Консультация для родителей : «Как научить ребёнка читать?»
консультация (старшая группа) на тему

В консультации даются рекомендации родителям,  с  чего нужно начинать учить ребёнка 5-6 лет читать. В  какие игры со звуками и буквми  следует играть , чтобы Ваш ребёнок быстро и правильно научился читать

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_kak_nauchit_rebyonka_chitat.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

               

 Консультация для родителей :  «Как научить ребёнка читать?»

   

 Родителям вполне под силу научить читать ребенка 5-6 лет, если они будут

делать это правильно. Для начала нужно научить выделять звуки в слове, а

потом – заменять звук буквой. Главное – делать это, играя.

Играть с ребенком можно везде: в транспорте, на автобусной остановке, в супермаркете, ожидая врача. Даже готовя ужин на кухне, можно поиграть со звуками.

Начинать лучше с тех, что легко тянутся: а, у, о, и, л, м, н, с, з, ш. Естественно , следует избегать звуков, которые ребенок не выговаривает. Чем больше членов семьи примут участие в игре, тем интереснее она будет.

                                        Вот самые простые игры со звуками.

  •           Игра «Назови первый звук в слове»  или «Придумай слово»  Спросите у ребенка: «С какого звука начинается слово а-а-арбуз?» Слегка потяните первый звук. Дождавшись ответа, спросите: «Есть ли звук а в словах: «аист», «жук», «лук»? В каких словах есть звук «а»? Подбирайте слова вместе с ребенком. Чтобы сделать игру интереснее, установите порядок: за правильный ответ ребенок получает фант, за ошибку – отдает фант.

  •     Вот игра посложнее: игра «Цепочка слов».  Вы называете слово, ребенок отвечает словом, начинающимся на тот же  звук. Потом он называет слово, а вы, отвечая, ошибаетесь». Пусть он обнаружит ошибку, дайте ему за это фант.

Еще сложнее: вместе с ребенком составляйте цепочку из слов, начиная с последующего звука предыдущего слова. Например, «мяч» – «чемодан»-«нос»- «санки» - «игла» и т.д.

  • Дети очень любят играть в лото. Желательно, чтобы в игре принимали несколько человек. У ведущего – фишки, а у остальных – карты с картинками. Ведущий  спрашивает: «У кого есть слово, начинающиеся на звук п ?» Руку поднимает те, у кого есть на карточках изображения предметов,  названия которых начинаются с этого звука. Они получают фишки и закрывают ими изображение. Побеждает тот, кто первым закроет все картинки на карточке.
  •             А как любят играть дети со Звукоедиком!

Познакомьте ребёнка с ним. Скажите: «У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается звуками. Вот и у нас на кухне Звукоедик съел первые звуки в некоторых словах. Отгадай в каких: (к) ран, (ш)каф,(с)тул, и т.д. В следующий раз Звукоедик может съесть последний звук в словах: «сто(л)», «тарелк(а)» и т.д. Каждый раз придумывайте новую историю. Звукоедик может попасть в огород, в магазин, на улицу, в цирк, на рыбалку.    

Играйте со Звукоедиком до тех пор, пока ребенок не научится легко выделять первый и последний звуки в словах. И только после этого учите его слышать и находить звуки в середине слова, а также определять их последовательность в словах сначала из трех, а затем из четырех-пяти звуков.

  •               В этом вам поможет игра «Дом звуков».

Нарисуйте дом с тремя окошками. Скажите: «В этом доме живет слово «кот». У него три комнатки, в каждой по окошку. Все звуки слова «спят» отдельно. Давайте уложим спать слово «кот». Какой звук будет спать в первой спаленке?» Дайте ребенку синюю фишку (согласный звук): «Это первый звук. Позови его спать». Ребенок зовет: «К-к-к»,- и кладет фишку в первое окошко. Дайте красную фишку (гласный звук), пусть малыш зовет спать звук «о». Если он теряет его и второй звук т, удивитесь: «Разве здесь живет кт? Я думал, что здесь живет ко-о-от».

Усложняйте игру, предлагая слова из четырех и пяти звуков. Пусть ребенок «расселяет» в домики всех своих знакомых, животных, «кладет на хранение» продукты, одежду, мебель.

Все эти игры настольные. Если ваш ребенок предпочитает подвижные игры, с ним можно…

  •               …играть в «Эстафету звуков».

Расположите три игрушечные машины (вместо них можно взять картофелины, чашки или другие предметы)на небольшом расстоянии друг от друга и скажите, что в каждой машинке лежит звук, а все вместе они везут какое-то слово. Возьмите первую машинку и, медленно двигаясь по направлению к другой машине, произносите: «С-с-с». Доехав до второй машины, везите ее и тяните второй звук «ы-ы-ы». Третья машина рокочет по своему: «Р-р-р». Спросите: «Какое слово везут машины?»

Одновременно со звуками знакомьте детей с буквами. Показывая  начертание буквы, произносите не её название, а тот звук, который она эта буква обозначает. И знакомьте детей только с печатными буквами. Для запоминания правильного начертания букв хорошо, если выбудете искать их в тексте, лепить из пластилина, рисовать на песке или снегу палочкой.

Чтобы ребенок легко узнавал в букве заместитель звука, включайте выученные буквы в звуковые игры. Например, играя в «Дом со звуков», предлагайте вписать в окошки буквы слова КОТ. Развозя в машинках слова (игра «Эстафета звуков»), он может грузить не невидимые звуки, а буквы разрезной азбуки или кубики с изображением букв.

Если ребенок знает буквы и умеет выделять в словах звуки, это не значит, что он может читать. Ему  предстоит сделать еще одно открытие: научиться сливать согласный звук с гласным.

  •              Здесь может помочь игра «Дом букв». Сам дом можно вырезать  из картона и вставить в его окна картонные полоски с буквами так, чтобы их можно было свободно двигать. В первом окне зафиксируйте любую согласную, а во втором окне протяните полоску с гласными. Помогайте читать слоги: ла, лу, ло, лы.

Итак, вы научили ребенка читать слоги – можно начинать читать односложные слова: «мак», «лак», «сын». После каждого прочитанного слова обязательно выясняйте, понимает ли ребенок его смысл. Предложите найти картинку с изображением этого предмета, составьте предложение с данным словом.

В заключение, скажем: учить детей, играя, нужно попросту, без затей, но весело, толково и интересно. В гости к ним могут приходить сказочные герои: добрый и заботливый Айболит, умный и находчивый  Петрушка,  Мурзилка,  приносящий в своем портфеле занимательный материал, веселый Карандаш, умеющий рисовать волшебные картинки и схемы, которые оживут с помощью детей. У них всегда много припасено много историй, сказок  про звуки. Вместе со Звукознайками  пусть прилетают  Звукарики,  которые каждое занятие для детей превратят в сказку,  откроют для них разнообразный мир слов,  разовьют наблюдательность и помогут в познании окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как научить ребёнка цветам?

Изучение цветов, является одним из сложных процессов обучения , который требует много усилий со стороны ребенка и родителей. Как же научить ребёнка различать цвета и давать им название? ...

Консультация для родителей "Как научить ребёнка любить литературу"

Материал содержит перечень правил для подбора художественных произведений по возрасту детей, а так же методы , способствующие формированию и развитию литературного вкуса в дошкольном возрасте....

консультация для родителей "Как научить ребёнка слушать музыку"

Консультация содержит рекомендации для родителей, как в домашних условиях научить ребёнка слушать музыку....

Консультация для родителей «Как научить ребёнка любить книги»

                          Консультация для родителей...

Консультация для родителей-"Как научить ребёнка любить книгу."

Потребность в чтении не возникает сама по себе и не складывается в результате принудительного общения с книгой.Любовь к чтению закладывается годами совместное чтение и обсуждение  научит ваш...