются из прошлого и настоящего опыта: общение, оценка его умений другими и оценка самого себя.

- Попытайтесь почувствовать общую тональность рисунка.

- Какое настроение ребенка передает он? Радость? Тревогу? Неуверенность или даже страх перед школой?

- Есть ли на рисунке ученики, учитель?

- Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с фигурами детей? А школы?

- Пофантазируйте, что ребенок хочет сказать своим рисунком взрослым родителем, учителям, воспитателям: “Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту”, “Мне интересно выйти к доске...”. “Мне интересно идти в школу,  ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно, я один, мне страшно войти внутрь школы…», «Мне радостнее возвращаться, чем идти в школу».

Родители по кругу рассказывают свое мнение по поводу переживаний ребенка, нарисовавшего рисунок.

ВИДЕОЗАПИСЬ ОТВЕТОВ ДЕТЕЙ    «Что такое школа?»

Родители высказывают свои эмоции и мысли по поводу услышанных ответов детей.

ПСИХОЛОГ: Ребенку очень нужно, чтобы родители его любили, понимали, защищали. Это важно для их здоровья, и физического, и психического. Что бы ребенок ни натворил, как бы сильно вас ни огорчил - не отталкивайте его. При первых школьных трудностях надо решить для себя главное: или вы на стороне ребенка против его трудностей, или вы сторонний наблюдатель, или вы обличитель, а значит, на стороне трудностей и против ребенка. Какова ваша цель: уличить в незнании и неумении или помочь научиться? Важно сохранить у первоклассника желание познавать, желание ходить в школу, желание возвращаться домой и делиться с самыми родными людьми своими радостями и горестями, сохранить радость жизни. Он все равно научится читать, писать и считать. Он может что-то не понять или забыть, но если он сохранит желание познавать, все остальное преодолимо. А вот если уже в начальной школе у ребенка возникнет отвращение к учению - это беда. А сохранить желание учиться можно только сохраняя спокойствие, терпение, проявляя заинтересованность и оптимизм. Дети ждут любого проявления любви и сердечности, доброй мягкой интонации голоса, приветливого слова, опекающего действия. Давайте оставаться для наших детей добрыми и справедливыми наставниками, друзьями и помощниками.

Рефлексия:  какие чувства, эмоции вы испытываете по окончанию нашего мероприятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание с элементами тренинга "Влияние родительских директив на формирование личности ребенка"

В ходе родительского собрания дается понятие директив, их внешнее выражение и глубинный смысл, а также освещается негативное влияние родительской директивы.В ходе мини-тренинга родители, проигрывая пр...

Родительское собрание с элементами тренинга «Играем вместе с детьми»

Значимость и разнообразие форм работы учителя - логопеда с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посеща...

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

Сценарий родительского собрания с элементами тренинга на тему « Семья - за толерантную личность»

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,Плавать под водой как рыбы,Нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.            ...

Конспект родительского собрания с элементами тренинга "Послушные фигуры"

Цель: знакомство и сплочение родителей; повышение психолого-педагогической культуры родителей; обогащение родителей знаниями о развитии творческих способностей у детей....

Родительское собрание с элементами тренинга "Психологические особенности ребенка 4-5 лет.Сплочение родительского коллектива".

Данный материал может быть интересен воспитателям и психологам ДОУ для успещной работы с детьми и родителями средней группы....

Конспект собрания с элементами тренинга для родителей будущих первоклассников

Подготовка родителей к предстоящему обучению детей в школе....