Главные вкладки

    Картотека дидактических игр "Овладение основами первоначальной грамоты"
    картотека на тему

    В картотеку входят игры на равитие фонематического слуха у детей 4--6 лет. Эти дидактические игры будут полезны как для учителей- логопедов детского сада, так  и для родителей детей в возрасте  4- 6 лет. Данные в картотеке игры помогут взрослым лучше подготовить ребёнка к обучению в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Картотека дидактических игр33.17 КБ

    Предварительный просмотр:

    Игры в звуки для детей 4 - 6 лет

    Игра «Фонетическая гимнастика»

    Правила игры. Начинаем с простых вопросов:

    Как тикают часы?- тик-так                                                                                                                                                   Как подзывают цыплят?- цып-цып                                                                                                                                                 Как чикают ножницы? -чик-чик                                                                                                                                                                                                            А затем задают вопросы так , чтобы, отвечая, использовал только отдельный звук:                                                         Как жужжит жук? –ж-ж-ж                                                                                                                                                        Как воет волк? –у-у-у                                                                                                                                                                                                   Как поют комарики? –з-з-з                                                                                                                                                Как фыркает кот? –ф-ф-ф                                                                                                                                                                    Как шипит змея? –ш-ш-ш        и  т. д

    Игра « Звуковые загадки»(вариант игры)

    Называем какой –то звук, а ребенок придумывает кто(что) может его издавать.

    Н-р, кто(что)издает такой звук: З-З,Ш-Ш,Р-Р? И др.

    Игра «Заводные игрушки»

    Правила игры: Заводим ключиком игрушки игрушки-это дети. Дети начинают двигаться, изображая игрушку и издавая звуки.

    Ж- полетел жучок                                                                                                                                                                       Р- затарахтел игрушечный мотоцикл                                                                                                                                                                          Ц- запрыгала белочка                                                                                                                                                                    Ф- фыркает ежик.  И т.д.

     Игра « Скажи, как я (обучение интонированию звуков)»

    Игровой материал. Мяч.

    Правила игры. Дети стоят в кругу, а взрослый –в середине круга с мячом. Бросает  мяч кому-то из детей, называем слово с интонационным выделением любого согласного звука. Например:

    (С)лон                                                Забо(Р)                                        Ко(Ш)ка.

    Ребенок перебрасывает мяч назад, повторяя слово точно также. 

    Игра « В стране Звуков»

    Правила игры:                                                                                                                                                          Ребенок называет первый и последний звуки названия любимой игрушки, а другие дети отгадывают.                                                                                                                                                                         Например, Мь-А---мишка, К-А—кукла и др.

    Аналогично загадывают овоши ,фрукты, цвет.. виды спорта, имена и т.д.

    Игра « Подберем игрушки»

    Игровой материал: игрушки, кукла , картинки с изображением животных и птиц.

    Правила игры. В комнате не видных местах лежат предметы, в названиях которых есть звук Ж; флажок, кружок, ножницы, жираф, ежик и др.

    Показываем детям новую куклу, говорим, что в имени куклы есть песенка жука (Ж).             Как зовут куклу?- Жанна.                                                                                                                                        Кукла любит предметы и игрушки, в названии которых есть песенка жука .Какие игрушки дадим кукле?

    Игра «Дятел»

    Правила игры. Ребенок рассказывает потешку:                                                                                                  “Дятел дерево долбит ,день-деньской кору дробит.”                                                                                            После этого он изображает дятла, бьет кулаком о кулак, приговаривает: д-д-д.

    В этой игре вводим незаметно для детей понятие твердости-мягкости согласного:                                                  Папа-дятел долбит- Д-Д-Д                                                                                                                                             Маленький птенец- Дь-Дь-дь

    Игра « Комары и осы»                                                                                                         Игровой материал: картинки                                                                                        Правила игры: Комары звенят з-з-з, осы поют свою песенку с-с-с.

    Услышите песенку комара -помашите крылышками ,а когда услышите песенку осы, то пальчиками покажите, как она ползет.

    Затем называем слова, в которых есть звук С или З, а ребенок движением показывает, какой звук встречается в слове.

    Словарный материал: зонт, слон, забор,сахар,сушки,соль,самолет,заноза,дозор,мазать и т.д

    Вариант этой игры: Слушай внимательно.

    У ребенка в руках 2 картинки :свисток и звонок.                                                                                     Свисток свистит- С-с-с; звонок звенит- З-з-з.                                                                                                        Говорим слова ,а дети поднимают картинки с изображением свистка или звонка.

    Различение звуков Ч-Щ.  Объясняем:                                                                                                                                                 Ч-Ч-Ч- так звучит паровоз. Когда услышите этот звук, изобразите. Как двигается паровоз.                                                                                                                                                                                      Щ-Щ-Щ- так пилят дрова.Дети слушают слова и передают движениями звуки Ч или Щ.

    Словарный материал: число, шкаф, щенок. Чибис, червяк, шапка, карандаш, щит, чашка, щель. И т.д

    Игра « Подскажи кукле звук»(формирование навыка выделения последнего звука).

    Игровой материал: кукла.                                                                                                              Правила игры:                                                                                                                                               Кукла очень торопиться. Поэтому некоторые слова выговаривает плохо: не все звуки слышны.                                                                                                                                                      Просим поправить куклу, где необходимо.                                                                                                                На солнышке греется котено…(К)                                                                                                                         На него смотрел белолапый щено(К)                                                                                                                                      Он хотел его догна…(Ть)                                                                                                                                 А рядом по двору гулял важный пету…(Х)                                                                                                                                                       За ним бегали куриц…(Ы) и цыплят…(А)

    Игра «Зоопарк»(различение мягкости- твердости согласных).

    Игровой материал: картонный домик, игрушки, мебель, предметы, фишки.

    Правила игры:

    На столе картонный домик. Это зоопарк. В него привезли много животных. Но зоопарк небольшой, всем не уместиться. Поэтому в нем поселяться только те животные, в названии которых есть Ль.

    Ослику можно войти в зоопарк?- почему?                                                                                                               Льву, леопарду, лисице, готовы удобные клетки. А вот слону, волку и ламе придется ехать в другой зоопарк.

    За каждый правильный ответ детям дается фишка.

     

    Игра « Заблудились в лесу» (первоначальный навык выделения ударного звука)

    Игровой материал: кукла, игрушки – зверята.

    Правила игры:                                                                                                                                                                   В лесу заблудилась кукла и зверята. Ребенок их зовет, т.е. произносит имя с подчеркнутым интонированием ударного гласного:

    М-и-и-ша- И         Р-ы-ы-бка- Ы               К-о-о-тик- О            Э-э-дик- Э

    Игра «В стране Звуковичков»

    Игровой материал: рисунки с изображением Зковичков и предметов на их крылышках), музыкальное сопровождение.

    Правила игры:                                                                                                                                                    Звуковички это носители и хранители звуков. Они живут в Стране слов.Чтобы узнать, как его зовут Звуковичка (какой звук он хранит), смотрим на рисунок его крылышек. Если нарисован

    ландыш, это Звуковичок- Л, а если люстра-Ль, солнышко- Звуковичок  С,сережка- Сь. И т.д.

    Объясняем детям:                                                                                                                                           Чтобы накормить Звуковичков, надо назвать слова с его звуком, растягивая звук как можно дольше( пока Звуковичок не наестся). Звуковичку В надо пропеть в-вата,в-в-ворон, но нельзя шоколад или грушу ,а то он отравится.

    Можно предложить детям самим нарисовать крылышки Звуковичкам.

    Игра «Звуковых дел Мастера»

    Игровой материал: 6 фигурок Звуковых дел мастеров с яркими молоточками в руках, в красных комбинезонах, на груди у каждого его звук: А,О,У,Ы,И.Э, предметные картинки.

    Правила игры:

    В нашу комнату вошли Звуковых Дел Мастера. Кому мы подарим ананас-А, а кому книгу-И, стул-У и др.

    Вариант игры: ЗДМ рисуют картину.                                                                                                                           Дети рисуют любой несложный сюжет. Например, “ На рыбалке”: река, берег с песочком ,камни, лес. На берегу рыбак с удочкой и т.д И везде значками отмечают, какой Мастер нарисовал этот предмет. Например, песок- О, камень-А ,рыб- Ы и др.

     Игра « Звукоедик»

    Игровой материал: кукла.                                                                                                                                 Правила игры:                                                                                                                                                 У Звуковичка есть страшный враг - Звукоедик. Он питается начальными звуками во всех словах.

    Ходим с куклой в руках по комнате и говорим:                                                                        …иван….каф,…тул.                                                                                                                                             Что хотела сказать кукла?

    Или Звукоедик съедает последний звук. Как теперь звучат произносимые слова: сто…,сту…,тарелк… и т.д                                                                                                                                                                   А теперь Звукоедик попал в сад.теперь он отгрызает первый(последний) звук в названиях фруктов: …руша,…анан и др.                                                                                                    Звукоедик в лесу. Исчезают звуки в названиях грибов, ягод, деревьев: сыроежк..,сосн… и т.д                                                                                                                                                                      Звукоедик может попасть в огород, магазин ,цирк, на рыбалку.

    Игра «Любопытный»

    Игровой материал: фишка                                                                                                                                        Правила игры: На любой вопрос ведущего можно назвать только те слова, которые начинаются со звука Б.

    - Где был?- на балконе                        - Кого видел?- бульдога

    - Куда собираешься? – в булочную    - Что будешь покупать?- бублики, баранки

    - Куда поедешь?- к бабушке в Букино     -Что наденешь?- блузку, брюки и т.д

    Игра « Изобрази предмет»

    Правила игры:    Спрашиваем у ребенка, с какого звука начинается его имя.

    Например, Катя. Какой первый звук в ее имени? –К.

    Названия каких предметов начинаются с этого звука?- кошка, камень, канат…

    Дети придумывают, как изобразить эти предметы.

     

    Игра «Кто больше?»

    Игровой материал: картинки.                                                                                                                    Правила игры:                                                                                                                                                                              Даем ребенку набор предметных картинок. Просим сначала выбрать картинки, в названии которых звук А встречается 1 раз (сад, арбуз), затем 2 раза (астра, баран), в конце 3 раза-( ананас, барабан).

    Так же подбираются картинки для работы с другими звуками.

     

    Игра « Упрямые Звуковички»

    Игровой материал: мяч                                                                                                                       Правила игры: Называем твердый согласный и бросаем мяч ребенку. Поймав мяч, он называет пару заданного звука (маленького “братца”) и бросает мяч ведущему.

    Например, Б-Бь         Л-Ль       К-Кь.          Или наоборот- большого “ братца”: Зь-З

    Аналогично можно играть со словами:    Дал- даль          Кон- конь и др.

    Игра « Магазин»

    Игровой материал: предметные картинки. Бумажные карточки со звуками, два рисунка, различные предметы.

    Правила игры:

    На картинках нарисованы предметы одежды и посуды. В названиях предметов есть звуки С, Ш, Л, Р . У детей деньги- бумажные карточки со значками звуков: С, Ш, Л, Р на монету Ш можно купить кувшин, шляпу. рубашку, а на монету С- стакан, миску. Побеждает тот, кто сделал больше покупок.

    Игра  «Анаграммы»

    Правила игры:  Придумать новые слова, состоящие из этих же звуков, но расположенные в другом порядке.

    Например. Атлас- салат       Кулак- кукла    Лиса- сила            Камыш- мышка.   И т.д. 

    Список используемой литературы:

    1. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников. Альбом 4. Звуки П, Б, Т, Д, К, Г, Х, В, Ф: Л. Н. Зуева, Н. Ю. Костылева, О. П. Солошенко — Москва, АСТ, Астрель, 2003 г.- 80 с.
    2. Звенящие кедры России: Владимир Мегре — Санкт-Петербург, Диля, 2000 г.- 384 с.
    3. Звонкие и глухие согласные. Для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
    4. Звуки "Р", "Л". Я вас различаю! Настольные логопедические игры-занятия для детей 5-7 лет: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 16 с.
    5. Звуки "Ш" "Ж", я вас различаю!: Н. Е. Ильякова — Москва, ГНОМ и Д, 2009 г.- 24 с.
    6. Игротека речевых игр. Выпуск 6. В мире животных и птиц: Э. Д. Наумова — Санкт-Петербург, ГНОМ и Д, 2007 г.- 36 с.
    7. Растения. Тетрадь по развитию речи. Автоматизация трудных звуков: Л. М. Козырева — Москва, Академия Развития, 2008 г.- 32 с.
    8. Твердые и мягкие согласные. Для детей 6-8 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, Литур, 2010 г.- 32 с.
    9. Твердые согласные [Ш], [Ж], [Ц]. Тетрадь для детей 6-9 лет: В. Буйко, Г. Сыропятова — Санкт-Петербург, КнигоМир, 2010 г.- 32 с.
    10. Учим звуки С, Ш. Задания на автоматизацию произношения звуков: Т. Е. Грецкая — Москва, Сфера, 2010 г.- 32 с.
    11. Шипящие звуки. Альбом № 2. Дидактические материалы по исправлению недостатков произношения у слабослышащих детей: Е. К. Щербакова — Москва, Академия Развития, 2001 г.- 96 с.
    12. Борисова. Играя, звуки исправляем.

              Желаем успехов!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека игр и упражнений "Основы первоначальной грамоты".

    Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста. Могут быть использованны как элемент НОД, в  индивидуальной работе с д...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

    Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

    Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

    Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

    Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

    Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста....

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительтной к школе группе: «Основы первоначальной грамоты»

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительтной к школе  группе: «Основы первоначальной грамоты»...

    Картотека дидактических игр и упражнений: «Основы первоначальной грамоты»

    Дид. игра «Магазин» Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова. Ход: Воспитатель – продавец, дети – покупатели. Продавец отпускает товар в том случае, ...