Главные вкладки

    Консультация для родителей как можно поиграть и обучить ребенка дома - "Игры для детей"
    консультация (подготовительная группа) на тему

    Лялина Людмила Алексеевна

      Я  надеюсь,что    даный  материал   заинтересует   родителей  ,   а  особенно   под  новый  год,когда   будут  все   вместе   - будеть   чем   заняться.

     Творите   с  детьми   и  они     вам   будут  благодарны.

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon Что такое адаптация ?227.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Адаптация –                приспособление                          маленького человека   к                    новой среде.   Это  важно    и необходимо во  все  времена. 

                                                                                                 Лялина Л.А.   - старший воспитатель    моя                    профессия. А сегодня   руководитель   структурного   подразделения

    ГБОУ СОШ №904

    Стаж  40лет,  отличник  общего  образования Р.Ф ,  за  введения   новых  технологий   в  практику   с  маленькими  детьми     имеет  награду Грант Москвы.

    А  начну я   с   вопроса: Что  такое  адаптация  вообще?

    Адаптация - как приспособление организма к новой обстановке включает широкий спектр индивидуальных реакций в зависимости от психофизиологических особенностей ребенка, конкретного характера семейных отношений и воспитания, условий пребывания в яслях и детском саду. До 2—3 лет ребенок не испытывает потребности в общении со сверстниками, заменяемых матерью и близкими людьми. Поэтому нормальные и тем более эмоционально чувствительные, впечатлительные и привязанные дети не могут адаптироваться к яслям, поскольку аффективно реагируют на разлуку с матерью и отсутствие равноценной замены. Сравнение детей, посещающих ясли и воспитывающихся дома, показывает наличия у ясельных детей большей возбудимости и более частых заболеваний. Особенно неблагоприятное влияние оказывают ясли на нервно и соматически ослабленных детей, вызывая дальнейшее ухудшение их состояния. Описание: Солнышко / МБДОУ "Детский сад 10 "Сказка" / Портал образован…                   Описание: Фактовик Сколько мама делает для ребенка в день?

    Если для эмоционально чувствительных, нервно и соматически ослабленных детей, особенно тех, кто впоследствии заболевает неврозом, ясли выступают в качестве декомпенсирующего фактора их психического развития, то не встречают затруднений в адаптации дети эмоционально недоразвитые, с низкими интеллектуальными показателями, дети алкоголиков. Легкость адаптации объясняется отсутствием у этих детей устойчивого эмоционального контакта — привязанности к матери, равно как и глубины переживаний.

    Мы можем указать на следующий парадокс — чем раньше ребенок будет отдан в дошкольное учреждение, тем более он будет коллективистки настроен в дальнейшем. Но рано — это фактически до года, точнее, до 7—8 месяцев жизни, когда еще нет беспокойства (тревоги) при уходе матери и страха при появлении незнакомых лиц. Раньше так и было, ввиду крайне ограниченного декретного отпуска. И сейчас дети, попавшие в дом ребенка вскоре после рождения, отличаются в дальнейшем большей общительностью и взаимной поддержкой. Первичные - эмоциональные контакты устанавливаются не с матерью, а со сверстниками, однако отсутствие матери обедняет эмоциональный мир этих детей, не испытывающих в дальнейшем глубокого чувства любви, привязанности, вины и сострадания.

    Наблюдения показали, что в младшем дошкольном возрасте (3—5 лет) мальчики хуже адаптируются к новым социальным условиям, чем девочки. В старшем дошкольном возрасте разница в адаптации между мальчиками и девочками уже отсутствует. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте мальчики более уязвимы в плане социальной адаптации, чем девочки, поскольку в период наиболее интенсивного эмоционального развития они в большей степени привязаны к матери и более ранимо реагируют на разлуку с ней, чем девочки.

    Хуже всех себя чувствуют в дошкольных учреждениях мальчики и девочки с флегматическим темпераментом, гораздо легче процесс адаптации протекает при холерическом темпераменте. Флегматики не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Так что детский сад повторяет ошибки родителей, постоянно подстегивая небыстрых детей и не давая им возможности побыть самими собой. Ощутимые затруднения в адаптации испытывают левши, особенно те, кто был переучен в первые годы жизни. Левшество подразумевает преобладание активности правого полушария, более чувствительного к воздействию отрицательных эмоциональных факторов.

    По нашим наблюдениям средний срок адаптации, если она возникает, в норме составляет в яслях 7—10 дней; в детском саду в 3 года — 2—3 недели; в старшем дошкольном возрасте — 1 месяц и столько же в школе. Из этих цифр видно удлинение адаптации по мере взросления детей, отражая этим возрастающий уровень самосознания и критики.

    Каждый из детей по-своему реагирует на трудности адаптации, однако есть и общие черты. До 3 лет у детей, подверженных невротическим расстройствам при помещении в ясли, скорее, будут проявляться беспокойство, страх и депрессивные реакции (заторможенность, вялость, безучастность); длящиеся, по крайней мере, несколько месяцев, особенно у детей повышенно эмоционально зависимых от родителей. В детском саду будут преобладать повышенная возбудимость, раздражительность, капризность, упрямство и негативизм, в полной мере выражаемые дома в качестве протеста и своеобразной  эмоциональной разрядки сдерживаемого в детском саду психического напряжения. Тогда процесс адаптации растягивается на год и больше. Как в яслях, так и в начале посещения детского сада адаптационный стресс изменяет реактивность — защитные силы организма и ребенок начинает часто болеть ОРЗ, бронхитами, инфекциями. К тому же у плохо адаптированных детей старшего дошкольного возраста больше вероятность появления или закрепления тиков и заикания, т. е. Психомоторных  нервных нарушений.

    Дети с флегматическим темпераментом в ответ на эмоциональный стресс  склонны скорее затормаживаться, чем возбуждаться, в то время как дети с холерическим темпераментом, наоборот, будут в первую очередь возбуждаться, а не затормаживаться. Происходит, следовательно, аффективное заострение свойственного детям темперамента. Это особенно заметно при флегматическом темпераменте во время нахождения в яслях и в начале посещения детского сада. Реактивное заострение холерического темперамента происходит главным образом в последующие годы,

    Значительные затруднения в адаптации испытывают нервно и соматически ослабленные дети, быстро устающие от шума, с большим трудом засыпающие днем и имеющие плохой аппетит. Всегда нелегко адаптируются дети — единственные в семье, чрезмерно опекаемые родителями, невротически привязанные к матери, зависимые от нее, привыкшие к исключительному вниманию, без навыков самообслуживания, неспособные наладить контакт со сверстниками из-за большого количества страхов, неуверенности в себе, беззащитности, общей эмоциональной неустойчивости и недостаточно развитой ролевой структуры, неумения принимать и играть роли (в старшем дошкольном возрасте).

    Требуют постоянного внимания воспитателей боязливые, беззащитные и неуверенные в себе дети. Им нужна своевременная психологическая помощь и поддержка, так как слабых любят обижать, дразнить и отвергать сверстники с противоположным типом поведения.

    Рассмотрим проблемы адаптации у детей со стороны семьи. Труднее адаптируются, отмечалось, единственные в семье и поздние дети, чрезмерно опекаемые многочисленными родственниками. Невротическое состояние матери также неблагоприятно влияет на адаптацию, поскольку повышается беспокойство за ребенка, на что тот отвечает аффективно-заостренной или невротической привязанностью.

    Хуже всего адаптируются мальчики, невротически зависимые от матери и не обладающие необходимой психологической защитой со стороны отца, отсутствующего в семье или неспособного быть адекватным примером полоролевого поведения. В группе сверстников эти мальчики никогда не занимают приемлемых позиций и их могут обидеть даже девочки.

    Осложняющим фактором адаптации являются конфликты в семье, невротизирующие детей и создающие нежелательный прецедент в отношениях со сверстниками другого пола.

    Существенной причиной затрудненной адаптации будут необщительность родителей, интровертированный (обращенный внутрь) характер личностного реагирования, что не способствует развитию контактности детей и легкости общения со сверстниками в группе.

    В период привыкания детей к детскому учреждению важно учитывать, что, находясь в группе, они чувствуют себя скованно и вынуждены сдерживать свои эмоции, что приводит к внутреннему напряжению, которое если не разрядить, может стать причиной невроза. Поэтому дома, в привычной обстановке, следует как можно больше играть с ним в веселые подвижные игры и в полной мере выражать эмоции как детям, так и взрослым.

     Особенности   приспособления  детей  раннего   возраста     к  условиям  детского сада

    Как   помочь   маленькому  ребенку  приспособиться  к  новой социальной  среде, чтобы  адаптация  прошла  легко и безболезненно?

    Этот   вопрос  волнует   всех, кто   работает   с   малышами.

    Ответ  на  этот   вопрос  не  прост,  как   для   родителей, так  и   для   педагога.

     Первый  шаг  для  нас   был  понять самому  взрослому значение  слова   «адаптация»

    Адаптация   от   латинского   слова  -  «адаптативо», а  обозначает   оно  приспособление   или  социальный   вид   взаимодействия  личности    с   социальной  средой или  приспособление   организма  к   условиям  существования  или   привыкания  к  ним.

     Исходя  из  этого  обозначения  - всем   стало  понятно.  Надо   помочь  маленькому   человеку   приспособиться     к   среде  и   к  нам   взрослым.

     2. Как  это  осуществить?

     Парадокс   состоит   в   том, что   взрослые   гораздо   хуже   адаптируются   в   окружающей   среде,  чем   дети. Поэтому    одна  из   главных   задач состояла   в   оказании   адаптированного  периода   взрослым. Особенно   молодым,  которые   все   знают  и  ни чего  не выполняют.

    А ведь взрослые, как никто другой  создают  обстановку тревожности, страха  и   боязни. Они  очень   болезненно  расстаются с  малышом. Не  доверительно   относятся   к    педагогам.   Здесь   на   помощь   могут   прийти  и   сердобольные   бабушки, которые   любя   своих   внуков, очень   часто   идут  в   защиту. Не  отдавай в   детский   сад  ребенка,  его    будут  ругать,  обижать  и.т.д.

    Этим   самым   они  создают   неблагоприятную   атмосферу  для   своего   чада.  В   этом   направлении   проводим: беседы,  консультации, практические   мероприятия. Приглашаем   на досуги,  игры.  Знакомим   с   условиями пребывания   ребенка в   детском  саду,.  режимом, питанием, воспитателями  и  специалистами, которые будут  работать  с   их  ребенком.

     Большую   помощь  оказывает   психолог  детского   сада

    Она  заранее   в   теплой  беседе  дает   понять    мам,  какой   у  нее   ребенок?

    Готов  ли  он   к   посещению   детского сада?

    Используя   в  работе   анкеты,  зарисовки  примерно  такого  содержания:

    Возраст вашего   ребенка?

    Состояние здоровья

     Уровень  развития  

    С кем  общается  дома, на   прогулке

     Умеет  ли  играть  с   игрушками один?  

    В   какое   время   спит, ест,  играет .и.т.д.

    Из  бесед,   порою   становиться  понятно,   что  ребенок  и  родитель  не  готовы   к  посещению  нового места.  И   им  самим   надо   помочь   в   этом.

    Очень   важно, чтобы  первым  помощником  был  самый  близкий   человек для  ребенка мама, папа, бабушка.

    Коллективом педагогов разработаны для родителей следующие памятки и  рекомендации  в  адаптационный  период,  которые  при   беседе  предлагаем  им

    Вы  готовитесь   отдать   ребенка   в   ясли.?

    Созрели  ли  родители  для  этого.?

     Обсудите  на   семейном   совете  все  нюансы:

     Кто  его   будет  забирать?

    Готовы  ли   вы  вместе   с   ребенком  выполнять   режим детского сада?

    Решили  ли   вопрос  полного  рабочего дня  в  первые  дни  привыкания. ребенка?

    Посетили  ли  специалистов   в   детском   саду?

     Подготовили ли   необходимые   вещи  для  малыша?

    Познакомились  ли   с  воспитателями  поближе?

    Помогали и  практические   советы   всех   специалистов: заведующей,   психолога,  медицинской   сестры  

    Советы  примерно   такого   содержания:

    1.Расскажите  и   покажите  ребенку детский сад , в    который  будет  ходить ваш  ребенок.

     Погуляйте   с  ним   на   площадке или  в  группе и  ребенок   почувствует   себя   увереннее и  спокойнее. Ведь детей  всегда  пугает  неизвестность, как  и   взрослых.

    Этим самым   расширяется   круг общения перед  незнакомыми людьми

    Дома  говорить  только   положительно  о  взрослых, называя  по  имени и  отчеству

     Набраться   терпения  взрослым, говорить   ласково  и  с  любовью   смотреть  в  глаза  ребенку.  

    Приучать   к самостоятельности:  пить  из   чашки, пользоваться  ложкой, горшком.

     Уходить  от   вредных привычек (соска,  пампирсы)

    Предложенные  анкеты по определению  готовности ребенка  к   поступлению   в   дошкольное   учреждение помогут  педагогу   ближе  понять   будущего  воспитанника.

    Преобладающее   настроение  вашего ребенка( бодрое,   подавленное, неустойчивое и.т.д.

    Характер  засыпания( быстрый, медленный.

    Длительность   сна  и  характер

    Аппетит   вашего   ребенка

    Нежелательные   привычки.

    Навыки   опрятности. и.т.д.

    Такие  встречи   чаще   проходили  для  желающих  родителей или на групповых  и  общих собраниях.

     В  этом году  в  практику  многих  садов и   в   частности в   нашем  детском саду  были  организованы  и работают   консультативные   центры  для  родителей ,  не  посещающих  детские  сады  Родители, посетившие  наш  консультативный  центр   лучше имеют представления  о режиме ребенка , получают  рекомендации,  памятки  для  мягкого  привыкания  малыша.

    Вопросов    у  родителей   в  такой  теплой  и  уютной  обстановке  было  очень  много: Например:

    Что  ребенок  должен  уметь, придя  в  ясли?

    Можно  ли  продолжать  пользоваться   пампирсами,  пить  из  бутылочки? Когда  надо  отнять  ребенка   от   груди?

    Сколько  детей     группе?

     Какое  образование  имеет  педагог?

     Какой  режим   в   детском   саду?

    Кто  кормит   ребенка  и одевает?

    Сколько  раз   гуляют?

    Какая  пища  в  рационе  дня?

    Занимаются  ли   с  ним?

    Много  ли   игрушек в   группе?

     Чтобы  ответить  на   вопросы  родителей

     Составили памятки:

     Что  такое режим  дня для  маленького ребенка?

     Как отучить    от   вредных  привычек?

    Моральная подготовка  ребенка  и  взрослого   к   адаптации

     Такие   встречи  не   прошли   в пустую. Родители    записывались   еще  на  прием. Просили  рассказать   практическую  часть   занятия   с   ребенком. Проводили  повторные    консультации  и   занятия   с  детьми.

    Если  родитель услышал   ответы  на    волнующее  его  вопросы ,он   придет    еще .

    Хотелось   бы   сказать  несколько   слов  о  трудностях,  которые   испытывают   не только  родители,  но  и  воспитатели   в   первые  дни   адаптации .и  дать   маленькие   советы Опыт  работы у  нашего   коллектива   с   маленькими  детьми   более  40 лет,  но   все  меняется  и  дети    и   среда, но   постоянным   остается   всегда  педагог  и

     он   обязан  :

    1.Быть    всегда  на высоте.  

    2.Добрым, чутким и терпеливым к  детям.  Ведь   воспитатель   в  этой   группе  актер. Надо   во   время   песню  спеть  и   сказку  рассказать,  пожалеть  и  приласкать

    3.Отзывчивым    и    внимательным   к  просьбам   родителей,   особенно   в    первые   дни адаптации.  

    4. Особое внимание  обратить на   сон   ребенка в  первые  дни

     Ведь  сон это важно  и   мы   относимся   к  нему  серьезно.

     Если  ребенок  плохо  спит, засыпает, часто  пробуждается  - значить   будет  раздражительным   в  течение    дня.  

     В  практику   ввели   проведения  в   первые  дни   хронометража  сна,   который  показывает,  как  засыпал  и, во   сколько  просыпался   ребенок. Проведя  такие  наблюдения   в  течение  нескольких  дней -10  и  более, воспитатели   выходят   на  беседу   с  психологом  и  родителями. Вместе  ищут   пути   исправления. И  все  тогда  будет  хорошо,   если есть взаимопонимания между педагогом, ребенком  и  родителем.

    Педагогу  терпения ,уважения ,  ласки  и  доброты. Чем  меньше   ласки, заботы и тепла  будет  получать   малыш,  тем  медленнее  будет  он созревать


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультациядля воспитателей "Логические математические игры"

    Развиваем детей с помощью математических игр....

    Консультациядля родителей "Что такое георгтевская ленточка?" и "Как рассказать ребёнку о войне?".

    Консультация для родителейЧто такое Георгиевская ленточка? Меня часто спрашивают, что означает георгиевская ленточка, какой смысл несет она. И я решила рассказать вам об этом символе. Да, эт...

    По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не лопнули ли почки на знакомом кустарнике… А можно легко и

    По дороге в детский сад можно сделать массу полезных вещей. Можно поговорить, каким был день ребёнка, можно выучить стишок или поиграть в скороговорки, можно постучать по льдинкам или посмотреть, не л...

    КОНСУЛЬТАЦИЯДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ " Адаптация малыша в деском саду"

    Адаптация малыша к детскому садуАдаптацияАдаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окру...

    консультациядля родителей на тему День космонавтики

    консультация для родителей День космонавтики...

    Консультациядля воспитателей

    Консультация для воспитателей...

    Консультациядля родителей: "Осторожно гололед"!

    О правилах поведения во время гололеда....