КОНСУЛЬТАЦИЯ: «Леворукость»
консультация на тему

Левшами являются около 10% людей.
  Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают.   

  Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация "Леворукость"14.81 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ №1494 Структурное подразделение 7

Детский сад 864

КОНСУЛЬТАЦИЯ:

«Леворукость»

Подготовила: Крутилина Екатерина Николаевна - воспитатель

                                                              Москва 2015

Левшами являются около 10% людей.
 Леворукость – это не патология и не недостаток развития. И тем более не каприз или упрямство ребенка, просто не желающего работать «как все» правой рукой, как иногда считают.  

  Леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
 Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки обусловлено особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У правшей доминирующим, как правило, является левое полушарие, специализирующееся на переработке вербальной информации (у 95% правшей центр речи расположен в левом полушарии).
 У левшей же распределение основных функций между полушариями более сложно и не является просто зеркальным отражением асимметрии мозга, обнаруживаемой у правшей. Многочисленные исследования показывают, что у левшей менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга.
 Специфика мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, поэлементная (по частям) работа с материалом; лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно-пространственных заданий (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994; Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова, 1994).
 До недавнего времени леворукость представляла серьезную педагогическую проблему. Считалось необходимым переучивать леворуких детей, лишая их выбора руки для письма – все должны были писать правой. При переучивании использовали порой жесткие меры, не считаясь с индивидуальными особенностями и возможностями ребенка. Переучивание служит мощным стрессогенным фактором.

  В дошкольном возрасте возможно и ненасильственное переучивание. В раннем дошкольном возрасте родители и воспитатели не всегда обращают специальное внимание на то, какая рука у ребенка ведущая, тем более что направление рукости достаточно отчетливо устанавливается только к 3-5 годам. Между тем при обучении новым действиям дети стараются сделать так, как говорит взрослый: брать ложку в правую руку, держать карандаш правой рукой и т.п. И ребенок-левша, выполняя требования взрослого, делает так, как велят, даже если это действие ему не очень удобно. В результате такого ненасильственного переучивания многие родители могут и не подозревать, что их ребенок – левша.
 При овладении бытовыми навыками скрытая леворукость ребенка, как правило, не сказывается на успешности выполнения действий, однако, приступая к систематическому обучению в школе, особенно при овладении письмом и чтением, такие дети могут встретиться с неожиданными трудностями.

 Поэтому важно определить направление рукости ребенка до начала обучения: в детском саду или при приеме в школу.
Для диагностики типа ведущей руки у детей, начиная с 5-6 лет, можно использовать различные функциональные пробы: тест переплетения пальцев, тест «Апплодирование», тест перекреста рук на груди или «Поза Наполеона» и др.
 
Переплетение пальцев рук.

Быстро, не думая, переплетите пальцы обеих рук. Сколько бы раз не повторялась проба, сверху всегда оказывается большой палец одной и той же руки, как правило, ведущей (правой у правшей и левой у левшей).

Измените положение переплетенных пальцев на противоположное. Такая операция требует некоторой подготовки (обдумывания) и вызывает ощущения неудобства.

  «Поза Наполеона»

Не раздумывая, скрестите руки на груди. Обычно у правши правая кисть ложится на левое предплечье первой и сверху, тогда как левая кисть ложится позже и оказывается под правым предплечьем. Сознательное выполнение пробы «наоборот», во-первых, совершается медленнее, а во-вторых, сопровождается ощущение неловкости.

  Аплодисменты.

Покажите, как вы аплодируете. Отмечено, что активно перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или менее активна.

 

  Поднимание на полу лежащего предмета.

Очень редко производится неведущей рукой.

  Вкладывание фишек в коробку.

Активные действия совершает ведущая рука, неведущая держит или придерживает коробку.


 При работе с детьми широко применяется метод оценки участия рук в процессе выполнения различных действий. Действия могут быть и реальные, выполняемые в специально подобранных заданиях, требующих манипулирования.
 Определение ведущей руки ребенка необходимо для того, чтобы полнее использовать его природные особенности и снизить вероятность осложнений, возникающих у леворуких детей при переходе к систематическому школьному обучению. Неоценимую помощь родителям и учителю может оказать консультация психолога.

  Однако наряду с этим известно немало случаев успешного переучивания леворуких детей без отрицательных последствий.
 Действительно, переучивание леворуких детей во многих случаях не только нежелательно, но и недопустимо. Поэтому вопрос о переучивании левши может быть поставлен только до начала обучения письму (М.М. Безруких, М.Г. Князева, 1994).
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Леворукий ребёнок"

Консультация "Леворукий ребёнок""Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ...

Консультация "Леворукий ребёнок"

Немецкий учёный Ф. Кречмер предлагает для определения ведущей руки попросить ребёнка продемонстрировать следующие действия: полить цветы, пересыпать песок лопатой, почистить зубы, толкнуть палкой шари...

Консультация "Леворукий ребёнок"

Рекоментации для родителей, чьи дети являются леворукими. Тесты для родителей...

Консультация "Леворукий ребёнок"

консультация для родителей...

Консультация "Леворукий ребёнок"

консультация для родителей...

Консультации для родителей Консультация "Леворукий ребёнок"

quot;Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. 1). Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец ...

Консультации для родителей Консультация "Леворукий ребёнок"

Чтобы определить какая ведущая рука у вашего ребенка можно провести несколько несложных тестов дома. "Переплетение пальцев рук" Предложите ребёнку сложить руки в замок  (рис. ...