Заседание родительского клуба "Скоро в школу"
методическая разработка на тему

Коноплинова Елена Петровна

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени — потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет работе с родителями. В детском саду действует родительский клуб "Ученый пеликан". Я активно участвую в работе этого клуба, потому что верю – мы, педагоги, вместе с родителями должны искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Заседание клуба "Скоро в школу" разработано для родителей детей подготовительной группы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skoro_v_shkolu.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба № 4

 «Скоро в школу».

Ваши дети скоро станут первоклассниками, и сегодня мы с вами поговорим о подготовке ребенка к школе.

Что обеспечит успех ребенка в школе? Что больше всего способствует возникновению желания учиться?

Задание для родителей.

Выберите из предложенных в данной схеме три, по вашему мнению, главных фактора, рассмотрите их по степени значимости:

1 физическое здоровье.

2. развитый интеллект.

З. Умение общаться и способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

4. Умение считать и читать.

5. Выносливость и работоспособность.

6. Аккуратность и дисциплинированность.

7. Хорошая память и внимание.

8. Инициативность, воля и способность действовать самостоятельно.

Обоснуйте свой выбор

 А теперь, хотелось бы привести   ситуативный пример: «Мать 10-летнего мальчика рассказала:

Может быть, мы виноваты сами — чуть ли не с двух лет твердили, как он пойдет в школу и будет учиться на одни пятерки. Только перед школой мы поняли, что отличником ему не стать. Нет, он не глупый — он обычный: добрый, подвижный, не слишком усидчивый мальчишка. В школу он шел охотно, твердо веря, что будет получать лишь пятерки. Первая же двойка выбила его из колеи настолько, что потом он едва соображал на уроках, боялся идти в школу — вдруг опять неудача? И, конечно, они повторились. С учительницей у него особого контакта не вышло, она как-то больше была расположена к девочкам, мальчики ее раздражали своей беспокойностью. После второго класса он уже к пятеркам и не рвался, но учение было нерадостно для него. А дальше — пошло-поехало…»

Как вы думаете, почему так произошло и что необходимо сделать, чтобы исключить подобные ситуации?

После обсуждения ситуации ведущий подводит итоги:

— Родительские притязания основаны не на понимании и учете реальных возможностей ребенка, а на абстрактных представлениях о некоем идеале. Крах родительских надежд неминуемо становится источником детских страданий. Теряя уверенность в родительской любви, ребенок лишается уверенности в себе. Здесь налицо ситуация завышенных требований. Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! — говорят родители, как будто их собственное самоутверждение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нет, ты будешь причиной моего внутреннего состояния и переживаний». На ребенка ложится бремя двойной нагрузки: «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой груз становится непосильным для него.

Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника, его первый социальный конфликт.

Ребенок идет в первый класс. Родители сбились с ног. За лето он из всего вырос. Необходимо купить обувь, одежду, ранец, учебники… всего не перечислить. А главное – найти школу, где он будет учиться, а часто и деньги, чтобы за обучение заплатить. Но, при всем сочувствии к родителям, мы беремся утверждать, что у ребенка – будущего школьника, забот куда больше, чем у папы с мамой. Он вступает в совершенно «новый мир».

Что такое – «учиться»? Весело это или скучно? Трудно или легко? Прежде всего, - это ответственно. Теперь ребенок должен забыть слово «хочу» ради слова «надо». В первом классе он начинает свою общественно – трудовую жизнь.

Словом, у ребенка с поступлением в школу куда больше причин для беспокойства, чем у родителей.

 Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Маленький человек находится в состоянии ожидания: предстоит что-то очень значительное и притягательное, но пока еще неопределенное. Весь уклад жизни ребенка меняется радикально. Вот основные проблемы, с которыми ему приходится встретиться в школе:

- смена режима сна и питания;

- смена воздушного режима: необходимость пребывания в помещении в течение более длительного времени, чем в детском саду;

- увеличение времени, проводимого без активного движения, сидя за столом; непривычно высокий уровень шума и «толчея» на перемене, предназначенной для отдыха (часть детей предпочитает вообще не покидать класс в это время);

- смена стиля общения с взрослыми: учитель зачастую не ориентирован на опеку, заботу и защиту, на установление индивидуальных личных контактов, и ребенок может чувствовать себя на новом месте на первых порах беспомощным и одиноким;

- необходимость полного самообслуживания в одевании и раздевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне может никто не следить. Необходим полный самоконтроль;

- необходимость организовывать свое рабочее место на парте, собрать и достать пособия и учебники из портфеля и аккуратно уложить их обратно «в сжатые сроки»;

- необходимость правильно реагировать на условные сигналы – звонок на урок и на перемену – и подчинять свое поведение им, а также правилам поведения на уроке – сдерживать и произвольно контролировать двигательную, речевую и эмоциональную реакции;

- коллектив из 25 – 30 незнакомых сверстников; необходимость установления контактов с ними;

- возможный неуспех в деятельности;

- увеличение объема интеллектуальной нагрузки.

Переход в школу – качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет».

Наступает период «адаптации» к школе, который занимает от 1 до 3 месяцев, а иногда – до полугода.

Адаптация – естественный процесс при смене ситуации развития.

Л.С. Выготский: «….. смена социальной ситуации развития в жизни и психическом развитии ребенка».

Все жизненные ситуации, связанные с поступлением в школу, и их переживания требуют от ребенка пересмотра созданной им картины мира, а иногда ее серьезной корректировки.

Главное, что необходимо ребенку, - положительная мотивация к учению. Большинство будущих первоклассников хочет идти в школу, но у них складывается определенное представление, которое можно сформулировать приблизительно так: настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и школьной формы, старательный исполнитель школьных правил, он слушает учителя, поднимает руку и получает оценки. Причем, «оценка» и «пятерка» для будущего первоклассника почти одно и то же. Ребенок уверен, что будет хорошим учеником, так как видел, что мама купила для него все необходимое к школе. В таких детских надеждах таится большая опасность: ребенок воспринимает школу как очередную игру, которая может оказаться совсем не такой привлекательной, если не превратится со временем в учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Многие родители стараются создать эмоционально привлекательный образ школы: «Ты у нас отличником будешь», «У тебя появятся новые друзья», «Учителя любят таких умненьких, как ты».

Взрослые полагают, что тем самым они прививают ребенку заинтересованное отношение к школе. В действительности же ребенок, настроенный на радостную увлекательную деятельность, испытав даже незначительные, негативные эмоции (обиду, ревность, зависть, досаду), может надолго потерять интерес к учебе. Причин для подобных эмоций школа предоставляет предостаточно: неудачи на фоне кажущейся всеобщей успешности, трудности в поиске друзей среди одноклассников, расхождение оценки учителя и привычной родительской похвалы и др.

Иногда родители и воспитатели используют образ школы как устрашение, не задумываясь о последствиях:

«За такое поведение тебя в школе сразу в хулиганы запишут!», «Ты же двух слов связать не можешь. Как ты на уроках будешь отвечать?».

Такие напутствия вряд ли воодушевят детей. Стараясь быть объективными при оценке их успехов, взрослые не скупятся на критические замечания и в конце концов добиваются того, что ребенок вообще не предпринимает никаких попыток преодолеть трудности, реагируя слезами на неудачи. Можно понять его боязнь и тревогу, связанные с предстоящим обучением в школе.

Таким образом, ни однозначно позитивный, ни однозначно негативный образ школы не принесет пользы. Важно настроить ребенка на ежедневный труд и внушать ему: «Ты сможешь все, если немного постараешься».

В настоящее время школа решает сложные задачи образования и воспитания подрастающего поколения. Успехи школьного обучения в немалой степени зависят от уровня подготовленности ребенка в дошкольные годы.

В психолого-педагогических исследованиях рассматриваются вопросы специальной и общей психологической готовности ребенка к школе. По мнению ученых, одной из сторон психологической готовности является личностная готовность дошкольника к предстоящему обучению, которая выражается в мотивах учения, в отношении детей к школе, к учителю, к предстоящим школьным обязанностям и положению школьника, в способности сознательно управлять своим поведением.

Однако высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований, что является показателем отношения к школе. Это несоответствие отмечают и учителя школ.

Практика сегодня нацелена в основном на интеллектуальную подготовку детей к школе и мало внимания уделяет формированию «внутренней позиции школьника».

Психологи выделяют общую и специальную готовность как два больших блока, составляющих готовность детей к школе.

К общей готовности относятся физическая, личностная (отношения с окружающими людьми, взаимоотношения со сверстниками, отношение ребенка к самому себе) и интеллектуальная.

К специальной – подготовка к усвоению предметов курса начальной школы, общее развитие, подготовка к чтению, письму. (Е.А. Журова, Л.Н. Невская, Н.В. Дурова)

В определении готовности ребенка 6 – 7 лет к школьному обучению необходимо учитывать так называемую «школьную зрелость» (С.М. Громбах, М.В. Антропова, О.А. Лосева и др.), то есть тот уровень морфологического и функционального развития, который позволяет заключить, что требования систематического обучения, разного рода нагрузки, режим школьной жизни не будут чрезмерно обременительны для ребенка и не ухудшат его здоровье.

Особое значение в личностной готовности ребенка к школе имеет мотивационный план, то есть «внутренняя позиция школьника».

Внутренняя позиция – это совокупность всех отношений нашего ребенка к действительности, сложившаяся в определенную систему. Она формируется в процессе жизни и воспитания.

Понятие «положительное отношение к школе», включает в себя:

- наличие четких представлений о школе и формах школьного поведения;
- заинтересованное отношение к учению и учебной деятельности;
- наличие социальных мотивов и умение подчиняться школьным требованиям, что в конечном итоге формирует школьную позицию.

НЕМНОГО ОБ ИГРЕ

Общаясь с родителями своих воспитанников, часто слышишь такие высказывания: "Детям скоро идти в первый класс, а вы все играете. Это несерьезно. Мы будем ходить на курсы подготовки к школе".

И вот вечером сын шести с половиной лет прячется от мамы в шкафу и кричит оттуда: "Не хочу в школу! Хочу играть!"

Через месяц мальчик уже не кричит, а тихо, беспомощно плачет.

Для многих родителей детская игра - пустое времяпровождение. Ребенка хвалят за написанную букву, за прочитанное слово и почти никогда - за игру.

Как объяснить взрослым, что игровая деятельность - основа психического развития дошкольника? В игре ребенок познает окружающий мир, развивается его мышление, речь, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания.

В игре формируется произвольность поведения. Посмотрите, как ребенок играет: подчиняется ли он правилам или своим желаниям, считается ли он с мнением других, адекватно ли реагирует на неудачу, и вы поймете, готов ли он к школе.  

Коллективная деятельность в классе предполагает общение с другими детьми, с учителем. Поэтому так важно, чтобы дошкольники умели распределять и разыгрывать роли, умели договариваться. Многие проницательные родители приводят в детский сад перед школой своего развитого не по годам ребенка, чтобы он научился быть членом детского коллектива, умел общаться с взрослыми.

Игра помогает сформировать у детей положительное отношение к школе, расширяет их представления об учебной деятельности. Интересно, что играя в школу, дети младшего возраста берут на себя роль учителя, старшие же дошкольники предпочитают роль ученика, так как эта роль им кажется особенно значимой.

Практика показала: "недоигравшие" дети приходят в школу с низким уровнем развития воображения, у них часто возникают не только учебные, но и психологические проблемы.

Так давайте дадим детям возможность "доиграть", чтобы учеба в школе стала успешной и принесла им радость.

История от Даши С., 6 лет 3 месяца. Посещает подготовительную к школе группу, занятия по подготовке к школе, музыкальную школу и дополнительные занятия по рисованию в детском саду. Все занятия посещает охотно... на первый взгляд.

- Жил-был мальчик Степа. Было ему всего полтора годика. Он еще не ходил, только ползал, в штанишки писал и говорить умел только три слова: мама, папа и киса. Он даже играть еще не умел ни во что; его только старшая сестра немного научила. Но он был большой и толстый, и родители решили его в школу отдать, чтоб Степа учился и пятерки получал, а они им бы гордились. А сначала отдали его на курсы, на пятидневку! Учительница там строгая-престрогая. Она спрашивает Степу: "Сколько будет сто плюс двести?" Степа не знает, что сказать, и плачет, плачет... Очень громко! Учительница позвонила родителям домой и говорит: "Заберите вашего мальчика. Он противно плачет и ничего не знает!" Родители рассердились, Степку отругали, телевизор смотреть ему не разрешили и на другие курсы потащили, потому что ведь в школу все равно идти придется. Даже если Степа не захочет, его на коляске отвезут. И даже если заболеет, скажут: "Это ты нарочно кашляешь, чтобы в школу не ходить".

- Даша, ну и что же Степе делать? Как ему быть?

- Ему, наверное, придется спрятаться где-нибудь и там сидеть и ждать, когда он вырастет. Тогда он сможет сам на работу ходить. И дом он купит далеко-далеко от школы.

А сейчас мы пригласим детей и вместе с ними поиграем. (Родителям и детям были предложены игры и упражнения,  которые можно использовать дома вместе с детьми в свободную минуту).

ИГРЫ:

«Составь предложения»

ЦЕЛЬ: Развивать у детей навыки объединения пространственно разделенных объектов в единую ситуацию /предложение/. Формировать умение составлять разнообразные распространенные предложения с заданными словами, непохожие на уже придуманные; грамматически правильно сочетать слова в предложении.

ХОД: Детям предлагается картинно-графическое изображение предложения, с помощью которого они должны его составить. Используются предметные картинки, схемы движения /стрелки/, схемы предлогов, написанные предлоги, слова, картинки-заменители.

 «Составь рассказ по схеме»

ЦЕЛЬ: Учить детей составлять небольшой рассказ из личного опыта или фантастический с опорой на схему. Уметь связывать предложения разных частей рассказа между собой. Правильно и грамотно выражать свои мысли.

«Хорошо – плохо» /ТРИЗ/

ЦЕЛЬ: Уметь видеть в одной ситуации положительную и отрицательную стороны, доказывая это. Учить пользоваться сложноподчиненными предложениями с союзом ПОТОМУ ЧТО

«Что было бы, если бы...» /ТРИЗ/

ЦЕЛЬ: Учить детей придумывать необычную концовку предложения. Развивать фантазию, воображение.

ХОД: Что было бы, если бы города могли летать?

Что было бы, если бы Вашим домом стала огромная кедровая шишка?

«Сделай короче».

ЦЕЛЬ: На слух сокращать предложения постепенно на одно слово.

ХОД: 

3имой деревья часто покрыты серебристым инеем

Зимой деревья покрыты часто инеем.

Зимой деревья покрыты инеем.

Деревья покрыты инеем.

Деревья покрыты.

- В этом глухом и темном лесу живут белки и ежи. /Родителям/.

ФКМ чередуются с играми /через 1-2/.

«Кузнечики».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Тише, тише, высоко, прыгай на носках легко.

«Цапля».

Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать.
И не падать, не качаться, за соседа не держаться.

«Мы писали».

Мы писали, мы писали,
А теперь все дружно встали,
Ножками потопали, ручками похлопали,
Затем пальчики сожмем -
Сядем, и писать начнем. /Пальчиковая гимнастика/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

Заседание родительского клуба «Школа успешных родителей»

Тема: «Семейное чтение, как средство духовно - нравственного становления личности ребенка и духовного  обогащения семьи»(используя ИКТ)Цель: Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание...

Заседание родительского клуба "Друзья" на тему:"Готовность к школе"

Сценарий выступления на общем родительском собрании - родительский клуб "Готовность ребенка к школе"...

Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"

Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...

Конспект заседания Родительского клуба «Школа дошкольных наук». Тема « Приемы привлечение и удержание внимание детей»

Конспект заседания      Родительского клуба«Школа дошкольных наук».Тема « Приемы привлечение и  удержание внимание детей»Задачи: 1.Формировать акт...

Родительское собрание в форме заседания родительского клуба «В дорогу со сказкой».

Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания у дошкольников сенсомоторного развития.Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на решение поставл...