Консультация для родителей: "Без прошлого нет будущего"
консультация (старшая группа) на тему

Заричанова Оксана Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Консультация для родителей68 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Заричанова Оксана Александровна                         Приложение №7

Консультации для родителей

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Без прошлого нет будущего.

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней приводит к появлению бездуховности, черствости у подрастающего поколения. Радует то, что в последнее время вырос интерес к истории нашей страны, нашего края. Мы чаще стали возвращаться к лучшим традициям нашего народа. С целью изучения, сохранения и возрождения традиций необходимо уделять внимание нашим детям. Необходимо  развивать в них интерес к истории своего народа, дать побольше информации о жизни, обрядах, привить чувство глубокой любви и привязанности к своему краю, своей Родине. Справиться с этими задачами мы сможем лишь сообща, помогая друг другу. Начиная  эту работу в комплексе, необходимо обратить внимание на воспитание умения слушать, развитие памяти, познавательного интереса. Забирая детей из детского сада, обязательно поинтерисуйтесь, какие были занятия, о чем говорили, что нового узнали и что делали дети. Ведь мощным фактором воспитания является доброжелательное, неравнодушное общение между родителем и ребенком, беседы, рассказы, совместные чтения. Гуляя с детьми по городу, в садах, парках, обращайте внимание на красоту города, на красоту его архитектуры, новые многоэтажные дома, красивые отреставрированные старинные здания. Сравните старое и новое, отметьте достоинства каждого. Город наш украшают зеленые парки, цветущие клумбы, много деревьев, красивых газонов. Обратите на это внимание своих детей. Придя домой, попросите  ребенка запечатлеть свои чувства от увиденного, нарисовать то, что понравилось, запомнилось. Принесите эти рисунки в детский сад, покажите, как гордитесь достижениями своего ребенка. Закрепляйте знания детей о историческом жилище казаков, старинной посуде, о различных видах ремесел, о разнообразии и красоте природы, животного и растительного мира. Побеседуйте на эти темы с детьми, расскажите о том, что знаете сами. Особенно интересно будет детям из ваших уст и уст бабушек узнать о народных праздниках и обрядах. Во время праздников привлекайте детей, можно вместе с ними украсить дом, испечь пироги, сделать подарки на Рождество, для членов вашей семьи, родственников; пойте вместе песни, разучивайте пословицы, повторяйте выученное в группе. Двадцать первый век, как быстро летит время, прошло столетие и жизнь движется вперед. На многие вещи мы начинаем смотреть по-другому, что-то открываем новое, а что-то переоцениваем заново. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды мы стремительно успели растерять. В погоне за западной модой, мы забываем культуру своего народа, становимся безликой массой. Мы перенимаем культуру запада, а порой не знаем, как жили наши предки всего двести лет назад, как отдыхали, как работали, как отмечали праздники, о чем они думали. Меня всегда волновал этот вопрос, что передадим мы своим внукам и правнукам. Будет ли нам, что им поведать о своей неповторимой народной культуре, о своей самобытности. Смогут ли наши дети ответить на вопросы, связанные с культурой казачества. Мы должны вернуть утраченные человеческие ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. Пагубно забывать о своем культурном прошлом, об обычаях и традициях. Ведь это прямой путь к бездуховности. Именно культура родного народа должна быть неотъемлемой частью души ребенка, лечь в основу его воспитания как полноценной, гармоничной личности и гражданина своей Родины.

«Система работы с детьми старшего дошкольного возраста  посредством приобщения к культуре казачества актуально в наше время»


           В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Продолжается разрушение института семьи: через «половое просвещение» у детей формируются внесупружеские, антиродительские и антисемейные установки. Постепенно утрачиваются формы коллективной деятельности. 
          «Хаос и неразбериха современной жизни, развал семей, общественных институтов, дискредитированные по вине "человеческого фактора" высокие идеи - все это следствие утраты ответственности. Переставая отвечать за содеянное, человек не имеет возможности реально оценить глубину нарушений и характер необходимых исправлений. Разрушается его связь с окружающим миром... само содержание жизни в обществе... Нынешнее поколение растет и с пеленок воспитывается в бесстержневой, безрамочной атмосфере. Структурность жизни, ее иерархичность, обычаи, границы любого рода - внешние рамки, в которых возможно произрастать росткам ответственности в современном обществе, безжалостно ликвидированы» (Игумен Евмений. Духовность как ответственность). 
         Система работы с детьми старшего дошкольного возраста  посредством приобщения к культуре казачества на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения казачества, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.
         Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, как люди решали свои проблемы, что стало с теми, кто пошел против высших ценностей, и с теми, кто смог изменить свою жизнь, подавая нам яркий пример. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что 
самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно о истории  и культуре казачества, поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей. 
        Исходя из этого, духовные упражнения ума, чувств и сердца ребенка являются основным средством духовно-нравственного воспитания, а основной формой - служение добру, служение людям.

Вечер – конкурс «Отец, мать и я – казачья семья

Цель: Развитие патриотических чувств у дошкольников посредством приобщения к культурному наследию казачества.

Задачи: Расширение представлений ребенка о себе, о человеке, культуре путем обращения к богатейшему многовековому опыту казачества.

Введение ребенка в мир национальной культуры, оказание помощи в выборе и овладении личностно-значимой системой ценностей на примере семейных взаимоотношений.

Содействие становлению позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром средствами донского фольклора.

Ход конкурса:

Звучит музыка (народная песня «Ах, какие казаки!»). В зал входят ведущие – казак и казачка.

Казак:   Казачья нелегкая доля,

              Казак только богу подсуден.

              Сквозь годы проносится полем:

             «Мы были, мы есть и мы будем!»

Казачка: Мы – предков загубленных души,

               Ничто этих душ не остудит!

               И режет врагам нашим уши:

             «Мы были, мы есть и мы будем!» 

Вместе: Не выжечь наш дух, наши корни.

               Пусть к воле казачьей путь труден,

               Но всюду, где сердцу просторно,

               Мы были, мы есть и мы будем!

Казак:   Добрый день, дорогие гости и братья, казаки и казачки! Сегодня мы с вами собрались, чтобы рассказать про одну станицу – Мелеховскую. По историческим данным казаки являются потомками скифов. Согласно археологическим раскопкам казачьи поселения на Дону, в том числе и станица Мелеховская, датируются 9-10 веком. (Открывается занавес, перед гостями панорама казачьей станицы). Здесь живут очень дружные казачьи семьи. Сила, ловкость, смелость, трудолюбие, уважение к старшим, любовь к Родине – на протяжении многих веков эти качества были присущи казачеству, и сегодня наша цель – возродить этот дух, которым по праву гордились сыны Дона, Кубани, Терека.

Казачка: Мы хотим вас познакомить с казачьими семьями этой станицы. (Представляет семьи-участницы. На столах – таблички с указанием фамилий династий.) Мы с вами собрались, чтобы провести конкурс на лучшую казачью семью. Наш конкурс будут судить казаки Белгородского казачьего круга во главе с атаманом.

Казак (обращаясь к жюри): Господа старики, разрешите начать! Но прежде позвольте мне пригласить сюда самых юных участников встречи – казачат.

Казачата исполняют народную песню «Конь – верный друг казака»

Казачка: Еще в далекой древности мыслители открыли неопровержимую истину: кто забывает о прошлом, не имеет будущего. У российского казачества богатая, интересная и во многом трагическая история. Именно истории посвящен наш первый конкурс.

1. конкурс «Домашнее задание» (семьи готовили ответы на вопросы из истории о казачестве).

1. Кто является инициатором возведения Азово-Моздокской укрепленной линии? Когда было принято решение о строительстве этой линии?

Автором идеи был генерал-адъютант Григорий Александрович Потемкин, являющийся с ноября 1775 года наместником и генерал-губернатором Новороссийским, Азовским. Э та линия предназначалась для охраны южных рубежей Российской Империи от нападения горских племен. Указ о строительстве линии был принят императрицей Екатериной ІІ 24 апреля 1777 г. Строил линию генерал Якоби, инспектировал строительство линии генерал-аншеф А.В.Суворов.

2. Назовите крепости Азово-Моздокской оборонительной линии. Сколько их было?

Линия состояла из 10 крепостей: Екатерининской, Павловской, Марьинской, Георгиевской, Андреевской, Александровской, Московской, Донской, Ставропольской, Северной ( Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С. 279-282)

3. Что вы знаете об обороне крепости Марьинской в 1779 г.?

Кабардинские племена, недовольные продвижением русских вглубь Северного Кавказа, совершили ряд нападений на укрепленные пункты Азово-Моздокской оборонительной линии, в том числе на крепость Андреевскую и Ставрополь, отбитые на этих пунктах с большим уроном, они соединились вновь и напали на Марьинкую крепость, в которой в то время находилось 200 волжских казаков, командовал обороной станицы капитан Бас. Оборона длилась 6 дней, пока на помощь осажденным не подоспели войска под командованием генерала Якоби (Источник В.А.Потто. Два века Терского казачества. С.271-277)

Казак: Друзья, ни для кого не секрет, что самый популярный герой русских былин Илья Муромец, был самым настоящим казаком. А поскольку наш конкурс – казачий , то как обойтись без показа казачьей силушки богатырской, удали молодецкой!

2. Конкурс «Кто больше раз поднимет гирю».

(Участвуют папы и сыновья команд. Выносится гиря. За каждую попытку – один балл, мальчикам – три балла.)

Казачка: Да, в разных ситуациях приходилось бывать казакам. В каких только реках не поили они своих коней, какие только опасности не грозили сынам русской вольницы, но

Зоркий глаз и твердая рука

Повсюду выручали казака!

Казак с детства учился владеть оружием и эту науку необходимо было помнить всю жизнь.

3. Конкурс «Казачьи снайперы». На каждого участника – мишень и дротики. (Оценивается количество попаданий. Сначала участвуют папы, затем дети).

Жюри объявляет результаты.

Казак: Нелегко приходилось казаку в трудную минуту. Казаки выходили на защиту своей родной Земли-матушки и провожала их вся семья.

4. Конкурс «Кто быстрее соберется в поход» (По команде семьи надевают казачье обмундирование: сапоги, портупеи и т.п., собирают котомку).

Казачка: С детства дед или отец казаки учили своих сыновей боевому искусству. Казак мог врага победить, на бегу коня остановить, мастерски владел и саблей, и кнутом.

5. Конкурс «Сбей кеглю кнутом» (Кто из детей собьет больше кеглей).

Жюри объявляет результаты.

Испокон веков все домашнее хозяйство лежало на плечах казачек. И кухня, и стирка, и работа в поле, и воспитание детей. Но случалось так, что по какой-то причине казачка отлучалась от дома, и все эти заботы ложились на «хрупкие» плечи казака. Вот сейчас мы это и увидим!

(Выносят кукол, распашонки, пеленки и т.д.)

6. Конкурс «Когда казаки плачут»

По команде казак должен запеленать ребенка (куклу) и передать ее казачке.

Почистить лук. Кто быстрее выполнит задание.

7. Конкурс для казачек « Спеть колыбельную малышу»

Каждая казачка должна спеть колыбельную песню младенцу.

Казак (глянув на часы): Да, время мчится, как горячий скакун! Вот и мы не заметили, как прошла половина соревнований. Сил потрачено немало и, мне кажется, пришла пора подкрепиться. Скоро зима. А в страдное время, мы знаем, казак не отрывался от плуга. И вот, когда солнце переваливало за точку зенита, спешили в поле казачки кормить своих мужей, отцов, сыновей, братьев. И сегодня этой традиции не утратили станичные красавицы. Из всех куреней идет ароматный дух казачьей кухни. Прошу вас, дорогие казачки-хозяюшки, несите свои блюда.

Участницы-казачки выносят блюда и ставят на стол жюри. Звучит музыка.

Блюда из рыбы - Казачьи поселения расселялись на берегах рек. Издавна казаки ловили рыбу – солили ее, запекали, вялили, сушили, коптили.

Кулебяка – Казак был воином, часто ходил в военные походы. Казачка собирала ему в котомку кулебяки с капустой, грибами, картофелем, рыбой.

Вареники - Их готовили с капустой. картофелем, грибами (обычная казачья пища ).

Жюри предлагается подвести итоги конкурса.

Казак: Казаки не только трудились, воевали и детей растили, но и любили вечерком отдохнуть, повеселиться. Не зря в народе говорится: «Кто как пашет, тот так и пляшет». В нашем конкурсе участвуют замечательные люди, посвятившие свою жизнь нелегкому крестьянскому труду. Такими же стали их дети и, надеемся, будут внуки.

Казачка (родительница): Ведь у нас, в станице нашей,

  Люди славные живут.

 Славно сеют, славно пашут,

 Славно пляшут и поют.

А сейчас участники казачьего ансамбля «Варенька» приглашают Вас на народное гулянье.

Жюри объявляет результаты. Атаман вручает дипломы и памятные подарки.

1 семья:  Нет в мире подобных России раздольной,

                 Цветов наших ярче и крепче пород,

                 Бессмертен народ наш, великий и вольный,

                 Наш русский, наш вечный, наш гордый народ!

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание детей - залог будущего "

  В моей стать говориться о будущем наших детей, которое напрямую зависит от нас, взрослых - родителей и педагогов....

Консультация для родителей: "В семье растет будущий школьник"

Готовить ребенка к школе - это значит обеспечить определенным количеством представлений, формировать качественные мыслительные способности....

Консультация для родителей "Без прошлого нет будущего!"

Без прошлого нет будущего         Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, ува...

Консультация для родителей "О прошлом мордовского края"

Заглянем в историческое прошлое нашего мордовского  народа. Рассмотрим традиции и обычаи,  большое трудолюбие наших предков  и то, как  мордовские женщины готовили национальные блю...

Консультация для родителей "Без прошлого нет будущего"

Уважаемые родители! В настоящее время в жизни общества происходят глубочайшие изменения. Утрачиваются народные традиции: любовь к Родине, уважение к старшим, любовь к ближним. Потеря народных корней п...