ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ
статья на тему

Жданова Галина Николаевна

Произведения устного народного творчества составляют большой раздел общей культуры народа. Появились они задолго до возникновения письменности. О значимости фольклора говорит уже то, что устная народная проза - факти­чески главный исходный материал, начальный первоисточник исторических познаний каждого из нас. Ведь письменной истории предшествовала устная, и первые записи в летописи сделаны на основе устных рассказов-преданий, передаваемых от одного поколения к другому.

Не все, написанное даже профессиональным писателем, входит в литературу. Аналогично дело обстоит и с фольклором. Практически каждый человек причастен к устному словесному творчеству. Простейшая и наиболее массовая его форма - устный рассказ, в частности рассказ очевидца или участника тех или иных событий. Подавляющее большинство этих рассказов, будучи фактами устного словесного творчества, не приобретают общественной функции и не бытуют в отрыве от личности рассказчика. Просто напросто они забываются. Но если содержа­ние отвечает каким-то общественным запросам, рассказ отрывается от создателя его первона­чального текста, живет самостоятельной жизнью, становится фактом общественного сознания. Только такие рассказы относятся к фольклору.

Фольклорные произведения подразделяются на прозаические и поэтические. Проза, в свою очередь, делится на сказочную и несказочную.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2._folklor.doc177.25 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

                       

                      «Фольклор – лекарство человечества»   

                                                     (Анри Курсаже)

П

роизведения устного народного творчества составляют большой раздел общей культуры народа. Появились они задолго до возникновения письменности. О значимости фольклора говорит уже то, что устная народная проза - факти чески главный исходный материал, начальный первоисточник исторических познаний каждого из нас. Ведь письменной истории предшествовала устная, и первые записи в летописи сделаны на основе устных рассказов-преданий, передаваемых от одного поколения к другому.

Не все, написанное даже профессиональным писателем, входит в литературу. Аналогично дело обстоит и с фольклором. Практически каждый человек причастен к устному словесному творчеству. Простейшая и наиболее массовая его форма - устный рассказ, в частности рассказ очевидца или участника тех или иных событий. Подавляющее большинство этих рассказов, будучи фактами устного словесного творчества, не приобретают общественной функции и не бытуют в отрыве от личности рассказчика. Просто напросто они забываются. Но если содержа ние отвечает каким-то общественным запросам, рассказ отрывается от создателя его первона чального текста, живет самостоятельной жизнью, становится фактом общественного сознания. Только такие рассказы относятся к фольклору.

Фольклорные произведения подразделяются на прозаические и поэтические. Проза, в свою очередь, делится на сказочную и несказочную.

К крупным произведениям несказочной прозы относятся:

Предание - созданный устно, имеющий установку на достоверный рассказ, основное содержание которого составляет описание реальных или вполне возможных фактов.

Почти исключительно по устным преданиям освещена в летописи вся ранняя история нашей страны. Зачастую в них художественный вымысел трудно отделим от правды. Возникают предания из рассказов очевидцев или участников описываемых событий. При передаче из уст в уста постепенно отсеивается все индивидуальное, остаются сведения, представляющие интерес для всей той общественной среды, где это предание бытует, оно оценивает передаваемые факты с общественной точки зрения. В преданиях, сильно удаленных по времени записи от описываемых в них событий, очень велика роль вымысла. И, хотя предания в основном созда вались с практическими, а не эстетическими целями, они не лишены эстетического момента. Это и красота живой разговорной речи, и приподнятая, возвышенная манера повествования.

Легенда - созданный устно рассказ, имеющий установку на достоверность. Но в отличие от предания основным содержанием легенды является нечто необыкновенное. В легенде фан тастика, чудесное лежит в центре повествования, определяет его структуру, систему образов и изобразительных средств.

Легенды имеют несколько разновидностей. Различия из обусловлены тем, какая область народных верований лежит в основе. Наиболее распространены были суеверные рассказы: бывальщины и былички. В них речь идет о существах народной демонологии.

1.


Былички - это как бы воспоминание самого рассказчика о его встрече с «нечистой силой».

Бывальщина - повествование уже «отстоявшееся» при передаче. Герои их - леший, поле вики, водяные, русалки, домовые и дворовые, кикиморы, банники, овинники, черти. Еще одной разновидностью фольклорной прозы являются героические сказания - эмоционально приподня тое повествование о подвигах реально существовавших лиц. Сказания описывают деяния, кото рые могут служить блестящим примером, повествуют о том, что способно вызвать восхищение и подъем чувств у слушателей. Они созвучны, близки к былинам. Разница в том, что сказание -прозаическое произведение устного народного творчества, а былины созданы на стиховой, ритмической основе. Героическое сказание и историческое предание близки к былинам. Иссле дователи-фольклористы считают, что они могли являться посредствующим звеном между были ной и историческим фактом, воспеваемом в ней. В былине увеличивается роль домысла.

Вся область несказочной прозы при огромном своем разнообразии объединена важней шим качеством. Читать эти рассказы интересно - по эстетическим достоинствам порой они не уступают первоклассным образцам сказок - но главное в них - познавательная функция. Убеж денный в правдивости всех таких рассказов, народ именно в них черпал реальные сведения о своей истории, об окружающем мире - как здешнем, так и потустороннем, усваивал жизненные правила и нравственные принципы.

Еще одной разновидностью прозаических произведений устного народного творчества является сказка.

В работе с дошкольниками из крупных фольклорных произведений используются в ос новном легенды и сказки. Поэтому о сказке поговорим подробнее. Из ряда других произведе ний выделяем ее потому, что она в основном предназначена для того, чтобы развлечь, позаба вить слушателя. Вот почему именно сказка составляет большой раздел литературы для детей. Но ее развлекательная функция ни в коей мере не уменьшает и ее поучительного и воспитатель ного начала.

Что же такое сказка? Сказка - это созданный устно рассказ (так же, как предание или легенда), основанный на вымысле (как и легенда), но не имеющий установки на достоверность (в отличие от легенд и преданий).

Если подобрать к слову «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка - сказывать - рассказывать. То есть, сказка - это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для слушателей.

Интересно происхождение термина «сказка». Ученые утверждают, что слово «сказка» в нынешнем значении существует недолго. В Древней Руси «для обозначения сказок употребля лось слово «баснь», «байка» от глагола «баять», а сказочников называли «бахарями». Слово «байка» в значении «сказка» употребляется в украинском и польском языках. Это подтвержда ет то, что сказка явление не только глубоко национальное, но она еще и широко интернацио нальна. У многих народов можно встретить схожие сказки.

В первоначальном значении сказка - «всякое деловое показание, объяснение, ответ под судного, речи свидетелей, отчет о случае, о происшествии». (В.И.Даль «Толковый словарь живо го великорусского языка» XIX в.). Очевидно, в «ответах подсудимых», «речах свидетелей», «отчетах о случае, происшествии» было много вранья,  вымысла, что не могло не привлечь

                                             2.


внимания острословов, и, в конце концов, слово «сказка» получило второе значение, став с течением времени обозначением одного из самых поэтических явлений в народном искусстве, какими являются «басни», «байки», вытеснив практически их старинные обозначения. Когда это произошло, точно установить невозможно. Но уж в 1649 году в Указе царя Алексея Михайловича это слово «сказка» употреблялось в нынешнем его значении.

Народные сказки со слов сказочников записывались фольклористами-собирателями. Но общественное мнение не сразу склонилось к необходимости собирания народных сказок. Ведь они, как воздух, казались такими обычными, обыденными. Так зачем собирать то, чего много. В России только в XVIII веке издали первый сборник народных сказок. А первые записи их принадлежат иностранцам. Первую русскую народную сказку  («Про поселянина и медведицу») записал итальянский историк Павел Иовий Новокомский со слов Дмитрия Герасимова - одного из участников посольства царя Василия Ивановича в Рим в 1525-1526 гг.

То, что в сказке - главное «небылое», вымысел, подчеркивал сам народ в своих посло вицах и поговорках: «Сказка ложь - а песня правда», все мы не раз слышали: «Не рассказывай сказки», «все это - сказка», если говоривший что-то преувеличивал, явно «привирал». Это говорит о том, что сказка повествует о таких событиях, которые в жизни произойти не могут, они невероятны, фантастичны. Но сказка - ложь вместе с тем оказывается настоящей правдой, поскольку она рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, в героях, их поступках мы видим черты реальных людей, окружающих нас, а может, узнаем и себя. Она учит нас быть добрыми, справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов, ненавидеть злоде ев, врагов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, взаи мопомощь.

Вымысел в сказке, несущий глубокий жизненный смысл, всегда имел почвой реальность, действительные заботы людей, общества. Сочетание фантастического, вымышленного и реаль ного делает сказку занимательной. Этим она и привлекает слушателей, в частности детей-дошкольников. С первых же слов она вводит нас в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных и т.п. Фантастическое в поэти ческом мире сказок уживается с реальным, и это усиливает их занимательность.

Нет общепринятой классификации сказок, т.к. они очень разнообразны и по героям, и по сюжетам, и по композиции.

Выделяют сказки о животных, волшебные и социально-бытовые (или новеллистические). Любой сказке присущи два важнейших элемента - необычность сюжета и наличие морали.

Среди сказок о животных и среди волшебных есть сказки детские. А часть сказок явно создана в назидание детям («Колобок», «Кот, петух и лиса»). Для рассказывания детям можно подобрать некоторые социально-бытовые. Эти сказки, различающиеся и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям, все они о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали, о мечтах; они развлекают, учат и воспитывают людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, на которых можно положиться в тяжелую минуту.

Особый раздел составляют так называемые докучные сказки: это шуточные, короткие сказки. Создавались они для того, чтобы отбиться от слишком уж настойчивых любителей сказок, которые досаждали, докучали сказочнику своими просьбами.

Например, вот всем знакомая: «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на

                                                     3.


колу - мочало, не начать ли сказку сначала».

Или «Жил был мудрец, и вздумал он из  костей построить через море-океан мост. Собирал он кости не год и не два, а целых сорок лет и опустил их, чтобы стали мягкими, мокнуть в воду...» (рассказчик замолкает). На вопрос: «А дальше-то что?» Он отвечает: «Так ведь кости еще не размокли».

В работе с детьми в детском саду широко используется сказка с целью развлечения детей, воспитания их, решения тех или иных дидактических задач. Хотелось бы, чтобы больше внимания уделялось языку этих произведений, чтобы они использовались для развития речи детей. Сказки - кладезь лексического материала: это и точные названия действий, событий, явлений, собственные имена (кот который Иваныч), прозвища - лиса «на поле краса», звукопод ражания, активно используются здесь эпитеты, гиперболы, сравнения (леса дремучие, меч-самосек, гусли-самогуды). Это и прекрасный материал для развития связной речи, упражнений в интонационной выразительности речи (взять хотя бы диалог сказочных героев), усвоения грам матического  строя  речи.

Раньше сказки рассказывали сказочники, от их мастерства зависел успех сказки и ее воздействие на слушателей. Сейчас мы используем сказки в литературной обработке, но мы должны помнить, что естественная жизнь сказки - устное исполнение. Педагог должен исполь зовать все средства выразительности своей речи, чтобы донести до детей смысл ее содержания, передать характер героев, помочь разобраться в явлениях положительных и отрицательных. Чтобы она звучала убедительно, нельзя подходить к поэтическому миру сказки с нашим, во многом рациональном мышлением. В то, о чем так интересно повествует сказка, надо верить.

Используя в работе сказки, легенды нельзя забывать также, что богатство родного языка, традиций, жизненного уклада, житейских заповедей может быть донесено до детей с помощью малых форм народного творчества.

Народ - мастер на всякого рода присказки, прибаутки, пословицы, поговорки, скорого ворки, загадки, частушки, считалки, приговорки; созданный им язык изобилует образными раз говорными формами.

Например, присказка - небольшой рифмованный или прозаический рассказ, призванный привлечь слушателей к сказке или наоборот (если она используется в конце сказки) вернуть слушателей в реальный мир; ценная сам по себе - сколько в них юмора. («В некотором царстве, в некотором государстве под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос - огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей». Или рифмо вания: «Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор...», «Летела сова-большая голова...», или способствуют развитию речи детей (их можно заучивать, обыгрывать), развивают логическое мышление, воспитывают чувство юмора.

Почти все малые формы фольклора можно отнести в раздел детского фольклора. Этот фольклорный материал, способствующий овладению родной речью, ее выразительной лексикой можно включать в игры-забавы. Запоминая слова песенок, потешек, приговорок, считалок, сопровождающих игры-забавы, дети развивают память, внимание, воображение, учатся пони мать многозначность слова, усваивают приемы словообразования и словоизменения. Они помо гают в нравственном воспитании: учат верности, взаимопомощи, прощать и понимать слабости,

                                                 4


воспитывают смелость и доброту. Игра-забавы  насыщены  добрыми  чувствами  и  юмором, они
всегда осуждают отрицательные качества, дают заряд  бодрости  и теплоты.  Малые фольклор ные
произведения близки и понятны детям, т.к. представляют собой краткие по объему (приба утка - 2, 4, б, 8 строк), но  очень  красочные,  яркие словесные картинки, составляющие мир повседневных впечатлений ребенка: все то, что окружает его в доме, во дворе, на улице.
Предметы  домашнего обихода и хозяйства, работы по дому, двору, в поле  обрисовываются
здесь предельно кратко, только  в  главных, определяющих чертах.  Предметом внимания приба уток является все: домашние животные и птицы, насекомые, их повадки, внешний вид.  Прибаут ки лишены описательности и нравоучения. Слово в них передает звук, движение, цвет, объем идаже вкус:                                            Ай качи-качи-качи,

Пекла баба калачи.  

Иногда предметы и действия в них как бы смещены относительно реальности, немного необычны, чуть-чуть нелепы:

У нас в Рязани

Грибы с глазами!

Их едят, а они глядят! (привлекли внимание малыша, и пока он «отойдет» от изумления, педагог «захватит» его внимание другим, важным в дидактическом отношении материалом).

Прибаутки предлагают детям увидеть смешное в жизни и научиться смешное передавать в слове. Юмор нелепых положений, вопросов, предложений и предположений - стихия этих стишков и песенок. При этом все они сохраняют серьезную интонацию, представляя возмож ность слушателю самому разобраться, смешно ему или нет. Ребенок может посмеяться, пора доваться, обнаружив нелепость или несоответствие, успокоиться, отвлечься от своих горестей, включиться в общую работу.

Произведения детского фольклора могут быть использованы в каждый момент пребыва ния ребенка в детском саду: во время утреннего приема потешкой можно успокоить, отвлечь плачущего малыша, во время умывания — уместно использовать потешки про водичку, во время кормления, на прогулке, при наблюдении за явлениями природы, на занятиях, чтобы сконцен трировать внимание или угомонить шалунов, при укладывании ко сну. Приведем некоторые примеры:

1.Вот что говорит потешка для тех, кто плачет:

Не плачь, не плачь детка,

Прискачет к тебе белка,

Принесет орешки —

Для Машиной потешки.

Если будешь плакать,

Дадим худой лапоть.

Для расшумевшихся: «Тише, тише, тишина,

        Разговаривтаь нельзя...»  

2.При наблюдениях за явлениями природы помогают вызвать положительные эмоции, когда дети вначале ощущают страх. Это и про дождик-дожделей, и про солнышко-ведерышко и про грозу.

5.

3. Ознакомление с природой, с окружающим; использование потешек, прибауток, считалок, скороговорок, пословиц и поговорок помогают познакомиться с внешним видом, повадками  и  характерными особенностями, свойствами  и  назначением того или иного объекта. Красочность и немногословность народного произведения создают яркий образ изучаемого объекта и легко запоминаются.

4.Использование потешек, прибауток в упражнениях по развитию мелкой моторики рук превращают нудное занятие в увлекательную  игру: «Сорока-ворона кашу варила…» «Пальчик-мальчик, где ты был?..»

5.Богат выбор и для занятий по воспитанию звуковой культуры речи: а)закрепления произношения разных звуков; б) интонационная выразительность речи.  Хороши для этого диалоги.

Вот небылица:

-Зайчик, зайчик, где ты был?  

- В темном лесу!

-А кого ты там ловил?

-Волка и лису.

Волк испугался и наутек,

А лису я поймал и сунул в мешок.

-А ну-ка, покажи, зайчишка, лису?

-Сейчас, сейчас мешок принесу.

Ой, ой, ой, прогрызла дырку лиса!

Удрала лиса в поле и леса.

А когда убегала, меня испугала!

Вот.

6.Трудно переоценить возможности этого материала в работе над словарем и грамматическим строем речи: ребенок учится образовывать слова, усваивает разные формы глагола, практически усваивает правильное употребление рода и числа разных частей речи.

Наша-то хозяюшка

Сметлива была,

Всем в избе работушку

К празднику дала:

Чашечку собачка моет язычком,

Мышка собирает крошки под столом,

По столу котище лапою скребет,

Половички курочка веничком метет.

Или вот игра-забава  (на быстроту реакции, выработку чувства ритма и работа над словом – обозначение действия, практическое употребление существительных в разных падежах)

Мама била, била, била

И все папе доложила.

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

(потом – деду, сестрам, братьям)

А братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки,

Закрывай скорее ушки!

7.Очень любят дети стишки-небылицы, нелепицы.

Они развивают логическое мышление, память, внимание, воображение.

Стучит-бренчит по улице,

Фома едет на курице,

А Тимошка – на кошке,

По кривой  дорожке.

6.

Используя в своей  работе малые формы  литературного народного творчества, следует всегда помнить, что главная их направленность – вызвать положительные эмоции у ребенка, развлечь его.                                                                       Человек, владеющий фольклорным материалом, знающий народные потешки, песенки, присказки, прибаутки, умеющий эмоционально, с чувством их исполнить, быстрее добивается контакта с детьми, успешнее прививает им навыки, связанные с различными  моментами  жизни, может интереснее организовать игровую деятельность, плодотворнее заниматься, устанавливает теплые  доверительные  отношения.

7.

                                                                                       


 природой, с окружающим; на  

-6-


%

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фольклора в работе с детьми

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Поэтому нео...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста (консультация для воспитателей)

Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, скороговорок, песенок...

Методические рекомендации «Использование фольклора в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В.А. Сухомлинский считал сказки,  песни, потешки незаменимым средством пробу...

Доклад Тема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".

ДокладТема: "Использование фольклора в работе с детьми младшего возраста".Выполнила:Воспитатель группы №10Пысина О.В.            Ноябрь 2011...