Влияние ритмической гимнастики на дошкольников.
консультация на тему

Гурылева Наталья Павловна

Консультация для родителей.Происхождение римической гимнастики и  опыт проведения ритмики  с детьми  в ДОУ. Флэш моб с родителями под песню Дружба" (гр." Барбарики") был на "Ура!"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ритмическая гимнастика55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 г.Балаково Саратовская область

Консультация для родителей

«Влияние ритмической гимнастики на дошкольника»


                            Подготовила:

                                                                   Гурылева Наталья Павловна,

                                                                   музыкальный руководитель

                                                                   МАДОУ детского сада №23  

                                                                 

                                                 Декабрь 2014 г.


      «Мы не знаем более могущественного и более благоприятного средства воздействия на жизнь и процветание всего организма, чем чувство радости… Урок ритмической гимнастики должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цели».

                                                                                                  (Жак Далькроз)
       Мы убеждены, что «Королевой физического воспитания» дошкольников является  - ритмическая гимнастика. Еще на заре ХХ века князь С. М. Волконский, популяризатор идей Жака Далькроза, писал, что ритмическая гимнастика должна стать средством всестороннего воспитания будущих  поколений».
      Ритмическая гимнастика -  это гимнастика с оздоровительной направленностью, основным средством которой являются комплексы гимнастических упражнений, различные по своему характеру, выполняемые под ритмическую музыку преимущественно поточным способом и оформленные танцевальными движениями.
    Само название этого вида двигательной активности указывает на ритмический характер движений, а они отражают естественную потребность ребенка. Под влиянием ритмической гимнастики у детей развивается внимание. Дошкольники  приучаются сосредоточиваться на различных движениях, которые показывает музыкальный руководитель. Они делают это легко и весело. У них формируется способность к устойчивому вниманию и собранность.
     Современная ритмическая гимнастика – это самостоятельный вид гимнастики с характерной методикой и правилами организации занятий. Правильное построение комплексов ритмической гимнастики для детей разного возраста позволяет всесторонне воздействовать на детский организм.
      Ритмическая гимнастика в своем роде уникальна. Не случайно она получила такое массовое распространение во всем мире. Здесь и темп, и интенсивность движений, и работа всех мышц и суставов. А современная ритмичная музыка, яркая одежда, танцевальные движения создают положительные эмоции. 
       Нет никаких оснований считать, что ритмическая гимнастика – изобретение современности. Ещё в античном мире танцы, физические упражнения под музыку применялись для развития хорошей осанки, походки, пластичности движений, наконец, силы и выносливости.
      Ритмическая гимнастика является одним из самых главных средств музыкально-ритмического воспитания, которое предполагает воздействие на организм человека не только движением, но и музыкой. О благотворном влиянии музыки известно много. Она используется в различных областях медицины и практической психологии. 
    Подготовка спортсменов во многих видах спорта немыслима без музыкально- ритмического воспитания. Это различные виды гимнастики, спортивная аэробика, фигурное катание, синхронное плавание и др.

     Достоинства ритмической гимнастики как средства воздействия на психическое и физическое состояние ребенка известны. Такие занятия воздействуют на сердечнососудистую, нервно-мышечную, эндокринную системы организма. 
     Ритмическая гимнастика для дошкольников параллельно решает как общие, так и частные задачи.   Общие задачи – оздоровительные, учебные, воспитательные. К частным можно отнести следующие
задачи:

  •  повышать эмоциональный настрой детей;
  •  воспитывать у дошкольников стойкий интерес и потребность к занятиям физической культурой;
  •  формировать двигательную культуру;
  • способствовать формированию правильной осанки;
  • повышать физическую работоспособность;
  •  развивать основные физические качества;
  •  совершенствовать чувство ритма, музыкальность.

        Решение этих задач всецело направлено  на воспитание гармонично развитой личности.Ритмическая гимнастика базируется на огромном арсенале разнообразных движений и упражнений. Каждое упражнение имеет  своё название и выполняется под соответствующую музыку. Занимаясь ритмической гимнастикой, дети получают представление о разнообразном мире движений, который, особенно на первых порах, является для них новым и необычным.


      Во второй половине XIX века французкий физиолог Жорж Демели создал своеобразную систему гимнастических упражнений, основанную на ведущем значении ритма и гармонии движений. Цель достигалась  путём ритмичного  напряжения  и расслабления  мышц. Автор считал, что непрерывные движения менее утомительны, поэтому нужно менять упражнения без остановки. Так было положено начало принципу поточности движений. В работу включалось сразу несколько суставов и частей  тела в течении 3-10 минут, после чего следовала пауза отдыха длительности 1-3 минуты. Продолжительность урока – 60 минут для взрослых и 30 минут для детей.

        Профессор Женевской консерватории Жак- Далькроз (1865-1950) – швейцарский композитор и музыкант создал гимнастику, которая способствовала развитию слуха и мышечного чувства ритма. Один из основных принципов его системы – подчинения движения музыкальному ритму и передача звуковых периодов в длительностях пластического движения. Каждое упражнение усложнялось лишь после того, как было доведено до автоматизма.
        Особую чувствительность среди них приобрела американская танцовщица Айседора Дункан. Она как бы снова открыла смысл человеческой походки, бегом, лёгкого естественного прыжка, движений головы и рук. Дункан  организовала   танцевальную  школу  в России  и  обучала  по своей методике много детей. Она  
разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. 
        Различные    ритмопластические    системы движений имели большую популярность в России. Так, в 1910 г, в Петербурге открылись курсы ритмической гимнастики по системе Ж. Далькроза. 50 выпускниц курсов преподавали потом ритмику в женских пансионатах, музыкальных училищах. Отсюда  получили  развитие  разные  школы художественной гимнастики, возникшие в России студии пластики, свободного танца, ритмики и т. п. Разными путями стремились к гармоническому развитию человека, его физической красоте, духовному обогащению.        
        В обращении Государственной комиссии по просвещению (16 апреля 1923 года) опубликованном в “Известиях Всероссийского центрального  комитета”   указывалось, что массовая ритмическая гимнастика является одним из важнейших  факторов физического развития детей.
       Сейчас за рубежом очень популярна система гимнастики американской киноактрисы   Джейн Фонды. На советских экранах   шло несколько фильмов с ее участием. Она разработала систему упражнений для женщин, которую называют по-разному:  аэробические    танцы,  музыкальная  аэробика, женская ритмическая гимнастика.
      Занимаясь дома физическими упражнениями для поддержки   формы, Джейн Фонда   попробовала объединить движения с музыкой. Однажды во время киносъемок  она показала это актерам, и всем понравилось.

        На новой волне  в нашей стране сейчас находится такая массовая форма танцевальной организации детей  как флешмоб.
      Как видим, современная ритмическая гимнастика не возникла вдруг, а объединила в себе элементы ранее существовавших систем физического воспитания.

        Большой  вклад в разработку и развитие ритмической гимнастики в дошкольных учреждениях сделала  А.И. Буренина. Она составила комплексы ритмической гимнастики и отметила особенности методики проведения с детьми дошкольного  и младшего школьного возраста. Её работа – «Учебно-методическое пособие по программе «Ритмическая мозаика»  (Санкт-Петербург, 2-е изд., испр. и доп. — ЛОИРО, 2000. - 220 с.) легла  в основу ритмической гимнастики в нашем детском саду.

       В программе раскрывается технология, в основе которой — музыкальное движение, направленное на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет. Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса в дошкольных образовательных учреждениях и школе на основе сотрудничества ребенка и взрослого.

      В  МАДОУ  детском саде № 23 г. Балаково  дошкольники  занимаются ритмической гимнастикой  2 раза в неделю в музыкальном  зале по 10 минут. Возраст детей -  4-7 лет. Начинаются  занятия ритмикой  со средней группы (4-5 лет). Форма одежды – белая футболка, чёрные шорты, белые носки и чешки (чёрного цвета для мальчиков и белого цвета  для девочек). Одежда не должна сковывать движения ребёнка. Обувь на ногах – чешки. Только чешки могут сделать гибкой стопу ребёнка. Во время бега детей   - подошва обуви не должна  скользить. Чтобы не было травматизма, чешки должны быть  подобраны по размеру ноги ребёнка.      

       Систематические занятия ритмической гимнастикой повышают двигательную активность детей, улучшают осанку дошкольников, укрепляют  их опорно-двигательный аппарат. Ритмика благоприятно влияет на сердечно - сосудистую и дыхательную системы, формирует умение координировать и согласовывать движения с темпом и ритмом музыки, приобщает детей к культуре движений,  развивает чувство прекрасного, даёт возможность в движениях выразить свои индивидуальные особенности.

       Утренние занятия детей - дошкольников  ритмической гимнастикой  в детском саду создают бодрость духа и радостное настроение на весь день!

Использованная литература:

  1. А.И.Буренина. Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. - 220 с.
  2. Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева. От рождения до школы. | Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Танцевально-ритмическая гимнастика для дошкольников

Цель: укрепление здоровья детей, формирование выразительности  танцевальных движений....

Ритмическая гимнастика для дошкольников

Методические рекомендации: ритмическая гимнастика как средство повышения двигательной активности дошкольников старшего возраста...

Опыт работы по физической культуре "Влияние ритмической гимнастики на развитие координации у детей старшего дошкольного возраста

Значение танцевально-ритмической гимнастики в развитии ребенка, формирования его двигательных способностей трудно переоценить....

Влияние ритмической гимнастики на координацию движений старших дошкольников.

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребёнка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель воспитателя и для этого он должен  использовать в...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возрастаДошкольный возраст характеризуется активным, неравномерным и равномерным развитием координацион...

Ритмическая гимнастика для дошкольников на занятиях по физической культуре.

Ритмическая гимнастика для дошкольниковна занятиях по физической культуре.          Координация – умение согласовывать движения различных частей тела...

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ.

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКАДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ....