Консультация для родителей «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»
консультация на тему

Гаринцева Галина Андреевна
Среди       сюжетно-ролевых       игр     большинство       ученых отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому и социально-личностному развитию детей № 21 «Искорка»

Консультация для родителей

 

«Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

 Подготовила и провела: воспитатель                                                                                   первой квалификационной                                                                                          категории Гаринцева Г.А.

 

     

        В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на

психическое      развитие    ребенка:    формирование      мотивационно-

потребностной сферы, способностей, идеального плана сознания, преодоление познавательного эгоцентризма, интериоризацию социальных требований, нравственных норм и правил поведения, произвольности поведения, эмоциональное развитие и т. д.

        Исследователи, по-разному называя, выделяют сюжетно-

ролевую игру, которая рассматривается как ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, определяющий развитие всех сторон личности ребенка и создающий «зону ближайшего развития».

      Среди       сюжетно-ролевых       игр     большинство       ученых

отмечают особую роль театрализованных игр как необыкновенно насыщенной в эмоциональном отношении деятельности, в которой дети допускают руководство взрослого, не замечая его, поскольку желание поиграть в сказку огромно, доставляет радость и удивление — истоки творчества.

      В работах психологов и педагогов, посвященных выявлению возможностей развития творческих способностей детей дошкольного возраста, выделяется особая роль театрализованной деятельности. Это обусловлено ее родством с театром - синтетическим видом искусства, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец, изобразительную деятельность.

      Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для

детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

      • художественным образованием и воспитанием детей;

      • формированием эстетического вкуса;

      • нравственным воспитанием;

      • развитием коммуникативных качеств личности (обучением вер-

бальным и невербальным видам общения);

      • воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

      • созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

      Театрализованная деятельность дошкольников базируется на принципах развивающего обучения, методы и организация которых опираются

на закономерности развития ребенка, при этом учитывается психологическая комфортность, которая предполагает:

      1) снятие, по возможности, всех стрессообразуюших факторов;

      2) раскрепощенность, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности;

      3) развитие реальных мотивов: а) игра и обучение не должны быть

из-под палки; б) внутренние, личностные мотивы должны преобладать над

внешними, ситуативными, исходящими из авторитета взрослого; в) внутренние мотивы должны обязательно включать мотивацию успешности,

продвижения вперед («У тебя обязательно получится»).

      Компоненты театрализованной игры и специфику ее использования в работе по развитию дошкольников (И.Г.Вечканова).

      Прежде всего, это ее неоценимая роль в эстетическом развитии детей. В процессе восприятия художественного произведения у детей формируется особый вид познания в форме эмоциональных образов. В них, с одной стороны, отражается внешняя реальность, с другой стороны, компонент в виде ощущений и представлений придает эмоциональному образу (в отличие от образа чисто рассудочного) побудительный, действенный характер отражения окружающей действительности.

      Особая роль театрализованных игр в приобщении детей к искусству:

литературному, драматическому, театральному. При грамотном руководстве у них формируются представления о работе артистов, режиссера, театрального художника, дирижера. Дети осознают, что спектакль готовит

творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам, и зрителям, что

позднее послужит основой для формирования обобщенного представления

о назначении искусства в жизни общества.

      В определенный момент эстетическое восприятие дает толчок развитию познавательной деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только

знакомит его с новыми явлениями, расширяет круг его представлений, но и

позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять

художественный образ.

      Эстетическое восприятие детей не сводится к пассивной констатации

фактов. Дошкольнику доступна внутренняя активность сопереживания,

способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах.

        Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей их противоречивый характер. Это открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии детей, когда полярные эталоны значимы в моменте соотнесения ребенком себя не только с положительным персонажем, но и с отрицательным. Благодаря этому зарождаются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но

и для окружающих, что определяется как эмпатия или сочувствие, содействие.

      Современные технологии воспитания предусматривают овладение

детьми действиями с различными сенсорными эталонами, символами, моделями и т. д.

        Так, для овладения специфическими способами умственной деятельности, по мнению Л.А.Венгер, О.П.Гаврилушкиной и др., важны ролевая игра, речь, рисование, конструирование, т, е. символико-моделирующие виды деятельности, механизмы которых складываются в дошкольном возрасте. Творческую деятельность детей организует взрослый, совместно с которым ребенок открывает для себя логику деятельности. На решение проблемы гармоничного развития различных психических сфер ребенка направлены современные технологии, в которых театрализованная игра рассматривается как одно из эффективных средств.

      В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается

и как средство развития детей. Для ребенка-дошкольника основной путь

развития — эмпирическое обобщение, которое опирается, прежде всего, на

его наглядные представления.

      Основная форма организации опыта обобщения детей - наблюдение

и экспериментирование). Взрослый помогает проанализировать и обобщить этот опыт, подводит к установлению объективных зависимостей, к их фиксации в виде условных знаков. Второй формой организации опыта ребенка является «проживание» им различных ситуаций, выражение своего отношения к ним, выявление и обозначение их смысла в символической форме. Театрализованная игра является именно такой формой «проживания». Исследователи выделяют две группы способностей, важных для развития детей: моделирование и символизацию. В основе развития познавательных способностей детей дошкольного возраста лежат действия наглядного моделирования. К первому типу таких действий относятся действия замещения. Игровое употребление предметов (замещение) — важнейшая характеристика театрализованной игры. Основу игры составляет создание мнимых, воображаемых ситуаций, т. е. расхождение видимого и смыслового поля. Основная функция воображения заключается в порождении и структурировании образа мира. Особенность игры состоит в том, что она представляет собой воображение в наглядно-действенной форме: ребенок, используя один предмет в качестве заместителей реальных предметов, осуществляет символизацию, т. е. происходит дифференциация означаемого и означающего и рождение символа.

       В игре детей младшего возраста заместитель сохраняет сходство с

моделируемым объектом по внешним признакам, для детей пяти-шести лет

заместители становятся все более условными, символическими. В заданиях

на замещение формируется умение применять «опредмечивающий» образ,

т. е. ребенок находится на этапе построения общей идеи создания продукта

воображения, который в шесть-семь лет строится способом «включения» в

ситуацию, например, при сочинении сказок.

       При использовании наглядной модели возможно формирование второго компонента процесса воображения - плана реализации идеи.

       Д.Б.Эльконин указывает на «двойную» символизацию детской игры:

при игровом употреблении предмета (при переносе действия на другой

предмет, его переименовании) и при принятии на себя, выполнении роли

взрослого или персонажа, предполагающей обобщенное воспроизведение

последовательности действий, выражающих ее социальную суть.

       Психологическое значение замещения в игре состоит в том, что в

процессе его мысль ребенка отделяется от действия. Необходима отправная точка (предмет-заместитель), а в театрализованной игре - кукла или костюм. В этом заключается переходный характер игры, который делает ее промежуточным звеном между чисто ситуационной связанностью раннего

возраста и мышлением, оторванным от «реальной ситуации».

       Реальные отношения — также структурный компонент игры — представляют собой отношения между детьми как партнерами по совместной

игровой деятельности и взрослым как возможным организатором и партнером. В самостоятельной деятельности эти взаимоотношения намного

сложнее, чем в игре, регламентированной заранее заданным жестким со-

держанием. Реальные отношения определяются особенностями личностно-

го развития ребенка и характером межличностных отношений между сверстниками. В функции реальных отношений входит планирование сюжета, распределение ролей, игровых предметов, контроль и коррекция выполнения ролей сверстниками-партнерами, т.е. позиционное замещение. Реальные отношения играют существенную роль в развитии коммуникативной и социальной компетентности ребенка, в его нравственном развитии. Феномен «заигрывания» является показателем развития ситуационного уровня замещения. Выделение и отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные, значимые для него межличностные отношения, дает возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые значения своей деятельности, обеспечить формирование ее новых социальных мотивов. Одной из задач организации игры становится ориентировка детей в проблемных и конфликтных ситуациях, создание условий для усвоения в процессе театрализации новых способов взаимодействия со сверстниками в психологически благоприятной атмосфере игровых занятий, осознание их благодаря оформлению в различных знаковых системах (вербализации, графике, пантомимике).

      Развитие у ребенка способности к успешному разрешению проблемных ситуаций в театрализованной игре за счет эмоционально-личностной и

интеллектуальной децентрации, т.е. умения увидеть, проанализировать,

продраматизировать ситуацию с позиций разных персонажей, выделить

новые свойства и условия ее разрешения, повышает степень социальной и

когнитивной компетентности ребенка.

      Следование роли и тексту театрализованной игры, взаимоконтроль

участников способствуют формированию произвольного поведения. В игре сенсомоторные функции, память приобретают качество произвольности.

Смысл деятельности, эмоциональность и «жизненность» художественных произведений оказывают существенное влияние на поведение ребенка. В процессе их восприятия дети переходят от «запаздывающей» к «опережающей» эмоциональной коррекции выполняемых действий.      По мнению И.Г.Вечкановой, режиссерская игра как форма организации деятельности детей позволяет изучить факторы, способствующие изменению эмоциональной регуляции ребенка, выявить особенности и средства совершенствования производных эмпатических эмоций, умения отражать чувства и состояния других, поскольку в этих играх быстро формируется чувство симпатии к взрослому, что обеспечивает эмоциональное благополучие воспитанника.

      Волевая регуляция раскрывается в развитии чувства пространства

(мизансцены), движений (жест, мимика, пантомима), когда необходимо

выразить состояние души персонажа, ведет к гармонии души и тела.

      Поскольку театрализованная игра строится по заранее определенному сценарию, в том числе и основанному на художественном произведении, выделим различие сюжета и содержания игры (Д.Б.Эльконин). Сюжет — это та сфера действительности, которая определена автором текста

и моделируется, воспроизводится в театрализованной игре. Содержание

игры — то, что именно воспроизводится в сюжете, т. е. моделирование социальных отношений и ситуаций в окружающем природном мире.

      Театрализованные игры включаются и в процесс овладения решением задач, например, задач-драматизаций, в которых раскрывается математическое содержание. Театрализованная игра используется на занятиях по развитию речи детей, построенных на основе произведений художественной литературы, где процесс восприятия литературного текста рассматривается как специфическое общение.

      Большое значение для развития детей имеет «личная дистанция», речевые и неречевые компоненты при опосредствованном общении: мимика, жесты, «контакт глаз». В то же время современное развитие техники позволяет использовать различные средства обучения для знакомства с художественными произведениями, которые затем можно театрализовать.

      Таким образом, занятия театральной деятельностью с детьми не только развивают психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую универсальную способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же

ребенка театрализованное представление - это хорошая возможность хотя

бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей

жизни аплодисменты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности

Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельностиВ современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое развитие ребенка: формирование мотивацион...

Консультация для родителей «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

В современной психологии и педагогике отмечается влияние игры на психическое      развитие    ребенка:    формирование...

Мастер-класс для педагогов «Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»

Цель: обучение участников мастер-класса применению театрализованной деятельности в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.Задачи: Познакомить участников мастер-класса с игровыми приемами, которы...

Конспект консультации для родителей "Разносторонее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

МБДОУ д/с №17 "Ягодка"  Конспект консультации для родителей на тему:"Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...

Основные направления педагогической работы в разностороннем развитии детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность в ДОУ

Консультации для педагогов и родителей, входящие в цикл семинаров по развитию театрализованной деятельсти в ДОУ, на которых можно познакомится с понятиями о театрализованной деятельности и ее значение...

Консультация для родителей "Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"

Консультация для родителей "Разностороннее развитие детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности"...