Аппликация как средство ознакомления с окружающим
консультация (средняя группа) на тему

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающего мира, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon applikatsiya_konferentsiya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Аппликация как средство ознакомления с окружающим

Цель: Формирование первичных представлений об окружающем у старших дошкольников средством аппликации.

Задачи:

  • Развитие восприятия формы и цвета, мелкой моторики рук;
  • Формирование анализа, синтеза, сравнение, обобщение и развитие речевой связи детей;
  • Воспитывать нравственно- волевые качества;
  • Формировать трудолюбие и развивать художественный вкус у дошкольников

         Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающего мира, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовании. Сейчас вам расскажу, насколько велики потенциальные возможности одного из  видов изобразительного искусства — аппликации — для формирования умственных, творческих способностей дошкольника.

Аппликация - один из любимых детьми видов изобразительной деятельности: их радуют яркий цвет бумаги, удачное ритмическое расположение фигур, большой интерес вызывает техника вырезывания и наклеивания. Дети, выполняя аппликационные работы, приобретают новые знания, закрепляют представления, полученные на других занятиях, где они

знакомятся со свойствами разных материалов (кожа, бумага, солома, ткань и т. д.), учатся различать геометрические фигуры, цвета, совершенствуется глазомерная функция; развивается речь: дети овладевают правильными словесными обозначениями направлений (слева, справа, в середине, по углам, сверху, снизу). Они учатся группировать фигуры, правильно называть понятия (длинный — короткий, узкий — широкий, высокий — низкий, больше — меньше, пополам, вдвое, вчетверо и т. д.). Эти знания дошкольники целенаправленно применяют в практической деятельности.

Аппликация имеет большое значение для всестороннего развития и воспитания дошкольника.

Умственное воспитание - Формирует мыслительные операции анализ, синтез, сравнение, обобщение, развивается речь детей.

 Сенсорное воспитание - непосредственное, чувствительное знакомство с предметами и явлениями, с их свойствами и качествами.

 Нравственное воспитание – Воспитывает нравственно- волевые качества: доводить начатое до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, помогать товарищу, преодолевать трудности и т.п.

 Трудовое воспитание - Формирование трудолюбия способствует участие детей в подготовке к занятиям и уборке после них.

Эстетическое воспитание - развивается художественный вкус, чувство цвета.

Виды аппликации

  • Аппликация из ткани.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием.

  •  Квиллинг.

Квилинг (англ. quilling - от слова quill (птичье перо)), также бумагокручение - искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

  • Аппликация из ватных дисков

Из ватных дисков можно вырезать любые заготовки и сделать много интересных и ярких аппликаций. Выбираем интересный фон для будущей аппликации, это может быть и цветной картон и распечатка на принтере.

  • Торцевание.

Торцевание - С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна, интерес к ней объясняется необычным эффектом «пушистости» и лёгким способом её исполнения.

  • Накладная аппликация. 


Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру. 

  • Оригами.

Орига́ми (яп. «сложенная бумага») - вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

  • Аппликация из салфеток.

Такой вид творчества имеет ряд плюсов: - возможность создавать шедевры без ножниц; - развитие мелкой моторики маленьких ручек; - развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры.

  • Аппликация из крупы.

С крупой можно создавать разные поделки.. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с  помощью гуаши и воды.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и формированию элементарных математических представлений с элементами аппликации

При проведении образовательной деятельности ознакомление с окружающим миром элементарных математических представлений я стараюсь пробудить у детей интерес к самим объектам, поддержать у них активность в процессе наблюдения и практических действий, пробудить воспоминания о том, где и когда с этими предметами им приходилось встречаться.  Организовываю  практическую деятельность с предметами (фрукты – моют, чистят, режут, едят; одежду – чистят, складывают, вешают, надевают, снимают и т. д.), игровую деятельность (игры «Магазин», «Одень куклу на прогулку»), изобразительную деятельность ( делают аппликацию из готовых форм).

Тема: Путешествие в лес

  • Расширяла представления детей о диких животных; закрепляла в речи названия диких животных леса и их детенышей;
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

В заключение закрепили аппликацией из крупы

Тема: Перелетные птицы

 какие птицы перелетные и зимующие, например скворец.

Аппликация из геометрических форм (скворечник)

Тема: Наземный транспорт.

 Расширяла представление о видах транспорта (танк)

Тема: Дары осени

Характерные свойства овощей и фруктов (репка)

Использование аппликации в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников способствует развитию математических представлений, знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус (при закреплении геометрических форм им было предложено изобразить какой либо продукт на воображение).  А также получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам геометрические формы разных цветов, у них воспитываются умение подбирать красивые сочетания.

Аппликации, находят широкое применение не только на занятиях, но и в кружковой деятельности. Для работы  дети  объединяются по подгруппам (по пять — семь человек)  желая освоить новую технику исполнения, новые материалы, которых не было на занятиях. Так, в аппликации, кроме цветной бумаги,  широко применяем фактурную бумагу, ткани, природный материал (цветные камешки, ракушки и др.). Наряду с традиционной техникой аппликации путем вырезания и наклеивания изображений на основу дети могут выполнять мозаики, создавать изображения из бумаги.

  • Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна  детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие.

Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Создавая красивые аппликации своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с бумагой и другими материалами  даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и вкус. Детям приятно украшать групповую комнату своими работами, дарить их родителям и друзья.

Заключение

Считаю, что эффективность работы по художественно - эстетическому развитию детей огромна т. к. ребята учатся восхищаться красотой окружающего мира, учатся беречь эту красоту, учатся своими руками создавать интересные поделки; расширяется диапазон восприятия, активизируется внимание, мышление, речь, дети становятся самостоятельнее, испытывают радостные чувства, видя результаты своего труда; в процессе обучения детей аппликации реализуются и воспитательные задачи - воспитание дружелюбия, нравственных, патриотических качеств личности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народный фольклор как средство ознакомление с окружающим миром.

Роль народного фольклора в развитие речи детей. Из опыта работы....

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Папка по самообразованию полная "Развитие речи детей по средствам ознакомления с окружающим миром"

Папка содержит, план работы с детьми, план работы и литературой. консультации, род. собрания, папки передвижки. Но без оформления. Только вставить фон....

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе

Конспект занятия по аппликации, математике и ознакомлению с окружающим миром в средней группе...

Аппликация как средство ознакомления с окружающим

Приобщение ребенка к миру прекрасного открывает перед ним богатство и красоту окружающего мира, способствует развитию потребности не только в созерцании мира, но и активном его познании, преобразовани...