Использование фольклора в работе с детьми с нарушениями речи
материал на тему

Третьякова Ирина Ивановна

информация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

     

За последние годы значительно увеличился интерес                     к народному творчеству. И это сказалось на работе дошкольных учреждений. Повсеместно стали проводиться фольклорные праздники и развлечения. Хорошо, что мы вспомнили о своих корнях и дали возможность детям прикоснуться к источнику народной мудрости, творчества многих поколений!

В работе с детьми, имеющие речевые нарушения,                      мы используем:

народные песни для слушания (в исполнении взрослых,             а также на аудио- и видеокассетах) и разучивания;

хороводы, танцы;

народные игры;

мелодии, наигрыши, исполненные как на отдельных народных инструментах, так и целым оркестром для слушания, для танцевальных импровизаций, а так же фонограмму,              под которую дети играют на ударно-шумовых инструментах;

народное поэтическое творчество: пословицы, поговорки, загадки, потешки, сказки, обрядовый фольклор.

Значение фольклора переоценит трудно. Оно состоит                   в   следующем:

Народное творчество выполняет воспитательно-образовательную функцию.

Способствует развитию памяти: в произведениях устного народного творчества встречается много повторов,                        это помогает лучше запомнить, а потом и воспроизвести               их содержание.

Влияет на оздоровления организма ребёнка в целом. Такие потешки, как “Сорока-ворона”, “Куй, куй, молоток, подкуй чеботок”, доставляют радость и помогают детям самостоятельно делать массаж кистей рук и ступней, а также воздействовать на биологически активные точки, расположенные на кистях рук и стопах ног.

Ряд потешек можно использовать для развития мелкой моторики (например, “Пальчик-мальчик”). Благодаря ритмичности, музыкальности, эмоциональной и двигательной

насыщенности, а также творчеству таких музыкальных руководителей, как Л.С.Генералова, А.И.Ксендзовская, Е.С.Рагульская, К.С.Ряховская и др., некоторые потешки превратились в игры со словом, игровые упражнения, которые помогают работать над согласованием движения со словом, что очень важно для детей с речевыми нарушениями.

Произведения народного творчества, особенно малые формы, влияют на развитие речи детей, обогащая словарь, развивая артикуляционный аппарат, фонематический слух, давая образы для составления описательных рассказов. Некоторые из них можно инсценировать; при этом предавая содержание только движениями, если дети пока не владеют активной речью (например, “Две тетери”, “Киска”).

Народные песни, хороводы, игры с пением можно использовать без музыкального сопровождения, что позволяет детям включать их в самостоятельную музыкальную                       и игровую деятельность, а педагогам использовать                           в повседневной жизни,  причём в любое время года,                        за исключением обрядового фольклора, посвящённого определённым календарным праздникам.

Учитывая значение народного творчества и выбирая материал для разучивания, необходимо помнить                            об особенностях детей с нарушениями речи, о сложности восприятия и воспроизведения ими услышанного или увиденного.

Дети должны понимать содержание текста в целом                      и значение каждого слова. А ведь подчас фольклор, даже детский, бывает сложен для восприятия за счёт сохранения устаревшей лексики. Иногда приходится отказываться                 от какой-либо потешки, песни или другого фольклорного материала, если не можешь объяснить значение отдельных слов или выражений. Впрочем, стоит постараться и поискать другой вариант выбранного текста, так как довольно часто фольклорные произведения существуют в различных вариантах. Если художественная ценность при этом                       не пострадала, можно выбрать вариант, более доступный для “проблемных” детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Мнемотехника - техника запоминания информации. Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную через зрительное восприятие образов. В статье п...

Использование сказок в работе с детьми, имеющими нарушения речи (рекомендации для воспитателей).

quot;Не  условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу родимой груди родного слова."К.Д. Ушинский.Предлагаю вашему вниманию учебный материал для д...

Опыт работы по теме : " Использование ИКТ в работе с детьми , имеющими нарушения речи".

Информационно- коммуникативные технологии, как в нашем детском саду, так и в других ДОУ- актуальная проблема современного дошкольного воспитания, поэтому, сегодня мне хотелось с Вами, уважаемые коллег...

Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющии нарушения речи

Мастер класс для родителей "Использование криоконтраста в работе с детьми, имеющими нарушения речи"...

Использование мнемотехники в работе с детьми с нарушением речи.

консультация по использованию приёмов мнемотехники...

«Использование логоритмики при работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Логоритмика – это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, музыки, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздор...

Консультация для музыкального руководителя «Значение фольклора в работе с детьми с нарушением речи»

Консультация для музыкального руководителя«Значение фольклора в работе с детьми с нарушением речи»...