АДАПТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ)
консультация (подготовительная группа) на тему
АДАПТАЦИЯ И ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ, ЗАДАЧА НЕ ТОЛЬКО ДОУ, НО И РОДИТЕЛЕЙ!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya_k_shkole.doc | 148 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Разработано педагогом-психологом
НОУ УМЦ «Вдохновение»
Маркарян А.В.
Школа — это совершенно новая жизнь для ребенка, который раньше до этого не сталкивался с какой-либо формой регламентации своего существования, своих игр. Школа, даже если обучение в ней строить, как рекомендуют психологи, в игровой форме, тем не менее, по сути своей, уже некоторая регламентация, ограничения, обязательность дисциплины. Все это требует очень сильной психологической перестройки, перестройки деятельности. Поэтому проблема адаптации детей к школе в первом классе, и особенно в первой четверти, представляющей для них наиболее трудный период, — одна из самых серьезных. Готовить детей к школе необходимо, поскольку снять проблему приспособления полностью невозможно, а частично или даже очень значительно облегчить этот процесс приспособления — вполне реальная задача.
Существуют очень интересные данные, позволяющие нам более четко представить себе, насколько серьезен вопрос об адаптации к школе, насколько это действительно кардинальные изменения в жизни ребенка. Данные, приводимые психологами, как отечественными, так и зарубежными, в основном американскими, совпадают. Обследование детей школьного возраста показало, что из всего огромного количества самых разных страхов, которые только могут быть у ребенка, на первое место выходят три вида: страх смерти, темноты и школьные страхи.
Тот факт, что школьные страхи попадают в ведущую тройку из всех возможных (а их десятки), сам по себе очень примечателен. Для нас особенно важно проанализировать, какие же страхи опережают школьные. Это страх смерти и страх темноты, то есть страхи сугубо биологические, и среди них нет ни одного социального. Страх смерти — это такой общий биологический страх, который присущ всем живым существам, не только человеку, но и животным, а страх темноты уходит корнями в глубокую древность, в самое начало истории человечества. Таким образом, из всех социальных страхов (например, страх войны, страх бандитизма) на первом месте все-таки оказываются именно школьные страхи. Этот важный факт говорит о том, что готовить ребенка к школе обязательно нужно. Важно, кстати, и то, что школьные страхи сохраняются у детей и во втором-третьем классе.
1. Дисциплина.
Еще раз вспомним, как живет ребенок до школы, до 6-7 лет. Он ведет психологически напряженную жизнь, зачастую со своими конфликтами — в общении с родителями, с другими детьми на улице, но все-таки это жизнь, не регламентированная деятельностью. Ребенок участвует в основном в игре. А это, с точки зрения психолога, может быть названо деятельностью с большой натяжкой. Конечно, нам понятно, что такие виды деятельности, как учебная или профессиональная, сильнейшим образом отличаются от игры. Главная особенность игры, в которой участвует ребенок 6-7 лет, — это свобода, нерегламентированность. Разумеется, свобода может быть как-то ограничена распределением игровых ролей, правилами игры, которым подчиняются участники. Но принципиальное отличие игры от школьной жизни состоит в том, что, во-первых, из игры всегда можно выйти, если игровые ограничения или роль не нравятся ребенку; во-вторых, у ребенка сохраняется возможность смены/неоднократного выбора игровой роли; в-третьих, игра длится не вечно, а какие-нибудь 20-30 минут. Если ребенок чувствует дискомфорт, он всегда может прерваться и больше не возвращаться к этой игре, а завтра выбрать другую, которая не накладывает таких ограничений.
В школе все гораздо сложнее. Нравится ребенку или нет, но учебная деятельность имеет свои предписания, свою регламентацию. Можно считать удачей, если ребенок вписался в нее сразу же, принял правила этой новой игры и испытывает психологический комфорт. Но ведь независимо от приятия или неприятия выйти из нее уже нельзя. Главная трудность, с которой встречаются дети в первом классе, — это требование определенной дисциплины. Они в той или иной степени лишаются свободы действий. Как мы знаем, уроки в основном идут по сорок минут, иногда по тридцать пять, но все равно для ребенка это достаточно долго. Надо сидеть на одном месте, нельзя разговаривать с соседом по парте, с учителем можно заговорить только с его разрешения, когда молчат другие. В данном случае речь идет о традиционной системе обучения, построенной на довольно жесткой регламентации действий ребенка.
Как же преодолеть
эти трудности с дисциплиной?
Первый вариант. Школа может пойти навстречу ребенку. В передовых школах, в соответствии с настоятельной рекомендацией психологов, уроки в первом классе (на протяжении начальных четырех месяцев или даже целого года) строятся по схеме, максимально приближенной к предыдущей деятельности ребенка, то есть по образу и подобию игры. Например, детям разрешается свободно задавать вопросы учителю, некоторые методики позволяют свободное перемещение по классу.
Родители могут понаблюдать за поведением своего ребенка, и, если они предполагают, что он будет испытывать очень уж большие трудности в обычной, традиционной школе, стоит подыскать школу, где обучение в первом классе строится на игровой основе. Но этот путь нельзя назвать самым хорошим и легким, поскольку таких школ считанные единицы и, главное, ребенку когда-нибудь обязательно придется столкнуться с регламентацией, и лучше быть готовым к ней, чем избегать ее.
Поэтому второй вариант, гораздо более перспективный, таков: родителям рекомендуется заранее подготовить ребенка к школе. Вклад родителей в развитие дисциплинированности у ребенка — начать занятия раньше, дома. Мне хотелось бы подчеркнуть, что на этих занятиях важно не только изучить алфавит или научиться счету. Подготовительные занятия не должны быть обязательно формально связанными с изучением букв или цифр, пусть ребенку будет нужно разгадать ребус или пройти по нарисованному лабиринту. Таких заданий на развитие мышления. Они позволяют одновременно и поработать, и поиграть с ребенком, но в то же время это уже не подвижная игра, где преобладает физическая активность, а интеллектуальная, приучающая ребенка к некоторой выдержке, дисциплине, вырабатывающая умение спокойно сидеть на месте. Но подобное умение будет вырабатываться легче, потому что материал интересен, эмоционально увлекателен для ребенка.
2. Учет индивидуальных способностей ребенка.
Еще один немаловажный аспект решения проблемы с дисциплиной: для одних детей выдержать урок, сидеть неподвижно и говорить только с разрешения учителя не представляет почти никакой проблемы, а для других это подчас весьма трудно. Родители сами могут заранее установить, возникнут ли такие сложности у их ребенка. Все, что нужно, — это определить тип темперамента, к которому принадлежит ребенок.
Как известно, обычно у людей выделяют четыре типа темперамента:
* холерик * сангвиник * флегматик * меланхолик
Важно отметить, что чистых типов темперамента почти не встречается. Речь может идти о доминировании того или иного типа у конкретного ребенка.
Каждый из этих типов имеет множество признаков, но нам сейчас важно вспомнить те характерные черты, которые непосредственно связаны с привыканием детей к процессу обучения. К тому моменту как ребенок достигает предшкольного возраста, его тип темперамента уже вырисовывается вполне отчетливо.
Из всех четырех типов наибольшие сложности с привыканием к дисциплине обычно возникают у детей холерического темперамента.
1. Холерик
По внешним проявлениям — это энергичный и активный ребенок, но он может быть гипер-, сверхэнергичным. Главная особенность — процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Если такой ребенок «разошелся» во время игры, его очень трудно успокоить или переключить с активной деятельности на занятия, например, письмом или счетом (с сангвиником в подобной ситуации легче). А главное, ему не только трудно переключаться, но для него вообще сложны любые занятия, требующие усидчивости и внимания, размеренной работы. Он неутомим, когда речь идет о двигательной активности (занятия физкультурой, интеллектуальные занятия, состоящие преимущественно из активного общения, а не пассивного слушания).
Таким детям трудно сдерживать свои эмоциональные порывы, они не в состоянии усидеть на одном месте. Дело осложняется и тем, что такие высокие активность, энергичность, подвижность дают о себе знать уже с первых минут урока. При этом у некоторых учителей подсознательно складывается впечатление, что ребенок нарочно, назло мешает вести урок, отвлекает от занятий других детей. В таких случаях учителя не связывают поведение ребенка с его темпераментом и не понимают, что от ребенка в данном случае практически ничего не зависит. Возникает установка типа «он не любит мой предмет», «он плохо ко мне относится», а ее печальное следствие — проблемы на уровне межличностных отношений учителя с ребенком, что, разумеется, затрудняет процесс адаптации еще больше.
Какой вывод мы можем сделать? Родителям, чьи дети проявляют явные признаки холерического темперамента еще во время дошкольных занятий дома, стоит порекомендовать следующее:
— подыскать школу, где есть учитель, практикующий на начальной стадии
обучение игровыми методами. Это во многом облегчит приспособление к школе;
— интенсивно заниматься с ребенком, приучая его к регламентации времени и действий, тренируя его.
Мы не можем изменить темперамент ребенка. Плохих темпераментов не существует, все они имеют свои сильные и слабые стороны. В наших силах выработать у ребенка навыки усидчивости, дисциплины, которые пригодятся ему в дальнейшем. (Правда, необходимо заметить, что выработать их у холерика будет значительно сложнее, чем, например, у флегматика.)
2. Сангвиник
Это энергичный, подвижный ребенок, с высокой работоспособностью, не устает во время игр или занятий, достаточно легко переключается с одного на другое, не склонен впадать в депрессию. Что касается возможных адаптационных проблем, то в целом они те же, что и у детей-холериков.
3. Флегматик
У этого типа темперамента преобладают замедленные реакции. Они проявляются и в темпе речи, и в манере двигаться, и в небогатой и плавной жестикуляции. Замедленность психических процессов и явлений — основной внешний признак флегматика. Но это сильный тип темперамента, у него высокая работоспособность. Он не сразу включается в какое-то дело, но, приступив к работе, будет заниматься усидчиво, внимательно и вдумчиво. Однако если сангвиник и холерик легко переключаются на другой вид деятельности, то для флегматика это трудно.
Здесь вышеописанных проблем не будет; скорее ситуация сложится прямо противоположным образом. Такой ребенок выдержит тридцать-сорок минут урока достаточно легко и дисциплинированно. Но у него могут быть сложности другого рода. Если урок идет в достаточно быстром темпе, то ребенок-флегматик не всегда будет успевать воспринимать предложенный материал. Соответственно он будет отставать в понимании и усвоении. Он медленнее реагирует на вопросы учителя. Подобные реакции также могут быть неверно интерпретированы учителями в качестве проявления недостаточного развития мышления или памяти. Может сложиться ложное впечатление, что у ребенка проблемы с обучаемостью. Однако такие внешние показатели никак не связаны с обучаемостью и интеллектуальными способностями.
Подготовка ребенка-флегматика к школе должна включать элемент тренинга на реакцию. (Любой вид тренинга интеллектуальных навыков очень полезен. Мы говорим не о знаниях, но о работе на абстрактном материале игр, задачек, головоломок. Это поможет развить у ребенка навыки умственной работы.) В случае с ребенком-флегматиком рекомендуется подбирать такие упражнения, которые строятся не на длительной работе в одиночку, а на взаимодействии, соревновании с родителями, по схеме «кто быстрее ответит/кто лучше решит».
С помощью подобного тренинга родители, не воздействуя на темперамент ребенка, облегчат ему адаптацию к темпу занятий в школе.
Хотелось бы посоветовать родителям проконсультироваться с психологом. Во-первых, в каждой хорошей школе есть такой специалист, а иногда и целая психологическая служба. Во-вторых, всегда можно обратиться в один из психолого-педагогических медико-социальных центров, которые на сегодняшний день есть во многих городах. Они функционируют при районных отделах народного образования. И наконец, после консультации с психологом обязательно нужно встретиться с учителем в самом начале учебного года или, что даже лучше, заранее — если вы знаете, к какому учителю пойдет ваш ребенок. Вам необходимо рассказать учителю об особенностях ребенка со ссылкой на данные психологической диагностики. Тем самым мы обеспечиваем предпосылки для индивидуального подхода к ребенку и заранее снимаем у учителя установку типа «ребенок не отвечает, потому что глупый», а взамен создаем другую: «Он не отвечает только потому, что заторможенный, он такой же способный, как и остальные дети, а может быть, и гораздо умнее».
Конечно, обратиться за консультацией к школьному психологу гораздо выгоднее: нет необходимости после этого говорить с учителем, поскольку психолог разъяснит ему возможные трудности на профессиональном языке. Вот почему так важно, чтобы психологические службы по возможности были в каждой школе.
4. Меланхолик
Из всех четырех типов темперамента единственный слабый — это меланхолик. Слабость нервной системы проявляется в низкой работоспособности, быстрой утомляемости, высокой чувствительности. Вследствие этого меланхолик очень раним в общении и во взаимодействии с окружающим миром. Из-за своей слабости меланхолик с трудом выдерживает любое напряжение — не только длительные и интенсивные умственные, эмоциональные и психические нагрузки, но и конфликты, которые он переживает особенно сильно и остро. Все эти черты явственно просматриваются и у ребенка дошкольного возраста в общении и с родителями, и с детьми.
Применительно к такому типу темперамента проблем с дисциплиной обычно не возникает. Но все равно учебная деятельность и здесь может породить определенные трудности. Если уроки строятся по традиционной схеме, не включающей перерывов, эмоциональных разгрузок, игровых процедур; если при этом учитель ведет занятия в жесткой, авторитарной манере, то, конечно, тяжело будет всем детям, но ребенку-меланхолику придется особенно нелегко.
В данном случае наш главный совет родителям — подбирайте даже не школу, а учителя в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Подход к занятиям, манера работать у всех педагогов разная, поэтому выбор сделать не так сложно — ищите учителя, ведущего уроки в том стиле, который наиболее близок к темпераменту и личностной специфике ребенка-меланхолика. Помните, что меланхолический темперамент ни в коей мере не является ущербным. Напротив, по данным современной психологии, слабая нервная система имеет свои преимущества в определенных видах деятельности. Так, мы уже говорили, что слабость нервной системы связана с более высокой чувствительностью, а она в свою очередь необходима для некоторых сфер непрофессиональной жизни, а также и для целого ряда профессий. Известно, что у многих людей искусства была слабая нервная система, а вследствие этого — высокая чувствительность. Ярчайший пример — Джордж Байрон, ведь
этот гениальный поэт был типичным меланхоликом. Так что еще раз хотелось бы напомнить: нет плохих или хороших темпераментов, хотя все они по-своему вызывают сложности.
Ребенок-меланхолик больше остальных нуждается в частых перерывах, что стоит порекомендовать его будущему учителю (или же подыскать учителя, который строит свои уроки с интервалами для эмоционально-психической разгрузки). Возвращаясь к проблеме домашней подготовки ребенка, снова посоветуем родителям не оказывать давления на темперамент ребенка. Тренировка интеллектуальных навыков в случае с меланхоликом должна быть направлена на приучение его к длительным занятиям, требующим концентрации, напряженных размышлений. К этой цели ведут упражнения, интеллектуальные игры, тема и форма занятий. Постепенно (от 10-15 минут) ребенок втянется в процесс обучения, и даже гораздо более напряженные школьные занятия не будут для него неожиданностью. Конечно, ребенок-меланхолик не выйдет на высокий уровень работоспособности, характерный для холериков и сангвиников, поэтому индивидуальный подход к нему так или иначе потребуется, но предварительный тренинг сыграет положительную роль в адаптации.
3. Проблемы адаптации,
связанные с новой средой общения.
Когда ребенок приходит в школу, то помимо учебной деятельности ему приходится столкнуться с непривычной для него средой общения. Конечно, до этого он общался с другими детьми во дворе или в детском саду, но школа вносит свои изменения в его мир. При общении во дворе ребенок был свободным в своем выборе микрогруппы — если не нравится, то можно уйти в другую компанию, не выясняя отношений, и найти новых друзей. Школьный класс — это фиксированная структура: надо жить и общаться с определенной группой детей. Привыкать придется и к микрогруппам внутри класса, и к соседу по парте.
Две основные проблемы адаптации в общении таковы.
* Проблема застенчивых детей
Застенчивость может проявляться у ребенка с самого раннего возраста. С точки зрения психологии, это сложнейший феномен, в основе которого лежат многие личностные проблемы и особенности. Но на внешнеповеденческом уровне застенчивость в основном проявляется в общении. Ребенку трудно контактировать с другими, хотя он может слушать, но редко становится инициатором беседы. Трудно быть в центре компании, разговаривать, когда его слушает большое количество людей, выступать перед другими. Даже просто войти в комнату, где уже собрались люди, для него мучительно (в школе — в случае опоздания на урок). Сама мысль о том, что сейчас он привлечет к себе внимание, ему неприятна. Вот основные поведенческие маркеры застенчивости.
Как показывает психологическая практика, застенчивых детей не так мало. Если бы дело касалось только внешкольного существования ребенка, это было бы еще полбеды, ведь жизнь все лечит. Но в школе застенчивость может стать корнем множества проблем. Ведь уроки в значительной степени строятся на общении. На перемене застенчивый ребенок окажется не самым разговорчивым в компании из трех-четырех человек, но будет внимательно слушать. А вот во время занятий, где общение держится не на монологе учителя, а на двустороннем контакте, активной стороной часто должен выступать сам ребенок. В начальной школе занятия редко проходят в форме лекции или письменной работы. Все предметы в той или иной степени предполагают устные выступления детей, а для гуманитарных предметов это основная форма общения учителя с детьми. Здесь застенчивость превращается в серьезное препятствие: ребенок может блестяще подготовиться дома и не ответить, постеснявшись отвечать на уроке перед всем классом.
Во всем этом есть, как минимум, два негативных аспекта. С одной стороны, такое молчание перед классом будет наверняка расценено учителем как незнание материала (застенчивость, будучи высоким эмоциональным напряжением, блокирует различные мыслительные процессы, негативно влияет на память). Последуют отрицательные оценки, которые станут поводом для расстройства родителей. Может сложиться ложное впечатление, что к их ребенку относятся предвзято или же (поскольку он усердно занимается, но это не приносит результатов) что ребенок отстает в развитии. А причина лежит совсем в другой плоскости. Ребенок, занимающийся больше других и отвечающий хуже других, не виноват в собственной застенчивости, от которой страдает.
С другой стороны, застенчивость наносит ущерб психоэмоциональному здоровью ребенка. Для застенчивого ребенка любое выступление перед аудиторией — это дистресс, то есть чрезмерное перенапряжение. В принципе при любом публичном выступлении какое-то напряжение является совершенно нормальным, допустимым и даже необходимым для человека. Но дистресс не проходит для психологического здоровья личности бесследно. В школе же застенчивому ребенку грозит не разовый дистресс, о котором можно забыть, а ежедневный, повторяющийся и предчувствуемый заранее. Можно предположить, что за несколько уроков в день ребенок переживает такое состояние неоднократно. Отсюда начинается разрастание проблемы: дистрессы, берущие начало в застенчивости, могут стать причиной школьных страхов. Ведь ребенку приходится не только выступать перед группой из 20-30 человек, но еще и получить оценочное суждение в свой адрес: «Ты хорош, ты молодец» или «Ты плох, ты ничего не знаешь».
Решить проблему застенчивости не так просто, это требует терпения. Родителям ребенка, проявляющего признаки застенчивости, мы посоветуем еще до школы заняться ее искоренением. Ведь она — безусловно, и однозначно отрицательная черта.
Способы борьбы с застенчивостью зависят, прежде всего, от степени ее проявления у вашего ребенка. Если она не очень высока, то с ней можно справиться своими силами. И здесь основным «лекарством» снова будет постепенный, размеренный тренинг. Неверно думать, что застенчивого ребенка следует щадить и оберегать от контактов. Наоборот, его следует как можно чаще включать в контакты, причем стараться, чтобы в процессе общения он чаще брал на себя не психологически удобную и привычную для него функцию слушателя, но играл активную роль участника, собеседника, инициатора общения.
Вы никогда не задумывались, почему повелось так, что при любом сборе гостей (даже если это 3-4 человека) ребенка всегда просят прочитать стишок или спеть песенку? А между тем это в нас говорит древняя мудрость «народной педагогики». С давних времен участие детей в различных ритуалах не только поощрялось, но и зачастую было обязательным. Это было приучением к нормам и обычаям предстоящей ему социальной жизни, но в то же время косвенным образом способствовало раскованности, умению не стесняться и правильно вести себя на людях. Позже эта «народная педагогика» варьировалась и видоизменялась, но ее суть давалась прежней. Поэтому, предлагая ребенку спеть или прочитать стихотворение перед гостями, мы поступаем правильно и следуем давней традиции. Все это помогает развивать навыки общения не только вдвоем-втроем, но и навыки публичного выступления. Важны не только сами навыки, а снятие комплексов, преодоление застенчивости.
Разумеется, ребенок, посещающий детский сад и успевающий приобрести огромный опыт общения, в этом смысле отчасти подготовлен к школе и, может быть, способен преодолеть собственную застенчивость самостоятельно, но все-таки лучше ему помочь.
Вот возможные варианты «домашнего тренинга», избавляющего от застенчивости. Они пригодятся и для ребенка, не общающегося со сверстниками ежедневно, принесут пользу и ребенку, стесняющемуся своей группы, воспитателей в детском саду, незнакомых людей.
Необязательно дожидаться праздников, дней рождения и тому подобного, чтобы ребенок мог проявить себя перед взрослыми. Такую же «аудиторию», среду для выступления можно организовать, пригласив друзей ребенка к себе домой, и ненавязчиво поучаствовать в их общении, поговорить, обсудить какую-то проблему, при этом как-то стимулируя своего застенчивого ребенка принять участие в беседе. Уверенные в себе, раскованные дети выскажутся сами, а застенчивому можно задать вопрос, поинтересоваться его мнением — оно у него, конечно же, есть, просто он предпочитает промолчать, стесняется.
Очень важно поддерживать любой опыт проявления активности в общении, в выступлении ребенка, позитивно закреплять этот опыт. Прежде всего необходимо вовремя похвалить, подбодрить ребенка, если он высказался. Позитивные оценки обязательно должны сопровождать все проявления «антизастенчивости». Если ребенок сам, спонтанно, без стимуляции с вашей стороны захотел вступить в разговор, в игру, в спор и спросил: «А можно я?» — это немедленно надо поддержать, закрепить. В ситуации встречи со сверстниками огромную роль играет доброжелательная атмосфера: застенчивый ребенок не должен заранее бояться возможных критических замечаний. Во всяком случае они не должны быть резкими. Можно даже заранее договориться с остальными детьми, попросить их не произносить ничего обидного и уж, конечно, обойтись без «дразнилок», которые они, случается, любят. Кроме того, естественную и живую атмосферу общения создают и совместные интеллектуальные игры. Детям обычно нравится играть в «фанты» и в «слова», делиться на маленькие команды и изображать «шарады». Другая разновидность — дальние родственники взрослых шахмат и шашек. С доской, фишками, фигурками, нарисованными лабиринтами и прочим можно играть и вдвоем, и большой компанией. Таких игр много даже для детей дошкольного возраста, их легко найти, а правила в них несложные. По большей части все игры такого рода подразумевают общение, обсуждение совместных действий, умение сказать и выслушать — и, конечно, постепенно приучают к свободному, раскованному общению в микрогруппе.
На этих же принципах строятся различные психологические тренинга коррекции застенчивости. Если вам кажется, что застенчивость вашего ребенка достигла слишком высокой степени, можно определить его в группу психологического тренинга. Обычно психолог старается совместить работу над развитием интеллектуальной сферы ребенка с развитием навыков коммуникации и общения, поскольку существуют методики, позволяющие одновременно решать обе эти задачи.
Много и повседневных бытовых приемов, которые вы можете использовать для снятия застенчивости параллельно с занятиями ребенка в группе или помимо них. Так, например, хороший эффект дает поручение отвечать на телефонные звонки. Лучше всего формулировать просьбу приблизительно так: не отвечай просто «мамы нет дома», а узнай, кто звонил, не нужно ли что-нибудь передать маме. Исследования психологов показывают, что для застенчивых людей значительные сложности представляет среди всего прочего и общение по телефону, причем в большей степени инициируемое, то есть такое, когда человек сам кому-то звонит и начинает разговор. Применительно к ребенку можно предложить такой прием: иногда просим его позвонить кому-то из друзей или родственников. Пусть ребенок сам наберет номер, поздоровается, скажет, что вы хотели бы поговорить, и передаст вам трубку. Взрослый на том конце провода, вероятнее всего, задаст ребенку один-два вопроса («Как твои дела?» или «Чем занимается папа?»), и, если поручение повторять, ребенок перестанет стесняться отвечать на звонки и научится завязывать разговор по телефону. Такие элементы тренинга вы легко придумаете сами.
4. Общение. ТВ и компьютер.
Современные дети очень много общаются с телевидением, видео и компьютером. Если предыдущее поколение было поколением книг, то современное получает информацию через видеоряд. Книги давали представление о мире аудиально, с помощью общения через знаки. Им на смену неумолимо идут электронные средства связи, преимущественно видеоканалы. Никто не оспаривает важности телевидения или компьютерных игр. Они способствуют развитию, с их помощью ребенок получает огромный объем информации. Компьютеры развивают множество интеллектуальных навыков. Но есть одно «но». Нельзя забывать о золотой середине, о норме. Все есть яд и все есть лекарство, и только мера определяет разницу. Это можно отнести и к проблеме ТВ, видео, компьютера. Да, все это полезно, но смотря в каких дозах. К сожалению, сейчас нередко встречаются дети, которые перешли эту грань разумного в общении с ТВ и компьютером. Любой медик скажет вам, какой огромный вред здоровью ребенка наносит это излишество, и прежде всего его зрению. По статистике, полученной еще лет двадцать назад, то есть до начала «видеобума», около половины выпускников школ в той или иной мере страдали близорукостью. Что же станет с компьютерно-телевизионным поколением?
Но и психоэмоциональное здоровье ребенка может пострадать от чрезмерного количества времени, проведенного перед компьютером и ТВ. Одно из самых неприятных следствий чрезмерного увлечения ТВ и компьютером — это то, что, общаясь с электронными источниками информации (а это тоже форма общения), ребенок занимает изначально
пассивную позицию. Привыкнув к телевизору, он привыкает и к пассивной позиции, а при этом абсолютно не развиваются навыки межличностной коммуникации. Ребенок просто воспринимает информацию и не выступает в качестве активного субъекта общения. Вы, вероятно, возразите, что с компьютерными играми дело обстоит иначе: компьютерные игры — это интерактивное взаимодействие. В подобной игре с одной стороны действует ее «герой», один или несколько человечков и т. п., а с другой — через пульт, через джойстик, действует ребенок, причем внутри игры у него есть возможность стать суперактивным лидером, поскольку именно он управляет действиями и «жизнью» людей на экране. Однако не стоит радоваться. Это не настоящее общение, и компьютер в чем-то гораздо опаснее телевизора. Ребенок привыкает к эрзацу общения, и у него не вырабатывается навык учета поведения партнера. В компьютерной псевдореальности он незаметно и неосознанно для себя становится полубогом, управляющим миром, принимающим решения вне зависимости от других людей, не прислушиваясь к мнению «псевдопартнера» по общению. За счет этого создается некоторая иллюзия общения, и это, во-первых, не приводит к формированию навыков настоящего общения, а во-вторых, наоборот, уводит ребенка в некую суррогатную реальность, которая уже начинает казаться ребенку более привлекательной. Ведь в ее рамках он полновластный хозяин своим действиям, ни за что не несет ответственности, никто не оценивает его поступки. (Возвращаясь к проблеме застенчивых детей, добавим, что для них чрезмерное увлечение ТВ и компьютером особенно опасно. Реальное общение доставляет им психоэмоциональное напряжение, ставит их в ситуацию дистресса, и тогда на смену ему является псевдообщение. Нет, ребенок не сидит один в темном углу и не впадает в депрессию; он как бы общается. Компьютерные герои, как мы знаем, могут посылать ответные сигналы, отвечать текстом или даже говорить настоящим голосом. Но это только видимость, чего ребенок не понимает и все больше отвергает реальный мир, где ему грозят негативные оценки и
необходимость что-то менять в самом себе.) Такой уход в искусственную реальность может сформировать у ребенка подобие психологической зависимости от компьютера.
Нельзя с точностью ответить на вопрос, благотворно или нет влияет компьютер на развитие реакций у ребенка. С одной стороны, конечно, заторможенные реакции многие компьютерные игры помогают ускорить. С другой — нельзя уповать только на компьютер, вырабатывающий однообразные, механические реакции, рассчитанные на ограниченное, очень небольшое количество ситуаций в суррогатной реальности, в то время как настоящая жизнь гораздо сложнее и состоит из множества неидентичных ситуаций.
5. Проблема агрессивности.
Проблема адаптации связана с вхождением ребенка в новую для него среду общения, в класс, в микрогруппу. Один из мощных факторов, негативно влияющих на адаптацию (помимо застенчивости), — это агрессивность. Агрессивность, как и застенчивость, может создать и внутриличностные трения, и проблемы с успеваемостью.
Понятие агрессии очень широко. Определить повышенный уровень агрессивности у ребенка помогут поведенческие реакции. Агрессивность обычно понимается, как стремление причинить ущерб другому человеку, причем проявления ее могут быть как физическими, так и вербальными, как прямыми, так и косвенными. Существует понятие о враждебности как проявлении агрессии: это даже не действия или слова, а общее предвзятое восприятие окружающих как врагов в сочетании с желанием не только навредить им, но и защититься от них. Проявления агрессивности могут быть и неявными. Впрочем, на бытовом уровне признаки агрессивности у ребенка просматриваются так же отчетливо, как и признаки застенчивости.
Повышенная агрессивность у ребенка, несомненно, приведет к множеству проблем в школе. При взаимодействии с классом, микрогруппой следствием агрессивности станет неприятие ребенка как личности, формирование негативного отношения к нему. И таким образом ребенок в ответ начнет получать в свой адрес больше негативных действий, чем другие дети. Отсюда прямой путь к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию, которое агрессивный ребенок будет испытывать чаще остальных, что также укрепляет его агрессивность — образуется порочный круг, вернее, восходящая спираль. Ребенок приходит в
школу, может быть, с незначительной степенью агрессивности. Но каждая негативная, враждебная реакция (пусть исходящая и не от всех детей, а от нескольких) в ответ только укрепляет ребенка в мысли, что к нему плохо относятся, стимулируя его агрессивность, которая в следующий раз проявится еще более резко.
Есть еще одно негативное следствие агрессивности. Одно дело взаимодействие агрессивного ребенка с другими детьми, когда выяснение отношений происходит только на этом детском уровне. Но за каждым ребенком в классе стоят его родители, и дети, которые не ответят на агрессию впрямую, могут осложнить ситуацию, включив в конфликт родителей. Конфликт перейдет на другой уровень. Каждым родителям свойственно защищать своего ребенка, поэтому все претензии будут высказаны в адрес не ребенка, а учителя. Учитель в свою очередь может обвинить ребенка, а затем микроконфликт разрастется в запутанный клубок отрицательных отношений.
Агрессивный ребенок может попасть в группу так называемых «изолированных» детей. Как показывают исследования, социально-психологическая структура межличностных отношений в классе складывается постепенно, но уже к концу первой четверти она достаточно четко сформирована. Данные исследований, проводящихся в школе, со всей очевидностью выявляют наличие детей нескольких основных категорий. Есть немногочисленные дети- «звезды», к которым тянутся окружающие, есть обычные дети, у которых свой удобный круг общения, удовлетворяющий их, но есть и немногочисленные изолированные, а иногда и отвергаемые дети. С ними никто не хочет вступать во взаимодействие, общаться. Правда, это не означает, что с таким ребенком реально не общаются, поскольку в рамках школьной жизни с ним заговаривают на переменах или спрашивают в классе. Но, если есть свобода выбора — с кем сесть за одну парту, кого пригласить поиграть на переменке, взять в команду на физкультурной эстафете или пригласить на день рождения, — такого ребенка не позовут, не примут в компанию, не пригласят, и в результате он очень быстро почувствует свою обособленность, изолированность или отверженность, что, конечно, не замедлит негативно сказаться на его психоэмоциональном статусе.
Как видим, повышенная агрессивность не несет в себе ничего хорошего со всех точек зрения: и с точки зрения воздействия на окружающих, и в отношении реакции родителей, и для самого ее носителя. Не говоря уже об отношении учителя, которому волей-неволей придется вникать в эту проблему и который, вероятно, негативно оценит агрессивного ребенка, что только подтвердит мнение остальных детей.
Конечно, желательно заранее предусмотреть снятие проблем, которые неизбежно появятся у такого ребенка. Старое медицинское правило гласит: «Болезнь легче предупредить, чем вылечить». Как же применить его к агрессивности?
Хотя многие родители и склонны прощать своим детям все, что угодно, но вряд ли агрессивный ребенок, выйдя из четырех стен своей домашней жизни, и дальше столкнется с таким же терпимым отношением. Поэтому общение с ребенком, проявляющим даже самые незначительные признаки агрессивности, рекомендуется строить так, чтобы предупреждать ее вспышки. Впрочем, подобная профилактика хороша и до того, как эти признаки возникнут вообще.
Психологи ведут нескончаемые споры о том, каковы истинные истоки агрессивности. Существует теория «врожденной агрессивности», но основное и наиболее адекватное представление, проясняющее большинство случаев агрессивного поведения, — теория социального научения агрессии. При этом под социальным понимается любое научение, в том числе и с годовалого возраста. Агрессия — всегда следствие чего-то реального. Насколько родители в состоянии преодолеть причины появления агрессии или не допустить даже возникновения этих причин?
Важно помнить основные причины появления агрессии:
- копирование поведения родителей
Механизм научения базируется на подсознательном подражании, а не на сознательном усвоении навыков поведения.
Поэтому ребенок даже в раннем возрасте — зеркальное отражение атмосферы в семье, взаимоотношений и поведения родителей. Проявляют ли родители агрессию в отношениях между собой не как случайную, а как устойчивую, постоянную форму взаимодействия, или же ребенок наблюдает ее у родителей по отношению к другим людям — он научается ей независимо от самого себя. Не хотите, чтобы ваш ребенок рос агрессивным, — не давайте агрессии укорениться в семье в роли устойчивой стратегии на вашем, взрослом уровне.
- научение агрессии в процессе непосредственного приобретения негативного опыта; участие, а не пассивное наблюдение
Это происходит, если ребенок сам включается в агрессивное взаимодействие — с родителями, братьями, сестрами, родственниками, соседями, компанией во дворе. Если его участие не было вовремя замечено, не получило верную оценку, то в следующий раз в подобной ситуации реакция повторится. Даже в том случае, когда ребенок не получил никакого подкрепления, то есть в случае, когда он ощутил нейтральное отношение к собственному поведению, агрессивность пустит корни еще на сантиметр-другой. Еще лучшим удобрением для ее роста будет позитивное подкрепление, не обязательно выраженное словами родителей: достаточно, чтобы ребенок, повздорив, например, с братом или сестрой, получил для себя от этой агрессии некую выгоду, и он получит вместе с ней мощный стимул к дальнейшей агрессии. Например, если ему удалось силой отобрать игрушку, которую он никак не мог выклянчить, ребенок сообразит, что агрессией проще добиться своего. Закрепление агрессивности в перспективе приведет к ее проявлению уже как личностной черты, она станет основным способом контакта с миром — и, может быть, на всю жизнь.
- чрезмерное увлечение видео, телевидением, компьютерными играми, об опасных сторонах которого мы говорили выше, также таит в себе угрозу заразить ребенка агрессией.
Установлено, что все эти источники обеспечивают сильный канал развития агрессивности у личности. Просмотр кино- и видеоматериалов, содержащих большое количество сцен насилия, имеет однозначно негативные последствия для ребенка. Защититься от отрицательного воздействия такого рода не всегда может даже взрослый, не говоря о детях, ведь сила внушения у видеоряда огромная. От качества материала степень отрицательности не зависит: и примитивный компьютерный мультик, и высокохудожественный фильм в этом смысле равноценны. Они могут различаться разве что по быстроте приобретения агрессии.
Беда и в том, что современные родители в большинстве своем не отслеживают взаимодействие ребенка с видеоматериалом, и получается, что ребенок смотрит не только мультфильмы с большим количеством насилия, но и взрослые боевики, триллеры. А причина зачастую в том, что его нечем занять или родители просто не могут уложить его спать.
На основе разных данных психологи спорят о том, приводит ли просмотр подобных материалов к росту агрессивности у взрослых. Но в отношении детей они единодушны. Все подгоняет ее рост: механизм отождествления себя с героем, совершающим агрессивные действия, оправданные по разным причинам, восприятие насилия как органичного элемента бытия, видимая легкость человеческой смерти. Ребенок не отделяет суррогатную реальность фильма от жизни, игру от действительности. На подобное различение способна только зрелая личность, для которой заражение TV-агрессией не обязательно является фатальным. У ребенка же на подсознательном уровне раз от разу все больше снижается ценность человеческой жизни, он не понимает меру страдания и боли. В голливудском фильме герой, получив уже десяток пуль, продолжает уничтожать врагов и выходит победителем, и так закрепляется впечатление, что избитый человек падает «понарошку», как в детской игре в войну. О последствиях одного удара или выстрела в реальной жизни ребенок не догадывается, не знает об уголовной ответственности, об инвалидности и т. п. Между агрессивностью и ребенком исчезают барьеры. Общение с ТВ, видео, компьютером совмещает в себе и наблюдение, и подражание, оказывая вдвойне опасное воздействие на ребенка.
В этом направлении основная превентивная мера — все-таки отслеживание материала родителями. Найти детские видеоигры, фильмы, мультики, не содержащие большого количества сцен насилия, можно. Многие мультфильмы в этом смысле безвредны; существует и множество фильмов категории «для семейного просмотра» — комедии, фильмы о животных, романтико-философские сказки, где подчас всерьез осмысляются проблемы жизни и смерти. Само восприятие зависит:
* От количества, поскольку существует количественная грань, за которой насилие как раз и перестает восприниматься всерьез.
* От того, как воспринимается и интерпретируется насилие самими родителями.
* От «оправданности» насилия, от того, как оно преподносится в рамках самого фильма. Апробированный и эффективный метод, повторим, семейный просмотр. Родители должны прокомментировать сцены насилия, если они появляются на экране (а в каком из современных фильмов они отсутствуют вообще?). Возможные объяснения — «адаптивная агрессия», проще говоря, герой вынужден к ней прибегнуть для защиты себя или кого-то другого. В том же популярном фильме «Один дома», насыщенном насилием, по замыслу автора, доказывается правильность самозащиты. Ребенок, обороняющий дом от грабителей, поступает правильно — когда никто из взрослых не приходит ему на помощь, он не занимает пассивную позицию, не сдается, а действует самостоятельно. Такой комментарий к фильму был бы очень полезен.
Что касается тренинга, то ребенку следует постоянно рассказывать и демонстрировать, что помимо агрессивных действий есть множество способов разрешения любых конфликтов. По данным американских психологов, дети, проявляющие повышенную агрессивность, чаще всего отличаются от других незнанием иных способов не допустить конфликта или выйти из него.
У ребенка еще до школы должен — с помощью родителей — сформироваться арсенал способов разрешения конфликта. Если его нет, то единственным выходом остается использовать то, что ребенок знает, — агрессивность.
6. Общение с учителем.
Ребенка надо готовить не только к общению с одноклассниками, но и к общению с учителем. Если до сих пор общение ребенка со взрослыми было неформальным (друзья, гости, родственники, соседи), то теперь впервые взрослый предстает в какой-то функциональной роли. Раньше единственным взрослым, с кем ребенок вступал в формальное, но довольно фрагментарное общение, мог быть только участковый врач. Поэтому подготовка к постоянному формальному общению необходима. Расскажите ребенку о правилах поведения с учителем, объясните, что всех взрослых в школе надо называть по имени-отчеству — обычно это с непривычки сложно для ребенка. Нам трудно представить, что ребенок может не знать самых простых вещей: что учитель управляет уроком и решает, как его вести, что учителя надо беспрекословно слушаться и отвечать на его вопросы, исполнять его требования.
Важно провести такую подготовку ребенка и потому, что, как мы знаем, учителя бывают разные и стиль общения у каждого из них свой. Два ведущих стиля:
- авторитарный
- демократический
Демократический стиль предполагает, что учитель является авторитетом, решающим, как вести учебный процесс, но при этом все-таки предоставляет ученикам большую свободу в принятии конкретных решений, например, установив срок выполнения задания, позволяет ребенку выбрать по желанию, с кем он захочет выполнять это задание. Для демократического учителя важны проявления инициативы учеников, а дисциплина для него хотя и важный фактор, но не стоит во главе угла. Такой педагог приветствует вопросы и позволяет задавать их в любое время. Вполне понятно, что при таком стиле общения ученики чувствуют себя комфортно. Но, к сожалению, при авторитарном стиле общения, который тоже весьма распространен в школах, требования к детям совсем иные.
Авторитарный учитель жестко определяет все в учебном процессе — не только конечную цель, но и все стадии и форму выполнения задания, лишая ребенка возможности проявлять самостоятельность, требуя полного подчинения. Дисциплина воспринимается гипертрофированно, она перестает быть фактором, обеспечивающим нормальный ход урока, и превращается в самоцель. Ребенок, задающий слишком много вопросов, начинает получать негативную оценку учителя. Этот стиль непродуктивен во всех классах, но в первом особенно. Существуют любопытные данные опроса детей, проведенного за месяц до поступления в школу. У них был выявлен достаточно высокий уровень интереса к школе, к новой жизни, к получению знаний. При повторном опросе ближе к концу первой четверти, то есть после двух месяцев учебы, выяснилось следующее. Были отмечены и спады, и подъемы интереса к учебе. Но была одна показательная закономерность: в классах учителей с демократическим стилем общения не произошло понижения интереса к школе. В классах же авторитарных учителей спад интереса к школе оказался значительным, более того, появилось неприятие школьной жизни. Этот факт свидетельствует, как пагубно влияние авторитарного стиля общения именно в период адаптации к школе. Если убить интерес к учебе в самом зародыше, ребенок потеряет его навсегда.
Родители могут не беспокоиться: в книгах, предназначенных для учителей, в учебниках по психологии для педагогических институтов этим факторам уделяется самое пристальное внимание, учителям очень подробно разъясняют негативные стороны авторитарного стиля общения, особенно в первом классе.
Конечно, если существует возможность выбрать учителя, с
которым ребенок будет иметь дело в начальной школе, мы однозначно советуем демократический стиль. И тем не менее рано или поздно ребенок может столкнуться и с авторитарным стилем, и просто с умеренными требованиями дисциплины в формальном общении. Лучше, чтобы для него это не стало неприятной неожиданностью.
Итак, по возможности выбрать учителя — первый путь к решению этой адаптационной проблемы. Второй — исподволь подготовить ребенка принимать требования учителя, даже и жесткие. Объясните ему, что в школе так принято, что дисциплинированность важна для успехов в учебе вообще, а не зависит от личности учителя и не является следствием отрицательного отношения учителя к ребенку. Пусть ребенок попробует представить себе, что начнется в классе, если все 30 человек сразу захотят что-то спросить или
начнут пересаживаться с места на место, — и он поймет, что его просят посидеть смирно совсем не потому, что учитель его не любит. Кроме того, очень важно настроить ребенка на то, чтобы он не боялся задавать вопросы — пусть тогда и так, как это полагается в соответствии с требованиями школьной дисциплины, но он должен приучиться спрашивать, если что-то ему интересно или непонятно.
Ребенок в гораздо большей степени подготовлен к формальному общению с учителем, если до этого он посещал детский сад или занимался с гувернером, что сейчас тоже очень распространено. В этом случае у него уже существует четкое представление и о правилах общения, и о дисциплине. (Добавлю, что опыт посещения детского сада во многом снимает все проблемы адаптации, рассмотренные выше. Так, например, для родителей опыт общения их ребенка с воспитателем и фиксированной группой детей предотвращает проблемы с дисциплиной, помогает раньше заметить возникновение проблем застенчивости или агрессивности и, возможно, справиться с ними на самых ранних стадиях.) Однако приобретенные в детском саду социальные навыки могут и не пригодиться — если в детском саду ребенок общался с «демократическим» воспитателем, то столкновение с «авторитарным» в школе для него все равно будет болезненно, возникнет диссонанс с прежним опытом. Что касается гувернера, то, конечно, это менее предпочтительный опыт, поскольку он приносит только навыки формального общения, но не навыки общения с коллективом.
7. Развитие ответственности.
Ответственность и дисциплина в школе идут бок о бок и становятся двумя важнейшими факторами, от которых зависит успешная адаптация. С учетом глубинных психологических показателей ответственность гораздо важнее, чем дисциплина, поскольку она определяет не только адаптацию ребенка в первом классе, но и дальнейшую адаптацию человека в жизни. Начиная заниматься с ребенком, развивая у него ответственность как личностную черту, мы тем самым закладываем фундамент зрелой личности. Мы говорим об ответственности, как она понимается в психологии личности. В широком смысле в жизни есть два типа ответственности:
1. Принятие ответственности на себя. Человек считает, что от него самого зависят его победы и поражения, и их причины ищет в себе.
2. Перенесение ответственности на других, снятие ее с себя. При ответственности второго типа человек склонен считать, что его неудачи и успехи зависят от других людей — родителей, учителей, сослуживцев или же от случая, обстоятельств. Он никогда не станет искать причину в самом себе. На бытовом уровне это просто безответственность.
Понятно, что ответственность невозможно развить у ребенка за месяц до школы, к ее вырабатыванию следует приступать как минимум за два года. Постепенно внушайте ребенку, что в его жизни все зависит только от него, и таким образом он обретет уверенность в себе. Десятки исследований убедительно доказали: ответственность первого типа связана с успешной адаптацией к учебе и к школьной жизни, впоследствии со сдачей экзаменов, а в будущем и с успешной профессиональной карьерой.
Развивать такую ответственность можно, предоставляя ребенку свободу в принятии решений. Если мы постоянно курируем действия ребенка дома от и до, если каждый его час распланирован и спрогнозирован нами без его участия, инициативы, то у него не развивается самостоятельность. Если мы все решаем за него, то от ребенка нельзя требовать ответственности. Ответственность и автономность, самостоятельность личности, следовательно, тесно связаны между собой.
Следует как можно чаще предоставлять ребенку свободу в принятии решений, но сразу же указывать ему на необходимость нести ответственность за свои поступки; да, ты сам хотел это сделать, я предупреждаю, что может получиться в результате, а теперь решай, возьмешься ты за это или нет.
Подействует и механизм социального научения, о котором мы говорили выше в связи с агрессией. Чтобы включить его, закрепите проявленную ребенком ответственность — похвалой или на невербальном уровне. Ребенок также должен видеть, что безответственность ведет только к негативным последствиям.
К сожалению, следует сказать, что школа не способствует формированию автономности личности, и вследствие этого возникает противоречие. Школа всегда требует от ребенка ответственности, но одновременно чаще всего не позволяет ему проявить самостоятельность. В результате нет ни самостоятельности, ни ответственности.
В отдельных случаях ответственность второго типа может оказаться и позитивной. Ребенок считает, что от него ничего не зависит и тем самым проявляет то, что можно условно назвать «защитной безответственностью» (на языке науки этот феномен носит название «защитная экстернальность*). Если человека преследуют неудачи, если ему постоянно не везет, то он, чтобы сохранить собственное психическое благополучие, может сказать сам себе: «Это не я виноват, так сложились обстоятельства»,— и поставить барьер, забаррикадироваться от возможного ощущения собственной вины, избавиться от зарождающейся депрессии, которая вполне может привести личность к комплексу неполноценности. Так может поступить и ребенок. И для нас всегда крайне важно отличать такие защитно-спорадические проявления безответственности как меры внутренней самозащиты (время от времени, в особо тяжелых ситуациях) от безответственности как устойчивой личностной характеристики. Установить разницу просто — нужно проследить, всегда ли человек применяет к жизни схему «я тут ни при чем», оправдывая самого себя, или же прибегает к безответственности изредка, чтобы без внутреннего психического ущерба выйти из травмирующей его ситуации. Примем во внимание и то, что частое повторение негативных ситуаций у ребенка может привести к перерастанию «защитной безответственности» из ситуативной в постоянную. Поэтому ни в коем случае нельзя (и в дошкольный период тоже) постоянно помещать ребенка в такие условия, где он слишком часто будет испытывать неудачу, всегда получать негативные оценки. Он не должен то и дело слышать упреки в том, что не может как следует вымыть посуду или без помощи взрослых выяснить отношения с ребятами во дворе. Адресуя ему, уже первокласснику, фразы типа: «Вот видишь, ты не можешь сам сделать уроки, мы и раньше знали, что ты неумеха», — вы не добьетесь ничего хорошего. Ребенок поначалу станет относить свои неудачи на счет плохого учителя и т. п. (сработает реакция «защитной экстернальности»). А потом он со временем привыкнет во всех ситуациях без разбора сваливать свои неприятности на других, станет безответственным во всем. Здесь таится и еще одна опасность: такое обращение со стороны родителей, построенное на постоянных порицаниях, может привести и к параллельному развитию агрессивности у ребенка — а мы уже подробно говорили о том, как сложно с ней справиться.
Есть и более глобальные явления, связанные с упреками. Самый неприятный и труднопреодолимый впоследствии результат постоянных порицаний — формирование у ребенка негативного отношения к себе. Неверие в себя, или «негативная Я-концепция», как и противоположная ей позитивная, начинает складываться еще в раннем детстве, развивается и закрепляется позже. Конечно, в основном человек творит себя сам, но и родители во многом влияют на его дальнейшую жизнь и личностные особенности. Огромную роль играют условия, в которых происходило развитие «Я-концепции», и дошкольный период здесь чрезвычайно важен.
Не в наших силах описать весь огромный круг психологических проблем подготовки ребенка к школе. Но то, что имеет непосредственное отношение к каждой из них, то, за счет чего родители уберегут ребенка от множества сложностей и окажут ему неоценимую помощь в адаптации к школе, — формирование у ребенка основы «позитивной Я-концепции», самопринятия, веры в себя. На сегодняшний день современная психология четко установила, что вера в себя помогает пережить и преодолеть любые трудности. Если же «Я-концепция» негативна, человек неуверен в своих силах, ничто ему не поможет.
Вот доказательство того, какой большой вклад могут внести родители в развитие положительной самооценки и веры в себя у ребенка. Один из хрестоматийных опытов, проведенных в американской школе, состоял в следующем: психолог протестировал детей на уровень интеллекта, а затем наугад выбрал из списка каждого пятого независимо от результатов теста и объявил учителям, что именно эти несколько детей показали наиболее высокий уровень интеллекта, умственный потенциал, уровень способностей, развитие памяти и что в будущем именно они достигнут наиболее высоких результатов в учебе. А в конце учебного года он повторил тестирование этих же детей и, как ни странно, выяснилось, что те, кого психолог выбрал наугад и высоко оценил как наиболее способных, действительно учатся лучше других. Что стоит за этим фактом? Зависимость «Я-концепции» от социального окружения ребенка. Та установка, которую психолог дал учителям, передалась детям по нескольким направлениям. Первое направление: учитель начинал верить, что ребенок в самом деле способный, и видеть в нем потенциал, который раньше, без указаний со стороны, мог остаться незамеченным.
Раз, заметив такие способности, он неоднократно даст ученику положительную вербальную оценку; похвала стимулирует положительное отношение ребенка к себе, веру в свои силы. Второе направление: веря в потенциал ребенка, учитель, вероятнее всего, и в учебном процессе будет рассчитывать на ребенка как на наиболее способного, это отразится в его взаимодействии с учеником, в организации заданий, позволяющих проявить эти способности.
В психологии этот феномен носит название «эффект Пигмалиона», которое восходит к известному античному мифу о скульпторе, изваявшем статую прекрасной Галатеи и оживившем ее силой своей любви. Отношение к статуе как к живой женщине сделало чудо. «Эффект Пигмалиона» в психологии формулируется следующим образом: если к какому-либо событию или явлению относиться как к реально совершившемуся, оно и в самом деле происходит. Спроецируем эту закономерность на нашу тему «Я-концепции». Итак, если мы относимся к своему ребенку как к способному, ответственному, дисциплинированному и даем ему это понять — он будет способен что-то решать сам и сможет постоять за себя. Сформируется «позитивная Я-концепция». В противном случае наше отрицательное отношение запустит тот же механизм социального научения, и «эффект Пигмалиона» сработает в обратную сторону. Ребенок будет плохо относиться к себе, а мы тем самым заложим основу его будущего комплекса неполноценности.
Даем ли мы положительную или отрицательную оценку ребенку, всегда следует быть очень осторожными. Формировать у ребенка настоящую ответственность можно и нужно не только похвалой, но и негативным отзывом. Переоценка может принести такой же вред, как и недооценка. Самое главное — во всем знать меру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе....
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе. Способы формирования познавательного интереса у детей.
Рекомендации педагогам подготовительных к школе групп по подготовке детей к обучению в школе.Способы формирования познавательного интереса у детей....
Методические рекомендации для родителей по подготовке детей к обучению в школе
Для Вас, родители!...
Рекомендации родителям: "Подготовка детей к обучению в школе".
Рекомендации родителям...
Рекомендации психолога для родителей "Физическая подготовка детей к обучению в школе"
С первых дней обучения ребёнку придется привыкать к новому режиму сна и питания, выполнять большое количество заданий, а самое главное - спокойно сидеть целых сорок минут подряд.Если ребенок здоров, о...