Главные вкладки

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ
    картотека на тему

    Дронина Наталья Александровна

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ РУССКОГО НАРОДА О СЕМЬЕ И

    СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ,

    созданные русским народом и собранные В.И. Далем:

    «Добрая жена, да жирные щи — другого добра не ищи!»;

    «Одному не страшно, двоим веселее»;

    «Холостому помогай Боже, а женатому хозяйка поможет»;

    «Дай Бог с кем венчаться, с тем и кончаться»;

    «Бабенка не без ребенка»;

    «Все в семье спят, а невестке молоть велят»;

    «У лихой свекрови и сзади глаза»;

    «В лесу медведь, а в дому мачеха».

    Многодетность была нормой патриархальной семьи, и ряд пословиц был посвящен этой проблеме:

    «Дети — благодать Божья»;

    «Живот болит, а детей родит»;

    «Горьки родины, да забывчивы»;

    «Ребята, что мокрицы — от сырости заводятся»;

    «Татьяна хромонога, народила детей много»;

    «Плодятся и множатся, что голуби».

    Нашел отражение быстрый рост маленьких детей:

    «У ребят, что у зайчат: по два зуба»;

    «Растет, как пшеничное тесто на опаре».

    Многодетность была призвана компенсировать высокую детскую смертность. В народе говорили: «Чем терять, так лучше б не рожать», или существовал вариант: «Чем терять, так не дай Бог рожать».

    Бездетность считалась грехом или наказанием господним: «Не умела родить ребенка, корми серого котенка», «У кого детей нет -во грехе живет».

    Если первым рождался мальчик, это предвещало богатую и зажиточную жизнь. Обычно первенца ждали с радостью, но к последующим детям относились уже равнодушно. В народе говорили:


    «Мальчик родился — на подмогу, а девочка — на потеху»;

    «С сыном дом наживешь, а с дочкой остаток проживешь»;

    «Сын хлебом кормит, а дочь последний кусок унесет»;

    «Растить дочку, что лить в дырявую бочку».

    Эмоциональный фактор воспитания, привязанность, любовь к детям отражаются в таких пословицах, как: «Свое дитя и горбато, да мило», «Свой дурак дороже чужого умного», «Кто девку хвалит? Отец да мать».

    В основе всех воспитательных ценностей лежали православная христианская мораль. Цель воспитания — создать многосторонне развитую личность, которая была бы производительным членом общества, способным вносить в него светлую мысль, стремиться к справедливости, правде: «Делай не ложно, все выйдет по Божьи».

    Любовь и доброта ставились первым условием: «Тот мне и сват, кто мне рад»; «Сват не сват, был бы добрый человек».

    Особая роль отводилась воспитанию и обучению детей. Говорилось о своевременном раннем воспитании детей:

    «Не учили, когда поперек лавки ложился, а во всю вытянулся, так не научишь»;

    «Народила, да не научила»;

    «Не устанешь детей рожаючи, а устанешь на место сажаючи»;

    «Умел дитя родить, умей и научить».

    Сознавалась необходимость упорства труда и ученья:

    «Не учась, и лаптя не сплетешь»;

    «Дорог парень, да не учен»;

    «Незнайка лежит, а знайка далеко бежит»;

    «Голова всему начало, где ум там и толк»;

    «Не копьем побивают, а умом»;

    «Умная голова сто голов кормит, а худая и себя не прокормит»;

    «Лучше с умным потерять, чем с дураком найти».

    Труд был одной из важных воспитательных ценностей:

    «Без дела жить — небо коптить»;


    «Маленькое дело лучше большого безделья»;

    «В чужом платье не накрасоваться»;

    «Живи всяк своим умом, да своим горбом».

    Отдых, наслаждение жизнью, радость также ценились русским народом: «На праздник и у комара сусло, и у воробья пиво».

    Представляют интерес методы воспитания детей в семье: «Засиженное яйцо всегда болтун».

    Говорилось и о горьких последствиях неправильного воспитания:

    «Дети крадут, отец прячет» («Дети воруют, мать горюет»);

    «Блудный сын — ранняя могила отцу»;

    «На старости две радости: один сын — вор, другой — пьяница».

    Родители плачутся о дурных детях: «Ни себе на радость, ни людям на послугу».

    Хорошими детьми гордились: «Добрый сын всему свету завидище»;

    «Дай Бог деток, да дай Бог и путных».

    В народе были популярны физические наказания:

    «Розгой в могилу ребенка не вгонишь, а калачом не выманишь»;

    «Любимого сына жезлом»;

    «Не наказанный сын — бесчестье отцу»;

    «Кулаком да в спину — то и приголубье сыну».

    В то же время народная мудрость требует от людей добра и любви:

    «Не все таской, ино и лаской»;

    «Ласковое слово, что весенний день»;

    «Не корми калачом, да не бей кирпичом»;

    «Добро добро покрывает»;

    «Дай ему грош, да вишь не хорош»;

    «Федюшке дали денюжку, а он алтын просит».

    Родительский авторитет был мощным фактором воспитания:

    «Родительское благословение на воде не тонет, в огне не горит»;

    «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает»;

    «Не оставляй отца и матери на старости лет, и Бог тебя не оставит»;


    «Мать праведна — ограда каменна»;

    «Материнская молитва со дна моря вынимает».

    Нравственные ценности воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброта, также нашли отражение в пословицах: «Паси, чтоб вскормить, не паси, чтоб озолотить»;

    «Отцовским умом жить деткам, а отцовскими деньгами не жить»;

    «Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит»;

    «Все купишь, а отца-матери не купишь».

    Есть пословицы, признающие личность детей: «У меня сын мой, да ум у него свой».

    Сказано о печальной участи детей-сирот: «В сиротстве жить - слезы лить».

    Особо следует сказать о воспитательном значении пословиц в высмеивании негативных качеств. Высмеивались такие качества, как злость, лукавство, алчность. Например: «В чужих руках ломоть велик, а нам достанется, так и мал покажется». Народная мудрость отучает от зависти и алчности, она учит умеренности и довольству:

    «Клюет птичка, да и то сыта живет», «Щей горшок, да сам большой» — это чувство независимости, которое не дает склонить голову.

    Самодурство считалось пороком: «Не купил батька шапки, пусть уши мерзнут».

    В народе ценилось сознание справедливости: «Каков привет, таков ответ».

    Желание, возможность достичь его, невозможность, воля, неволя сложили много пословиц: «Око видит, да зуб неймет»; «На хотенье есть терпенье».

    Важно было учить детей терпимее относиться к человеческим слабостям: «По голому нечего щипать».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    пословицы и поговорки русского народа о семье и семейном воспитании

    сборник пословиц и поговорок русского народа о семье и семейном воспитании...

    Пословицы и поговорки к теме «Фольклор как средство патриотического воспитания».

    Подборка пословиц и поговорок в помощь воспитателям и педагогам...

    Пословицы и поговорки коренных народов ханты и манси

    В последнее время все больше внимания уделяется духовному становлению личности, истокам формирования национального характера. Знакомство с фольклором хантов и манси помогло  расширить представлен...