«Портфолио дошкольника»
консультация (средняя группа) на тему

Портфолио – копилка любых успехов ребёнка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы:

·       На занятиях, которые проводятся в детском саду,

·       При посещении различных кружков, секций,

·       В общении со взрослыми и сверстниками.

Где бы ни занимался ребёнок, у него обязательно будет достойная копилка успехов и он хорошо подготовится к школе. Передавая портфолио учителю 1-го класса для знакомства с вашим ребёнком, вы наглядно покажите, чем тот интересуется, что у него хорошо получается.

В портфолио положите лучшие рисунки, работы по аппликации, странички из тетради по математике, грамоте и т. д., фотографии выступлений ребёнка на праздниках в детском саду, спортивных соревнованиях.

Работа по созданию портфолио позволит вам:

·       Установить близкие отношения друг с другом;

·       Создать атмосферу общности интересов;

·       Активизировать своё внимание к успехам ребёнка, своевременно их отмечать;

·       Формировать у ребёнка самоконтроль и самооценку.

           Цель портфолио:

Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Функции портфолио:

•        диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;

•        целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);

•        мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;

•        содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ;

•        развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

•        рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Каким будет портфолио:

Портфолио дошкольника непременно должен быть красочным и ярким. В идеальном случае он станет и любимой "книжкой с картинками" для ребенка, и предметом его гордости. Малышу обязательно надо объяснить, что за "волшебную книжку" вы вместе начинаете собирать и для чего. Не надо опасаться, что ребенок "не поймет" или "быстро охладеет". Поймет! В 4-5-летнем возрасте все без исключения малыши любят яркие книги. Не охладеет! Книжка о себе самом - самая интересная. Она "с восторгом примет" все творческие работы, с "особым вниманием отнесется" к удивительным фантазиям, а через некоторое время "с любовью напомнит" о том, "каким еще год назад я был маленьким"! Работу над "волшебной книжкой" можно начать с совместного похода за обложкой (вместе выбрать папку). Желательно, чтобы листы-разделители были раскрашены самим ребенком. Постепенно, не все сразу. Пусть какое-то время некоторые из них останутся черно-белыми. Поначалу детские "разукрашки" не всегда выглядят эстетично. Однако, ни в коем случае не надо от них отказываться. В "папку-файл" одной стороны вложите разделитель, раскрашенный взрослым, с другой стороны - ребенком. Ребенок будет рад совместному творчеству. Как только внешний вид "разукрашки" перестанет ребенку нравиться, он легко заменит его на новый, более качественный. Фотографируя поделку или рассматривая рисунок, целесообразно будет задать маленькому автору несколько вопросов:

 

- Тебе нравится эта работа?

- Как ты думаешь, имеет ли смысл поместить эту работу в твой портфолио?

- Давай подумаем, в какой раздел эта работа больше подходит?

В процессе работы над сбором материалов может обнаружиться, что предлагаемых нами примерных разделов портфолио будет недостаточно, либо они не совсем близко подойдут Вашему ребенку по тематике. Родителям непременно стоит дополнить количество разделов или заметить их качественно. В этом случае руководствуйтесь собственной фантазией и опирайтесь на литературу, посвященную развитию детей конкретной возрастной категории. Если у малыша уже наметилось хобби или есть вполне конкретное любимое занятие необходимо завести для этого определенный (персональный) раздел.

 

 

 

 

 

 

 

Структура портфолио:

 1раздел «Давай познакомимся»

 (фото, Ф. И. ребёнка, группа, контактная информация)

• Моё имя (информация о том, что означает имя)

• Моя семья (можно разместить фото каждого из семьи и рассказ о них)

• Мои друзья (фотографии, информация об их интересах)

• Мои увлечения (небольшой рассказ о том, чем увлекается ребёнок)

• Мой детский сад (рассказ о педагогах)

2 раздел «Я расту»

 (антропометрические данные)

          3 раздел «Мои достижения»

 (грамоты, сертификаты, дипломы)

4 раздел «Я мечтаю»

 (высказывание самого ребёнка)

5 раздел «Вот что я могу»

(продукты творчества ребёнка: рисунки, рассказы, книги-самоделки)

6 раздел «Успехи дошкольника»

 

Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. И если портфолио старшеклассника - необходимый элемент для поступления в вуз, то портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе.

 

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

 

Желаем успехов вам, и вашим замечательным деткам!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx672.74 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Портфолио дошкольника .

Слайд 2

Портфолио – копилка любых успехов ребёнка, полученных в различных видах деятельности, которые сопровождают его до школы : • На занятиях, которые проводятся в детском саду; • При посещении различных кружков , секций ; • В общении со взрослыми и сверстниками.

Слайд 3

Цель портфолио: Портфолио дошкольника рассматривается в качестве личных достижений дошкольника в разнообразных видах деятельности, собираемой за время пребывания ребёнка в детском саду. Ведение портфолио позволит целенаправленно собирать, систематизировать информацию о ребёнке, фиксировать индивидуальные, неповторимые субъектные проявления детей, что особенно важно в дошкольном возрасте, когда развитие ребёнка характеризуется неравномерностью, скачкообразностью, индивидуальным темпом созревания психических функций и накопление субъективного опыта.

Слайд 4

Функции портфолио: • диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени; • целеполагательная - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего); • мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты; • содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ; • развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году; • рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений

Слайд 5

Работа по созданию портфолио позволит вам: • Установить близкие отношения друг с другом ; • Создать атмосферу общности интересов ; • Активизировать своё внимание к успехам ребёнка, своевременно их отмечать; • Формировать у ребёнка самоконтроль и самооценку.

Слайд 6

Советы по наполнению разделов портфолио

Слайд 7

Титульный лист . На этом листе содержится информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения). Также фиксируется дата начала ведения, а также дата окончания.

Слайд 8

Познакомьтесь со мной . Л ист содержит информацию о времени и месте рождения, информацию о том, что означает имя ребенка, в какой день празднуются именины. Хорошо, если родители напишут небольшой рассказик о том, как и почему было выбрано именно это имя . знак зодиака, цветочный и прочие гороскопы, талисманы и так далее.

Слайд 9

Моя семья . Листы-вкладки посвящены кратким рассказам о членах семьи. Можно использовать "индивидуальные" вкладыши для мамы или папы и "сдвоенные" для других родственников. В рассказе, кроме личных данных, можно упомянуть профессию, черты характера, любимые занятия того или иного члена семьи, а также особенности совместного времяпровождения

Слайд 10

Чем могу, помогу! Малыши первых лет жизни активно "принимают участие" в работе по дому. Они помогают опускать белье в стиральную машину, поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль. Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому

Слайд 11

Мир вокруг нас. В этом разделе можно поместить небольшие заметки, проиллюстрировать их фотографиями или подобрать в журналах тематические картинки. Можно взять за правило после каждой, расширяющей кругозор познавательной прогулки, выполнять с ребенком небольшую творческую работу. Уже с раннего возраста стоит подумать о мини-экскурсиях, которые поддерживают интерес к истории родного города, гордость за свою малую Родину

Слайд 12

Вдохновение зимы (весны, лета, осени ) Наша жизнь плавно течет от сезона к сезону. Осенью мы вместе с детьми собираем гербарий, зимой лепим снежную бабу, весной пускаем кораблики, летом купаемся в реке… Все это находит отражение в детских рисунках и других творческих работах. Кто-то с ранних лет проявляет интерес к фотографии, кто-то пишет свои первые стихи, кто-то с увлечением оформляет тематический календарь природы Все эти работы вполне могут стать прекрасным наполнением этого раздела. В детском саду, ребенок принимает активное участие в утренниках ("Здравствуй осень", "Новый год", "8 марта"). После каждого утренника в раздел желательно добавлять специальный лист-вкладку. Сюда можно поместить фотографии с утренника, записать стихотворение, которое рассказывал малыш. Стоит упомянуть конкурсы, в которых ребенок участвовал, танцы и песни, которые исполнял.

Слайд 13

Романтика путешествий Удивительным путешествием для ребенка может стать не только поездка к морю или экскурсия в другой город, но и поход в зоопарк или прогулка по осеннему лесу. Вкладышем в этот раздел могут стать красочно оформленные листы с указанием места и даты путешествия, проиллюстрированные фотографиями или детскими рисунками и содержащие небольшой рассказ о наиболее ярких впечатлениях.

Слайд 14

Золотые ручки Этот раздел содержит фотографии работ (если они объемные) или сами работы, выполненные руками ребенка: поделки из природных материалов, вырезанные снежинки, постройки из конструктора, самодельная бумага и многое - многое другое Волшебные пальчики В разделе помещаются работы ребенка, связанные с мелкой моторикой: раскрашивание рисунков, штриховки, лепка из пластилина или из теста (фотографии работ). Сюда же можно поместить отчеты о выполнении пальчиковой гимнастики (фотографии ребенка и описания упражнений).

Слайд 15

Мои фантазии Раздел вмещает абсолютно все фантазии малыша независимо от формы проявления. Это могут быть сочиненные ребенком сказки или истории-небылицы, рисунки, фотографии облаков или найденных ребенком лесных коряг, по форме напоминающих каких-то существ. Мир фантазий ребенка безграничен, так пусть он найдет свое отражение в этом разделе

Слайд 16

Награда для героя Свои первые дипломы и медали ребенок получает уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то получает кубок в спортивной секции, а кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел - копилка всевозможных официальных наград, полученных ребенком.

Слайд 17

Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к учебно-познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. И если портфолио старшеклассника - необходимый элемент для поступления в вуз, то портфолио дошкольника вполне может стать весомым аргументом при поступлении в учебные заведения, где прием первоклассников производится на конкурсной основе.

Слайд 18

Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Слайд 19

Желаем успехов вам и вашим замечательным деткам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Портфолио дошкольника

Это портфолио моей дочери Арсении. Для заставок рубрик использованы материалы  портала "Солнышко". ...

Портфолио дошкольника

   Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А...

ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.

Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...

Портфолио дошкольника

Методические рекомендации по созданию портфолио дошкольника...

Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника: особенности, цель, структура, рекомендации. Отдельным файлом образец титульных листов к каждому разделу, временный, пока не найдете найболее подходящий вариант оформления. На за...

Консультация для воспитателей «Портфолио воспитателя. Портфолио дошкольника»

Значение портфолио – это совокупность («портфель») учебной информации и индивидуальных образовательных достижений, полученных на обучающих курсах, семинарах, в процессе самообра...