Консультации
консультация по теме

Адаптация ребенка при поступлении в детский сад

Скачать:


Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ  РЕБЁНКА  К  ДЕТСКОМУ  САДУ

         

Оформляя  ребёнка  в  детский  сад, родители  часто  переживают: как встретят  ребёнка  в  детском  саду? Будет ли  ему  хорошо? Как  пройдёт  адаптация  ребёнка  к  детскому  саду?

           Адаптация – это  приспособление  организма  к  новым  или  к  изменившимся  условиям  жизни  или  условиям  среды. Особого  внимания  с  этой  точки   зрения  требует   возраст  (2 – 3  года), в  котором  многие малыши  впервые  переходят  из  достаточно  замкнутого  семейного  круга  в  мир  широких  социальных  контактов. Если  трёхлетний  малыш, готовящийся  к  детскому  саду, уже  владеет  речью, навыками  самообслуживания, испытывает  потребность  в  детском  обществе, то  ребёнок  раннего  возраста  (2 лет)  менее  приспособлен  к  отрыву  от родных, более  слаб  и раним. Установлено, именно  в  этом  возрасте  адаптация  к  детскому  учреждению  проходит  дольше  и  труднее, чаще  сопровождается  болезнями. В  этот  период  происходит  интенсивное  физическое  развитие, созревание  всех  психических  процессов. Находясь  на  этапе  становления, они  в  наибольшей  степени  подвержены  колебаниям  и  даже  срывам. Изменение  условий  среды  и  необходимость  выработки  новых  форм  поведения  требуют  от  ребёнка  усилий, вызывают  появление  стадии  напряжённой адаптации. От   того, насколько  ребёнок  в  семье  подготовлен  к  переходу  в  детское  учреждение, зависит  и  течение  адаптационного  периода, длительность  которого  может  достигать  полугода, и  дальнейшее  развитие  малыша.

           Изменение  образа  жизни  приводит  в  первую  очередь  к  нарушению  эмоционального  состояния. Для  адаптационного  периода  характерны  эмоциональная  напряжённость, беспокойство  или  заторможенность. Ребёнок  много  плачет, стремится  к  контакту  со  взрослым  или, наоборот, раздражённо  отказывается  от  него,   сторонится  сверстников. Таким  образом, его  социальные  связи  оказываются  нарушенными. Эмоциональное  неблагополучие  сказывается  на  сне, аппетите. Разлука  и  встреча  с  родными  протекает  подчас  очень  бурно, экзальтированно: малыш  не  отпускает  от  себя  родителей, долго  плачет  после  их  ухода, а  приход  вновь  встречает  слезами. Меняется  его  активность  и по  отношению   к  предметному  миру: игрушки  оставляют  его  безучастным, интерес  к  окружающему  снижается. Падает  уровень  речевой  активности, сокращается  словарный запас, новые  слова  усваиваются  с  трудом. Общее  подавленное  состояние  в  совокупности  с  тем  обстоятельством, что  ребёнок  попадает  в   окружение  сверстников  и подвергается риску  инфицирования  чужой  вирусной  флорой, нарушает  реактивность  организма, приводит  к  частым  болезням.

           Различают  три  степени  адаптации: лёгкую, среднюю  и  тяжёлую.

           При  лёгкой  адаптации  (благоприятной)  в  течение  месяца  у  ребёнка  нормализуется  поведение, он  спокойно  или радостно  начинает относиться  к  детскому  коллективу. Аппетит  снижается, но  не намного, и к  концу  первой  недели  достигает  обычного  уровня, сон  налаживается  в  течение  одной-двух недель. Отношения  с  близкими  людьми  при  лёгкой  адаптации  у  ребёнка  не  нарушаются, он  достаточно  активен, но  не  возбуждён. Снижение  защитных  сил  организма  выражено  незначительно, и  к  концу  2 – 3  недели  они  восстанавливаются. Острых  заболеваний  не  возникает.

           Во  время  адаптации  средней  тяжести   нарушения  в  поведении  и  общем  состоянии  ребёнка  выражены  ярче   и  длительнее. Сон  и  аппетит  восстанавливаются  через  20 – 40  дней, настроение  неустойчиво  в  течение  месяца, значительно  снижается  активность: малыш  становится  плаксивым, малоподвижным, не  стремится  исследовать  новое  окружение, не  пользуется  приобретёнными  ранее  навыками  речи. Все  эти  изменения  держатся  до  полутора  месяцев.

           Особую  тревогу  вызывает  состояние  тяжёлой  адаптации. Ребёнок  начинает  длительно  и  тяжело  болеть, одно  заболевание  почти  без  перерыва  сменяет  другое, защитные  силы  организма  подорваны  и  уже  не  выполняют  свою  роль – не  предохраняют  организм  от  многочисленных  инфекционных  агентов, с  которыми  ему  постоянно  приходится  сталкиваться. Это  неблагоприятно  сказывается  на  физическом  и  психическом  развитии  малыша. Аппетит  снижается  сильно  и  надолго, у  ребёнка  может  возникнуть  стойкий  отказ  от  еды  или  невротическая  рвота  при  попытке  его  накормить. Малыш  плохо  засыпает, вскрикивает  и  плачет  во  сне, просыпается  со  слезами. Сон  чуткий, короткий. Во  время  бодрствования  ребёнок  подавлен, не  интересуется  окружающим, избегает  других  детей  или  агрессивен  по отношению  к  ним; постоянно  плачущий  или  безучастный, ничем  не  интересующийся, судорожно  сжимающий  в  кулачке  свою  любимую  домашнюю  игрушку  или  носовой  платочек.

           Когда речь  идёт  об  адаптации  ребёнка  к  саду, очень  много  говорят  о том, как  трудно  малышу  и  какая  ему  нужна  помощь. Но  «за  кадром»  остаётся  один  очень  важный  человек – мама, которая находится  в  не  меньшем  стрессе  и  переживаниях. Она  тоже  остро  нуждается  в  помощи  и  почти  никогда  её  не  получает. Часто мамы  не  понимают, что  с  ними  происходит, и  пытаются  игнорировать  свои  эмоции. Поступление  в  детский  сад – это  момент  отделения  мамы  от  ребёнка, и  это  испытание  для  обоих. У мамы  тоже  «рвётся»  сердце, когда  она  видит, как  переживает  малыш, а  ведь  в  первое  время   он  может  заплакать  только  при  упоминании, что  завтра  придётся  идти  в  сад.

СОВЕТЫ  РОДИТЕЛЯМ В  АДАПТАЦИОННЫЙ  ПЕРИОД

1.     Создайте  условия  для  спокойного  отдыха  ребёнка  дома. В это  время  не  стоит водить  его  в  гости  в  шумные  компании, связанные  с  поздним  возвращением  домой, а  также  принимать  у  себя  слишком  много  друзей. Малыш  в  этот  период  слишком  перегружен  впечатлениями, не  следует  ещё  больше  перегружать  его  нервную  систему.

2.     В  присутствии  ребёнка  всегда  отзывайтесь  положительно  о  воспитателях  и  саде. Даже  в  том  случае, если  вам  что-то  не понравилось. Если  ребёнку  придётся  ходить  в  этот  сад  и  эту группу, ему  будет  легче  это делать, уважая  воспитателей.

3.     В  выходные  дни  не  меняйте  режим  дня  ребёнка. Можно  позволить  поспать  ему  чуть  дольше, но не  нужно  позволять  отсыпаться  долго, что  существенно  может сдвинуть  распорядок  дня. Если  ребёнку  требуется  выспаться, значит, режим  сна  у  вас  организован  неверно, и, возможно, ваш  ребёнок  слишком  поздно  ложится  спать  вечером.

4.    Постарайтесь, чтобы  дома  малыша  окружала  спокойная  и  бесконфликтная  атмосфера. Чаще  обнимайте  ребёнка, гладьте  по голове, говорите  ласковые  слова. Отмечайте  его  успехи, больше  хвалите, чем  ругайте. Сейчас  ему  нужна  ваша  поддержка!

5.     Будьте  терпимее  к капризам. Они  возникают  из-за  перегрузки  нервной  системы. Обнимите  ребёнка, помогите  ему  успокоиться  и  переключите  на  другую  деятельность  (игру). Не  ругайте  его  за  то, что  он  плачет  и не  хочет  идти  в  детский  сад.

6.     Дайте  в  сад  небольшую  игрушку, также  это  может  быть  любой  безопасный  предмет, принадлежащий  маме. Малыши  этого  возраста  могут  нуждаться  в  игрушке – заместителе  мамы. Прижимая  к  себе  что-то  мягкое, которое  является  частичкой  дома, ребёнок  гораздо  быстрее  успокоится.

7.     Организуйте  утро  так, чтобы день  и  у  вас, и  у  малыша  прошёл  спокойно. Больше  всего  родитель  и ребёнок  расстраиваются  при  расставании. Главное  правило  таково: спокойна  мама – спокоен  малыш. Он  «считывает»  Вашу  неуверенность  и  ещё  больше расстраивается.

8.  Дома  и в  саду  говорите  с  малышом  спокойно, уверенно. Проявляйте  доброжелательную  настойчивость  при  пробуждении, одевании, а  в  саду – раздевании. Иногда  хорошим  помощником  при  пробуждении  и  сборах  является  та  самая  игрушка, которую  ребёнок  берёт  с  собой  в  садик.

9.  Пусть  ребёнка  в  детский  сад  отводит  тот  родитель  или родственник  (по  возможности), с  которым  ему  легче  расстаться. Воспитатели  давно  заметили, что  с  одним  из  родителей  ребёнок  расстаётся  относительно  спокойно, а  другого  никак  не  может  отпустить  от  себя, продолжая  переживать  после  его  ухода.

10.   Обязательно  говорите, что  вы  придёте, и  обозначьте  когда  (после  прогулки, или  после  обеда, или  после  того, как  он  поспит). Малышу  легче  знать, что  за  ним  придут  после  какого-то  события, чем  ждать  каждую  минуту. Не  задерживайтесь, выполняйте  свои  обещания! Нельзя  обманывать  ребёнка, говоря, что  вы  придёте  очень  скоро, даже  если  малышу, например, предстоит  остаться  в  детском  саду  полдня.

   11.   Придумайте  свой  ритуал  прощания. Например,    

   поцеловать, помахать  рукой, сказать  «пока!» После      

   этого  сразу  уходите: уверенно  и  не  оборачиваясь. Чем    

   дольше  вы  топчитесь  в  нерешительности, тем  сильнее    

   ребёнок  переживает.  



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация - парадокс или консультация с запланированными ошибками

Консультация -парадокс "Методика иллюстрирования литературных произведений"...

Консультация для родителей группы НПОЗ. Тема: «Техника проведения артикуляционной гимнастики». Проводит консультацию учитель-логопед Петрова Татьяна Николаевна

Данная консультация знакомит родителей с тем, как организуется и проводится работа по артикуляционной гимнастике в домашних условиях....

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Дистанционная консультация для родителей. Консультации.

Зимние травмы. Меры предосторожности.Игры в жизни семьи.Кризис 6-7 лет.Памятка для родителей детей младшего школьного возраста. Основы ПДД....