Заседание родительского клуба "Учимся быть терпимыми"
методическая разработка по теме

Коноплинова Елена Петровна

Родители. Родителей. Родителям... Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательными учреждениями и семьями воспитанников, оно не станет.

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей — собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени — потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний — что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

Большое внимание наше дошкольное учреждение уделяет работе с родителями. В детском саду действует родительский клуб "Ученый пеликан". Я активно участвую в работе этого клуба, потому что верю – мы, педагоги, вместе с родителями должны искать наиболее эффективные способы решения возникающих проблем, определять содержание и формы педагогического просвещения в этой связи. Для максимальной эффективности такого сотрудничества недостаточно простого информативного монологического общения, нужно стремиться к ведению равноправного диалога с семьями воспитанников.

Заседание клуба "Учимся быть терпимыми" посвящено развитию толерантных качеств.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Заседание родительского клуба № 3

 «Учимся быть терпимыми»

1. Мотивационно-организационный этап

Мы сегодня говорим о толерантности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью и терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого. Обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.

Мы родители, а это значит, что мы несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина. Можно продолжить перечень высказываний о роли, о душевной взаимосвязи и взрослого и ребенка: «Что посеешь, то и пожнешь», «Яблоко от яблони недалеко падает», «От плохого семени не жди доброго племени» и т.д. поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое свое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.

Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и с миром. Мы сделаем попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Сегодня мы будем учиться быть терпимыми – к себе, к окружающим, к миру.

2. Содержательный этап.

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы словно поднимаемся по лестнице.

Демонстрация модели схемы «Лестница духовного роста»

Вначале какое-то время стоим на ступеньке, называемой «Я», пытаемся понять, кто такой я.

Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.

Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир», мы видим мир в еще большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: «Как выжить и не сломаться?», «Как найти свое место в мире?»

Самая высокая ступень жизненного пути – творческая, олицетворяющая высшую ступень человеческих умений. Мы предлагаем вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.

Ступенька «Я»

  1. Игровое проектирование «Самопрезентация»

Уважаемые родители, на предложенных вам листочках указаны человеческие качества, как толерантные, так и те, которые таковыми не являются. Необходимо выбрать такие качества, которые вам присущи.

Резюме.

 Итак, каждый из вас открыто и честно взглянул на себя, потому что признание своих слабых качеств есть не что иное, как возможность духовного роста.

  1. Действие по инструкции «Продолжи фразу»

Мы предлагаем вам поразмышлять на тему «Со мною вот что происходит…»

  • Я грущу, когда…
  • Я обижаюсь, когда….
  • Я злюсь, когда…
  • Я радуюсь, когда….
  • Мне не нравится, когда…
  • Я теряюсь, когда….
  • Я страдаю, когда…
  • Я плачу, когда…

Резюме.

Очень важно, чтобы мы с вами не были рабами эмоций, особенно когда они негативны, потому что они имеют обыкновение портить жизнь окружающих людей. Душу всегда надо настраивать на хорошее.

3. Игровой этап.

Ступенька «Мир людей»

Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит общение, живой контакт между людьми. И очень важно, чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.

В средние века от нас потребовались бы реверансы, а в наше время от нас требуется лишь сказать «здравствуй», и, может быть, спросить «как дела». И очень часто бывает так, что приветствие было, а встречи не произошло.

Если бы к общению мы подключали душу, как бы изменились сами, изменили жизнь в себе и вокруг себя. Нужно также понимать, что главный человек на свете тот, кто перед тобой. Постарайтесь, чтобы он понравился вам. Нужно стремиться к согласию, но не надо бояться и разногласий. Разногласия между людьми вполне естественны и не могут быть поводом для разочарований и недовольств, ссор и конфликтов. Нам нужна терпимость к инакомыслию и инакомыслящим.

Именно поэтому мы предлагаем вам высказать свою точку зрения на следующую фразу: 

Два величайших изобретения в истории: книгопечатание, усадившее нас за книги, и телевидение, оторвавшее нас от них.

Дискуссия.

  • Если это истина, поставьте точку и подтвердите неоспоримость мысли.
  • Если вы в этом горячо убеждены, то убеждайте нас с восклицательным знаком.
  • Если сомневаетесь, в ваших высказываниях будет присутствовать знак вопроса.
  • Если имеете другое мнение, то не стесняйтесь быть оппонентом и говорите, как подсказывает сердце.

Резюме.

Наши взгляды, как вы уже убедились, разные. Но есть и общее: тема, которую мы обсуждаем, нас волнует. Мы взволнованы, и эта эмоция нас объединяет.

Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка»

Резюме.

Что вы почувствовали, коллеги? Друг друга? Ответственность? Ведь волшебная эстафетная палочка не дала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось хорошо.

В одном фильме десятиклассник написал «Счастье – это когда тебя понимают» все человеческие беды от непонимания, и примеров тому достаточно. Сейчас мы попробуем понять друг друга.

Разыгрывание ролей «Пойми меня»

Резюме.

Мы попытались понять друг друга, объясняя толерантные слова.

Ступенька «Окружающий мир»

Окружающий мир – это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.

Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос «Как жить спокойно?» – и порой затрудняемся найти ответ.

Сейчас мы проведем тренинг на психическую устойчивость.

Рефлексивно-оценочная игра «Конфликтная ситуация»

Мы не всегда можем и не обязаны объяснять окружающим свои поступки. Но, учитывая предполагаемые оценки, мы должны быть уверены в непредосудительности своих действий.

  • Холодно. Вы на остановке. Замерзли. Решили потанцевать или сделать зарядку. На вас недоуменно смотрят и говорят: «Вот ненормальный!»
  • Вы идете по улице и читаете собеседнику хорошие стихи, вызывая у людей недоуменные взгляды.
  • Утром вы не успели накраситься. Знакомые не могут, что с вами, может быть, вы заболели или у вас горе? Но в любом случае, они думают: «Да, не красавица!»
  • В автобусе вы кому-то наступили на ногу, вас обругали.

Как часто мы смотрим на мир грустными глазами. Серые обстоятельства делают утро хмурым, настроение унылым, глаза мокрыми, дела заброшенными. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости. И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы»

  • Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
  • Вы поругались с любимым человеком.
  • Вы опоздали на электричку.
  • Вы сегодня не ели и обед не предвидится.
  • Вы сломали ногу.
  • Вас вызвали в школу.
  • У вас обокрали квартиру.
  • У вас грубый начальник, он часто достает вас.

Резюме.

Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, здоровье, дружбу, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то или чего-то. А умеем ли мы чувствовать других людей, умеем ли понять их боль? Может быть, женщина, кричащая в автобусе о том, что ей наступили на ногу, кричит о другом: о неустроенности, о черствых детях, о болезни, о жизни, которая проходит?

Решение ситуативных задач «В картинной галерее»

Вам необходимо внимательно посмотреть на картину, проникнуться жизнью героя, войти в его образ, понять его состояние, эмоции и, наконец, озвучить его мысли.

Резюме.

Если мы чаще будем понимать душевное состояние других, мир от этого только выиграет.

4.Заключительный этап.

Ступенька «Творческая мастерская»

Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее нелегок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом черствых и равнодушных людей.

Материализованный игровой результат

 «Выведи свою формулу толерантности» (создание коллажа)

Резюме.

Мы сегодня проверили себя на толерантность. И хотя это была только игра, она показала, что у нас не исказился взгляд, и не очерствело сердце.

У нас впереди много времени, мы сможем созидать добро, если будем к этому стремиться!

Источник: журнал «Управление ДОУ, № 6, 2008 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заседание Родительского клуба по теме "Воспитание навыков самообслуживания и трудолюбия у детей дошкольного возраста"

На этом заседании клуба родители увидели работу детей старшей группы в "Книжной мастерской" ( ручной труд- ремонт книг), поучаствовали  в дискуссии "Как воспитывать трудолюбие у детей?" и обменял...

Заседание родительского клуба "Гнездышко". Тема заседания "Дети, родители и детский сад"

Родительский клуб "Гнездышко". Первая ознакомительная встреча. Познакомить родителей друг с другом, сплотить их. Подвести к выводу, что дети, родители и сотрудники детского сада это одна бол...

Заседание родительского клуба по теме «Здоровым быть - здорово!»

Построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников и повышение компетентности родителей по вопросам сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников....

Родительское собрание в форме заседания родительского клуба «В дорогу со сказкой».

Формирование компетентности и активной родительской позиции в вопросах воспитания у дошкольников сенсомоторного развития.Познакомить родителей с игровыми упражнениями, направленными на решение поставл...