Артикуляционная гимнастика
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Дубровина Галина Григорьевна

Артикуляционная гимнастика 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obshchaya_gimnstika.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

Общая артикуляционная гимнастика

для всех звуков.

1. «УЛЫБКА»(« Заборчик).  

                                    Широка река,  и улыбка широка.

                                                       Зубки все мои видны –  от краев и до десны.

Цель: удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы. Закреплять мышцы губ и развивать их подвижность.

Описание. Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать  губы в таком положении под счет от 1-5-10.

Обратите внимание! 

1. Чтобы при улыбке не подворачивал внутрь верхнюю или нижнюю         губу.

2. Если ребенок не показывает нижние зубы,  нужно научить его при сомкнутых губах опускать и поднимать только нижнюю губу, опускаем и поднимаем её. Зубы при этом сомкнуты, нижняя челюсть неподвижна.

3. Если  у  ребёнка  возникают затруднения, надо вместе с ним пропеть звук « и-и-и»- растянуть губы   в улыбке.

2. « ХОБОТОК» (« Трубочка»)  

                        Я слегка открою рот,    губы - «хоботком» вперед.

                                      Далеко я их тяну,    как при долгом звуке: «у-у-у»

Цель: Выработать движение губ вперед, укреплять мышцы губ, их подвижность.

Описание. Вытянуть сомкнутые губы вперед « трубочкой». Удерживать их под счет от 1-5-10. Обратить внимание! 

1. Следите, чтобы при выполнении упражнений не открывался рот. Зубы почти сомкнуты.

2. Если ребенок не может вытянуть губы вперед, предложите ему дотянуться губами до конфеты и         взять её губами.

3. Можно вместе с ребенком пропеть звук « у-у-у» - и губы примут положение трубочки.


3. « Домик открывается»               

                        Ротик широко открыт,   язычок спокойно спит.

Цель: научить спокойно, открывать и закрывать рот, расслабляя мышцы языка. Удерживать губы и язык в заданном положении.

 Описание. Слегка улыбнуться , медленно открывать рот( как для пропевания звука  «а-а-а», подержать рот открытым 5-10сек, медленно закрыть.

Обратите внимание! 

1. язык лежит во рту спокойно, не оттягивается назад, кончик языка у передних зубов.

2. Если у ребенка возникают затруднения, пропойте вместе с ним звук «а-а-а»- губы и язык примут  нужное положение.

4.Чередование « Хоботок»

« Улыбка»

«Домик открывается»

« У-И-А»

                             

                          Улыбается ребенок.

                                      Хобот вытянул слоненок.

                                      Вот зевает бегемот –

                        Широко открыв свой рот.

Цель: укреплять мышцы губ и  тренировать их подвижность путем переключения позиций губ. Развивать произвольное внимание.

Описание: выполняется в форме игры « Посмотри и повтори». Игру можно проводить, озвучивая движения губ (у-и-а) и молча. Взрослый выполняет поочередно движения губами в любом порядке(у-и-а, а-у-и, и-у-а, и-у, у-и), удерживая губы в каждой позиции 3-5сек, а ребенок повторяет.

Обратите внимание!

1. Переход от одной позиции к другой осуществляется плавно.

2. Упражнение очень полезно для детей с дефицитом внимания.


5. « ЛЮБОПЫТНЫЙ ЯЗЫЧОК».

                Вот и вышел на порог

                       Любопытный   язычок.

                       «Что он скачет взад- вперед?» - удивляется народ.

Цель: Укреплять мышцы языка, развивать его подвижность.  

Описание: Улыбнуться, слегка приоткрыв рот и производить движения языком вперед- назад. Язык кладем на нижнюю губу. Затем убирать его в рот. Рот остается открытым. (8-10раз).

Обратить внимание! 

1. Упражнение выполняется в спокойном темпе. 2. Двигается только язык.

6. « ЛЯГУШКА»        Ниже нижнюю губу  - опущу я, как смогу.

Цель: отработать движение нижней губы вниз на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание. Опускаем нижнюю губу, обнажая нижние зубы, и возвращая её на место.(10раз)

Обратить внимание: 

1. Двигается только нижняя губа.

2. Верхнюю губу, если она двигается, следует придержать пальцем.

3. Если трудно выполнить упражнение, то помочь - плавно опуская пальцами его подбородок. При         этом нижняя губа опускается, и обнажаются нижние зубы.

7. « ЗАЙЧИК"                            Губку верхнюю подняв,

                                                      Замер зайчик, зубки сжав.

Цель: отработать движение верхней губы вверх и на место. Развивать подвижность и укреплять мышцы губ.

Описание: Поднимаем верхнюю губу, обнажая верхние зубы, и опускать её обратно(до 10 раз)

Обратить внимание: 

1. Двигается только верхняя губа.

2. Если двигается нижняя , то её можно слегка придержать пальцем.

3. Если ребенку трудно выполнить упражнение, поднимаем вверх пальцем кончик его носа. При         этом верхняя губа поднимается, и открываются верхние зубы.

 

  8. « ОКОШКО»                             Рот прикрою я немножко,

                                                           Губы сделаю «окошком».

                                                           Зубки рядышком стоят

                                                            И в окошечко глядят.  

Цель: развивать мышечную силу и подвижность губ.    

Описание: зубы почти сомкнуты. Губы принимают положение         окошечка. (5-10)

Обратить внимание:

1. Если  трудно выполнить упражнение, то следует вернуться к         упражнениям «Лягушка» и «Зайчик»  

9. «ЯЗЫК  ЗДОРОВАЕТСЯ С ПОДБОРОДКОМ»                             

        Просыпается язык -                                                                                                                 Долго спать он не привык.

        И спросил у подбородка:

         -Эй,  какая там погодка?

Цель: Отрабатывать движение языка вниз, развивать его подвижность. Укреплять мышцы языка.

 Способствовать растяжке подъязычной связки.

Описание: Улыбнуться ,прикрыть рот и широким языком дотянуться вниз( к подбородку), затем убрать язык в рот.(5-10)

Обратить внимание!

1. Двигается только язык, губы неподвижны.

2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь.


10. «ЯЗЫК ЗДОРОВАЕТСЯ С НИЖНЕЙ ГУБОЙ»               

        Улыбнись, не будь груба,

        Здравствуй, верхняя губа!

Цель: отработать движение языка вверх, укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Способствовать растяжке подъязычной уздечки  

Описание: Слегка улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на верхнюю губу( при укороченной уздечки - дотронуться кончиком языка до верхней губы). Подержать язык на верхней губе 3-5 сек, убрать в рот.

Обратить внимание: 

1 Не всем детям удается сразу сделать язык широким, но нужно к этому стремиться. Этому         способствует упражнение « Шлепаем губами по языку», « Покусаем язык»(№19-20). 

2. Двигается только язык, нижняя губа не «подсаживает» язык вверх.

11. « ОБЕЗЬЯНКА»  За нижнюю губку заложен язык -

                                     Из зеркала смотрит мартышкин двойник.

Цель: Отработать движение языка вниз с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка.

Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Удерживать его в таком положении 5 раз        .

Обратить внимание: Если ребенку трудно выполнить это упражнение, вы можете провести между нижней губой и нижними зубами шпателем  и показать куда нужно спрятать язык.

12. « БУЛЬДОГ»      За верхнюю губку заложен язык-

                                    Бульдог уступать никому не привык.

Цель: тренировать подъем языка с одновременным выполнением более тонких движений. Укреплять мышцы языка. Описание: Чуть приоткрыть рот и поместить язык между верхней губой и верхними зубами. Удерживать язык в таком положении 5 раз.

Обратить внимание: Если ребенок затрудняется поднять язык и поместить его за верхнюю губу, то покажите шпателем место под верхней губой.

 

 13. « ПРЯТКИ» (чередование « ОБЕЗЬЯНКА» - « БУЛЬДОГ»)                             Обезьянка и бульдог-

                 Всех покажет язычок.

Цель: укреплять мышцы языка и губ, развивать подвижность языка. Тренировать способность к переключению с одной позиции на другую

( вверх- вниз).  

 Описание: Ребенок в спокойном темпе попеременно выполняет упражнения « Обезьянка» и «Бульдог»

Обратить внимание! Двигается только язык  старайтесь избегать дополнительных движений (не морщите нос, не хмурьтесь).

14. « ХОМЯК»      Языком давить стараюсь,                          

                                 В щеку сильно упираюсь.

                                   Раздалась моя щека,

                                  Как мешок у хомяка.

Цель: развивать произвольные движения языка. Укреплять мускулатуру языка и щек.

Описание: язык поочередно упирается в правую и левую щеку, задерживаясь в каждом положении 3-5 раз.

15. «КРУЖОК»      Мой язык совсем не глуп-

                                 Ходит кругом возле губ.

Цель: Развивать произвольные движения языка, укреплять его мускулатуру и развивать его подвижность. Самомассаж мышц губ и щек.

Описание: рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг, затем язык двигается в обратном направлении(5-6 раз)

Внимание! 

1. Если трудно выполнить упражнение, то нужно повторить «         Обезьянка»№11,  « Бульдог» №12, « Хомяк» №14.

2. Можно очертить кружок, проведя пальцем снаружи по ходу движения языка.


16. ЧЕРЕДОВАНИЕ « ТОЛСТЯЧКИ - ХУДЫШКИ»     

                

                Вот толстяк – надуты щеки,                                                                                                               И, наверно, руки в боки.                                                                                                              Вот худышка – щеки впали:                                                                                                                 Видно,  есть ему не дали.

 

Цель: Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений.

Описание: Поочередно надувает и втягивает щеки в спокойном темпе, удерживая их 3-5 сек.

Внимание! Губы сомкнуты.

17. «ШАРИКИ» (ПООЧЕРЕДНОЕ НАДУВАНИЕ ЩЕК)     

        Шарик слева, шарик справа.                                                                                                              Есть у нас одна забава:                                                                                                               В щеки дуем – чередуем,                                                                                                             То в одну, а то в другую.

 Цель: Укреплять мускулатуру щек. Развивать координацию движений и умение переключаться.

Описание: В спокойном темпе поочередно надувает правую и левую щеку, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую

Внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигается из стороны в сторону.

18. « САМОВАР» (« ПАРОВОЗИК»)      

         Щеки надую и выпущу пар,                                                                                И запыхчу, как большой самовар.

Цель: Укреплять мускулатуру губ и щек.

Описание: Сжать губы, надуть щеки, удерживать воздух 2-3 сек., выпустить через губы, произнося «ПЫХ!»

Внимание:

1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-        пых»(самовар кипит)

2. С сопротивлением сжать губы, надуть щеки и , не выпуская воздух,         легко похлопать пальцами по         щекам.

3. Следить, чтобы щеки оставались надутыми, и воздух не уходил через         губы.

19.  « ШЛЕПАЕМ ГУБАМИ ПО ЯЗЫКУ»   (« НАКАЖЕМ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫК»)

                                 

                А теперь уж не зубами - я пошлепаю губами:

                                  « У быка губа тупа, па – па – па - па

Цель: Расслаблять мышцы языка путем самомассажа (пошлепывая губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: « па-па-па». Произношение слогов (па-па-па) облегчает  выполнение. Поэтапное выполнение:

1. Пошлепывать губами кончик языка.

2. Пошлепывать губами середину языка.3. Пошлепывать губами язык, продвигая его медленно         вперед, а затем назад.

Внимание!

1. нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на         нижние зубы.

2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ С,З,Ц.

 1. « ПОКУСАЕМ ЯЗЫК»               

Выдвигаю свой язык, чтоб лениться не привык.

И от кончика до корня   я  кусаю все проворней.

Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиливая кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости)  Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты:

1. Покусать кончик языка.

2. Покусать середину языка.

3. Покусать язык, продвигая его постепенно вперед- назад. Во время выполнения упражнения произносить «та-та-та».

Обратить внимание:!

1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.

2. Язык широкий , губы растянуты  в улыбке.

2. « КУСАЕМ БОКОВЫЕ КРАЯ ЯЗЫКА»».           

        

        « Горкой» выгну язычок,                                                                                                 Пожую уму бочок:                                                                                                  Левый, правый, оба сразу                                                                                                  Я жую как по заказу.

Цель: Преодолевать спастичность (напряженность) языка путем самомассажа (покусывания боковых краев языка), способствовать прилеганию краев языка к нижним боковым зубам.

Описание. Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) – и, не меняя положения языка, покусывать его края зубами 10-15раз.  

Внимание: Выполнение осложняется тем, что рот почти закрыт и ребенок не может зрительно контролировать себя.

 


3. «ЧИСТИМ ЗУБЫ СНАРУЖИ»                       

        

        Зубки верхние снаружи                                                                                           Нам почистить очень нужно.                                                                                            Зубки нижние - не хуже,                                                                                           Тоже чистки просят дружно.

Цель: Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка.  

Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение.

 Так же « чистим» наружную сторону нижних зубов.

Внимание:

1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь « почистить» весь         верхний, а затем нижний ряд  зубов.

2. Губы неподвижны.

4. « ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА».       

        

Щек своих не надуваю, мяч в ворота загоняю.  

Цель: Научиться выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперед и длительно подуть на шарик, загоняя его между кубиками. Можно дуть на вертушки, на мелкие игрушки, ватку. Воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить подуть в небольшую  чистую бутылку (из-под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается своеобразный гудящий или свистящий звук (гудит пароход).

 

ВНИМАНИЕ! 

1. следить  за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого можно слегка придерживать пальцами.

2. Загонять шарик нужно на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой.


5. « ЛОПАТОЧКА»    

Поперёк улыбки лег - отдыхает язычок.

Цель: Выработать умение удерживать язык в свободном, расслабленном положении, лежащим на нижней губе.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. (5-10 сек)

Внимание:

1. Губы растянуты в улыбке.

2. не подворачивать нижнюю губу внутрь.

 3. Не высовывать язык далеко – он только накрывает нижнюю губу.

4. боковые края языка должны касаться уголков рта.

5. Если упражнение не получается – выполнить « Шлепаем губами по языку»

 6.« ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»         

                

                 Дую, дую на» лопатку»

                      Чтоб  была широкой, гладкой.

Цель: Выработать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе.

 О

писание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть по середине языка. Усложнение: По широкому языку, лежащему на нижней губе, можно дуть в бутылочку, на вертушки, шарики.

Внимание: 

1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь.

 2. Боковые края языка касаются уголков рта.

 3. Не сжимать язык зубами. , выдох спокойный.


7. « ГОРКА»(« МОСТИК»)   

                                      Улыбаюсь, рот открыт-

                                                     Там язык лежит, свернувшись.

                                                      В зубы нижние уткнувшись,

                                                      Горку нам изобразит.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих звуков. Развивать мускулатуру языка. Укреплять кончик языка.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить на нижние зубы, широкий язык установить « горкой»(1-5-10 раз)

Внимание: Предложите пропеть звук «и-и-и»- и язык примет нужное положение для « горки»

 8. « ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ»   

 

С горки дует ветерок,                                                            

  И несет он холодок.

Цель: научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка, научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Внимание:

1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. если, не меняя положение языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть , у ребенка может получиться звук « с-с-с»


9. « МОСТИК ПОСТРОИМ,  МОСТИК РАЗРУШИМ»   

        Ставлю я язык « дугой»                                                                                                            И кладу- даю покой.

Цель: научиться попеременно, напрягать и расслаблять мышцы языка.

Описание: улыбнуться, установить кончик языка за нижние зубы, напрячь язык. чтобы он принял положение мостика или горки( « Мостик построим»), затем расслабить его « Мостик разрушим». Удерживать язык в расслабленном ми напряженном состоянии 4-6 сек.

Внимание: 

1. Губы в улыбке.

2. кончик языка постоянно находиться за нижними зубами и не отодвигается назад при расслаблении языка.

3. Язык не «выкатывается» вперед.

10. « ЧИСТИМ НИЖНИЕ ЗУБЫ «

(с внутренней стороны).    

Ходит «горка» влево- вправо ,                                                                                                          Чистит зубки очень браво.

Цель: научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик языка, развивать подвижность языка.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка « почистить» нижние  зубы с внутренней стороны.

Внимание!

1. губы неподвижны, растянуты в улыбке.

2. Двигая кончиком языка из стороны в сторону, нужно следить. Чтобы он находился у десен.

3. Упражнение рекомендуется выполнять чаще при « межзубном произношении свистящих», когда в процессе речи язык находится между зубами.


11. «КАТУШКА».     

                        Широко раскрою рот,

                                     « Горку» выведу вперед.

                                      И, назад отодвигая,

                                       Я её не разрушаю.

Цель: Развивать подвижность языка и укреплять мускулатуру.

Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык

« выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(8-10)

Внимание: Кончик языка постоянно остается у нижних зубов.

12. « ЖУЕМ БЛИНЧИК».              

                                        

                                        Вот опять язык свернулся.

                                                             В зубы нижние уткнулся.

                                                            Двину чуть его вперед,

                                                          Разжую его вот-вот.

Цель: Научить распластывать язык в положении, нужном для свистящих звуков.

Описание: Улыбнуться , приоткрыть  рот, поставить кончик языка за нижние зубы(«ГОРКА), потом выдвинуть вперед и покусывать свернутый язык.

Внимание! Кончик языка во время упражнения находится за нижними зубами.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И

КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ Ш, Ж, Щ, Ч.

1. «ЧАШЕЧКА»                   

Улыбаюсь, рот открыт:  там язык уже стоит.

К зубкам подняты края-   вот и «чашечка» моя.

Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка.   Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.

 Внимание:

1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться « Шлепаем губами по языку»,         распластать язык на нижней губе и слегка надавить на середину языка. При этом края языка         поднимаются вверх, и язык принимает нужную форму.

2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, завернуть его на верхнюю губу,         придерживая края пальчиками.

3. При выполнении упражнений края языка находятся у верхних зубов.  

2. « ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»                             

 Как будто варенье лежит на губе-                                                                              Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

Цель: отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка.  

Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая « Чашечки»  

 Внимание!

1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть          должна быть неподвижной (можно придержать ее пальцем). 

2. Язык широкий в форме чашечки.

3. Если  не получается, то нужно вернуться к «Шлепаем губами по         языку» №19, распластать язык, а         потом завернуть его на         верхнюю губу, придерживая края пальцами( с бинтом)

4. « СТУПЕНЬКИ» (Чередование « ЧАШЕЧКА» на верхней губе - « ЧАШЕЧКА» на верхних зубах- « Чашечка» вверху за зубами)                      

На верхнюю губку, на нижние зубки.                                                                                       За зубки скачок- во рту язычок.

Цель: Удерживать язык в форме чашечки, развивать его подвижность. Укреплять мускулатуру языка. Вырабатывать умение менять положение языка, не разрушая « чашечку»

Описание: Улыбнуться. открыть рот- установить язык  в форме чашечки на верхней губе

Внимание:

1. Следить, чтобы двигался только язык, нижняя челюсть неподвижна.

2. Сохраняем « чашечку», плавно переводя язык из одной позиции в         другую.

5. « ФОКУС» (ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ)   

        

        Я «чашку» выведу вперед,  с  нее подую вверх.

            И теплый воздух обдает   мой носик , например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх. удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.  

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые  края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.

Внимание: 

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. не сжимать язык зубами. 3. выдох плавный, длительный. Это упражнение тренирует выдох,         необходимый для произношения шипящих звуков.


 6. « НЕ РАЗБЕЙ ЧАШЕЧКУ».                     

                Широко открыт мой рот,                                                                                            Ходит «Чашка» взад- вперед.

Цель: Производить движения языком в форме чашечки, не разрушая её. Развивать мускулатуру и подвижность языка.

Описание: Придать языку форму чашечки и двигать его: выдвигать вперед и убирать обратно в рот. Удерживать язык снаружи  и внутри по 3-5 сек, не разрушая чашечки.

Внимание! 

1. Двигается только язык, губы остаются неподвижными.

2. Можно начинать упражнение с более удобного для ребенка положения на выбор:» чашечка» снаружи- « чашечка» внутри.  

7. « ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)   

        Зубы верхние – смотри:                                                                                                                                  Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отработать подъем языка.

Описание. Улыбнуться, открыть  рот и широким языком « почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения их стороны в сторону

Внимание: 

1. Улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Следить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.


УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И   КОРРЕКЦИИ ЗВУКОВ  Р-Рь.

1. « ЧИСТИМ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ» (С ВНУТРЕННЕЙ СТОРОНЫ)                    Зубы верхние – смотри:                                                                                                                                          Чищу «чашкой» изнутри.

Цель: Развивать подвижность языка.

Описание. Улыбнуться, открыть  рот и широким языком

«почистить» верхние зубы с внутренней стороны, движения из стороны в сторону  

 Внимание:  

1. Улыбнуться, чтобы были видны верхние и нижние зубы.

2. Нужно, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов.

3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. «МАЛЯР»                                 

                Язык – как кисточка моя,

                        И ею небо крашу я.  

Цель: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо(потолок), делая движения языком вперед- назад.

Внимание!

1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык

        ( кисточка).

2. Следите. чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, не         высовывается изо рта.


3. «БАРАБАНЩИК»       

                

                За зубами в бугорок                                              

                Бьет широкий язычок.

Цель: Отработать подвижность языка и подготавливать его к вибрации,  для звука «Р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка).

Описание: Улыбнуться, открыть рот  и постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

Варианты: 

1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: « дын-дын-дын» ( звоночек).

2. Стучим и произносим : «т-д-т-д» (скачет лошадка».

3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-«(песенка)

Внимание!

1.Рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. Звук «Д» носит характер четкого удара, не «хлюпает».

3. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя( дуем на         кончик языка).

 

4. «ЛОШАДКА»                       

        Рот широко открываю, к небу язык прижимаю.

        Прыгает вниз язычок, и раздается щелчок.      

Цель: Отработать подъем языка, подготавливать его к выработке вибрации, растягивать подъязычную уздечку. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка( лошадка цокает копытами).

Внимание:

1.Сначала выполняется в медленном темпе и убыстряется( лошадка поскакала быстрее»).

2. Нижняя челюсть не двигается, работает язык.

5. « ГРИБОК»                   

        Широко открою рот,                                            

        Будто щелкну я вот - вот.                                              

        Присосу язык на нёбо,  челюсть вниз- и вся учеба.

Цель: Отработать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «Р». Укреплять мышцы языка. растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка натянута( ножка гриба)-5-10сек.

Внимание:

1. Если трудно выполнить «Грибок», то необходимо вернуться к «Лошадке». Ребенок щелкает языком, постепенно замедляя темп( лошадка идет медленно) и присасывает язык к нёбу.

6. « ГАРМОШКА»                     

        Присосу язык на нёбо, а теперь смотрите в оба:

         Ходит челюсть вверх и вниз - у неё такой круиз.

Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную уздечку.

Описание: Улыбаться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот( кА растягивают меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот все шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.

Внимание:

1 Если  не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуться «Лошадке», выполняя его в медленном темпе, дольше задерживать язык наверху.

7. «КУЧЕР»   

                Губы вместе я сведу, через губы буду дуть.

                        Поиграю я в игру и скажу лошадке: «ТПРУ»

Цель: Отработать вибрацию губ и языка, подготовка к произношению звук Р.

Описание: сомкнутые губы и достаточно сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен звук «ТПРУ-У». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами( едем на мотоцикле). Внимание: Если трудно, крепче сомкнуть губы крепче и подуть сильнее.  

           

УПРАЖНЕНИЯ   ДЛЯ   ПОСТАНОВКИ

И   КОРРЕКЦИИ  ЗВУКОВ   Л-Ль.

  1. « Парус»                                    

                Улыбаюсь, рот открыт:

                     « Парус» там уже стоит.

                     Прислоню язык, смотри,

                     К зубкам верхним изнутри.

Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхними зубами так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы(5-10 сек).

Внимание!

1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в « Чашечка».

2. Можно пропеть звук «Ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться  звук Л.

2 «ИГОЛОЧКА»         

                                 Улыбаюсь: вот шутник-

                                                Узким- узким стал язык.

                                                Меж зубами, как сучок,

                                                Вылез длинный язычок.

Цель: научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении.

Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше. Напрячь его, сделать узким и удержать в таком положении до 10 раз.      

Внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперед.


3. «МАЯТНИК»                 

                Влево - вправо кончик ходит,

                        Будто места не находит.

Цель: Укреплять мышцы языка, отработать его подвижность.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому(10-15 раз)

Внимание:

1. Двигается только язык - нижняя челюсть неподвижна.

2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к         другому.

4. «ЗМЕЙКА»                      

        А у змейки язычок    узок, тонок, как сучок.

        Ходит- ходит взад- вперед:   Как же он не устает?

Цель: развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык.

Описание: Открывать рот  и производить узким языком движения вперед- назад (жало змейки)

Внимание! Язык не касается нижней губы, а не выдвигается вперед .

5. « ИНДЮК»   

                     Широко открыт мой рот,

                             Язычок - назад – вперед.

                             Лижет «чашечкой» губу

                             И « бормочет» на бегу.

Цель: Отработать подъем языка и подвижность кончика языка.  

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кончиком языка по губе вперед и назад. Стараясь не отрывать язык от губы. как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не послышится « бл-бл»( так « болмочет» индюк)

Внимание: Кончик языка загибается кверху.

6. «КАЧЕЛИ»    

                 «Чашкой» вверх и горкой вниз

                           Гнется мой язык- артист!

Цель: Умение быстро менять положение языка, развивать гибкость, подвижность.  

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны), удерживать 3-5 сек. Потом поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. Так, поочередно, менять положение языка 4-6 раз.

Внимание! Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы остались неподвижными.

7. « Пароход»                       

        

        Вывожу язык вперед, закушу его – и вот:

           «Ы» тяну - и к нам идет белый- белый пароход.

Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки звука Л (особенно при напряженности языка и замене твердого Л на мягкий.).

Описание: Слегка улыбнуться. Высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы-ы-Ы»(пароход гудит).  

Внимание!

1. Теплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании звука Ы получится Ль, надо еще больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка.


УПРАЖНЕНИЯ   АРТИКУЛЯЦИОННОЙ

ГИМНАСТИКИ   С   ТРЕНИРОВКОЙ   ВЫДОХА.

 1. « ЗАГОНИМ МЯЧ В ВОРОТА».       

        

        Щек своих не надуваю, мяч в ворота загоняю.  

Цель: Выпускать длительную направленную воздушную струю.

Описание: вытянуть губы вперед и длительно подуть на шарик, ватку загоняя его между кубиками. Воздушная струя хорошо вырабатывается, если предложить подуть в небольшую  бутылку

(из- под капель). При точном попадании воздушной струи в бутылочку раздается  свистящий звук (гудит пароход).

 ВНИМАНИЕ! 

1. следить  за тем, чтобы не надувались щеки. Для этого можно слегка придерживать пальцами.

 2. Загонять шарик нужно на одном выдохе.

2..«ДУЕМ НА ЛОПАТОЧКУ»                     

                 

                Дую, дую на «лопатку»                                                                                         Чтоб  была широкой, гладкой.

Цель: Выработать умение дуть по середине широкого языка, спокойно лежащего на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу и спокойно дуть по середине языка

Внимание: 

1. Губы растянуты в улыбке, нижняя губа не подворачивается внутрь.

2. Боковые края языка касаются уголков рта.

3. Не сжимать язык зубами, выдох  спокойный.


3. « ВЕТЕРОК ДУЕТ С ГОРКИ»     

        С горки дует ветерок и несет он холодок.

Цель: удерживать язык в положении для произношения свистящих. Укреплять мышцы языка, научиться дуть по середине языка плавно и длительно.

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Внимание:

1. Для контроля воздушной струи можно дуть на пальчик, в бутылочку.

2. Если, не меняя положение языка, приоткрыть рот, оставить между зубами небольшую щелку и подуть, у ребенка может получиться звук « с-с-с»

4. « ФОКУС» (ДУЕМ С ЧАШЕЧКИ)   

        

        Я «чашку» выведу вперед,  с  нее подую вверх.

            И теплый воздух обдает   мой носик, например.

Цель: направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе.  

Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые  края его были прижаты, а посередине был небольшой желобок. Затем плавно подуть вверх, на нос.  

Внимание: 

1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх.

2. не сжимать язык зубами.

3. выдох плавный, длительный. Это упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения         шипящих звуков.


4. «БАРАБАНЩИК»       

                За зубами в бугорок

                       Бьет широкий язычок.

Цель: Подвижность языка и подготавливать его к вибрации,  для звука «Р». Укреплять мышцы языка.

Описание: Улыбнуться, открыть рот  и постучать кончиком языка за верхними зубами, отчетливо  повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно.

Варианты:

1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: « дын-дын-дын»( звоночек).

2. Стучим и произносим : «т-д-т-д»( скачет лошадка».

3. Многократно произносим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-«(песенка)

Внимание!

1.Рот открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

2. Звук «Д» носит характер четкого удара, не «хлюпает».

3. Звук «Д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя( дуем на         кончик языка).

       

 5. «КУЧЕР»               

        

        Губы вместе я сведу, через губы буду дуть.

        Поиграю я в игру и скажу лошадке: «ТПРУ»

Цель: Отработать вибрацию губ и языка, подготовка к произношению звук Р.

Описание: сомкнутые губы ,сильно подуть через них. Губы вибрируют и слышен звук «ТПРУ-У». Вариант: положить между губ широкий край языка и подуть. Край языка будет вибрировать вместе с губами( едем на мотоцикле). Внимание: Если трудно, крепче сомкнуть губы крепче и подуть сильнее.  

 


6. «Пароход»                       

        Вывожу язык вперед, закушу его – и вот:

            «Ы» тяну- и к нам идет белый- белый пароход.

Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки звука  Л (особенно при напряженности языка и замене твердого Л на мягкий.).

Описание: Слегка улыбнуться. Высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «Ы-ы-Ы»(пароход гудит).  

Внимание!

1. Теплый воздух выходит по бокам.

2. Если при пропевании звука Ы получится Ль, надо еще больше высунуть язык и зажать зубами не         кончик . а среднюю часть языка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...