Доклад "Взаимосвязь ДОУ и родителей"
консультация на тему

Иванова Жанна Петровна

В докладе раскрываются способы работы музыкального руководителя с родителями в нашем ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimosvyaz_dou_i_roditeley.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ХАНТЫ- МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ- ЮГРА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД

«Взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения  

и родителей»

Разработала:  музыкальный руководитель

Иванова Жанна Петровна

г. Покачи

2013

Формы взаимодействия педагогов с родителями.

Примеры праздничных мероприятий.

«Каждый из нас, педагогов и родителей, несет свою долю ответственности за сокровище по имени Детство» – эти слова Е.П. Арнаутовой определяют смысл совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи. Именно от взрослых, их согласованных действий, умения договориться, помочь друг другу в воспитании детей зависят личностное развитие ребенка и его психическое здоровье. Эффективность такого сотрудничества определяется степенью взаимопонимания, доверия и взаимопомощи друг другу.

В соответствии с Концепцией дошкольного образования подход к сотрудничеству с родителями базируется на взаимосвязи семьи и ДОУ. Одним из эффективных способов работы с родителями в ЦРР-детский сад является привлечение родителей к участию в праздничных мероприятиях (изготовление костюмов, атрибутов, совместные концертные номера и др.)

С целью определения условий, способствующих развитию у детей позитивного отношения к жизни, родителям было предложено ответить на следующие вопросы:

  • Какие события вызывают у детей радостное настроение?
  • Каково, на Ваш взгляд, влияние педагогов детского сада на настроение ребенка?
  • Влияет ли включенность родителей в мероприятия, проводимые в детском саду, на формирование позитивного настроения у ребенка?

Большинство родителей считают совместные мероприятия (праздники в детском саду, утренники, конкурсные программы) как вызывающие у детей радостное настроение. Педагоги, по мнению родителей, своим участием, неравнодушием, умением заинтересовать, включить ребенка в игру и праздники в детском саду могут и должны изменить настроение и самочувствие ребенка в положительную сторону. И ничто не заменит ребенку радость и гордость за своих родителей, которые играют вместе со всеми; и все видят, какие они умные, добрые и красивые. Праздники в детском саду не только оставляют эмоциональный след в сердце ребенка, но и обогащают его нравственным содержанием.

Исполнительская деятельность детей в сочетании с активным участием взрослых, сюрпризами и играми, вплетаясь в общую цепь эмоциональных впечатлений, делает праздник ярким событием в жизни ребенка и остается в его памяти надолго. Для родителей это – уникальная возможность попасть в мир детства и в игре стать «равным» ребенку.

Планированием и организацией мероприятий в ДОУ занимается группа педагогов художественно-эстетической направленности, в которую входят:

  • заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе,
  • педагоги дополнительного образования,
  • музыкальный руководитель,

Они осуществляют координацию деятельности, решают финансовые вопросы, устанавливает контакты с социальными институтами детства.

      Каждый из участников группы в работе художественно-эстетического воспитания выполняет свои функции.

 Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:

  • осуществляет общее руководство мероприятием;
  • совместно с родителями, педагогами  определяет тематику творческих встреч и основную направленность мероприятий;
  • редактирует сценарий;
  • отвечает за организацию работы с родителями;
  • контролирует проведение мероприятия.

Музыкальный руководитель:

  • осуществляет поиск литературного материала;
  • составляет и разрабатывает сценарий;
  • проводит подготовительную работу с родителями, воспитателями и детьми по проведению предстоящих мероприятий;
  • проводит репетиции с родителями и детьми;
  • готовит праздники в детском саду: участвует в их организации и проведении.
  • подбирает музыкальный материал;
  • разучивает песни, игры и общие танцы с детьми и родителями.

Хореограф:

  • осуществляет помощь в разработке сценария;
  • подбирает музыкальный материал;
  • разучивает танцы с детьми и родителями.

Педагог дополнительного образования (ИЗО и художественный труд):

  • продумывает и организовывает художественное оформление мероприятия, а именно: совместно с родителями, педагогами  определяет дизайн помещения и костюмов.
  • готовит выставку детских работ к каждому мероприятию;
  • оформляет фотовыставку.

Воспитатели:

  • проводят подготовительную работу с родителями;
  • осуществляют организационный сбор;
  • готовят наглядную информацию;
  • принимают участие в проведении  мероприятия.

Родители:

  • вносят предложения в сценарий творческих встреч;
  • оказывают помощь в организации мероприятия, изготовлении костюмов, атрибутов, подарков, оформлении помещения;
  • принимают участие в проведении мероприятия.

ЦРР - детский сад выпускает свой печатный орган – газету
«Дошколёнок». В «Положении о газете» отражены организационно-педагогические основы, права и обязанности издателей. Каждый выпуск посвящен теме прошедшего мероприятия и информации о предстоящем. Авторами могут быть родители, администрация, воспитатели, педагоги дополнительного образования и, конечно же, дети. «Детский» материал (высказывания по поводу праздника, пожелания друг другу и взрослым, ответы на вопросы анкеты и др.) наиболее интересен.  Отражают праздничные мероприятия и тематические фотографии на стенде «Счастливы вместе».

Этапы проведения творческих встреч.

1. Организационный:

  • знакомство со сценарием предстоящего праздника, обмен идеями;
  • распределение ролей и обязанностей;
  • выбор и уточнение художественных средств для раскрытия образа;
  • обсуждение домашнего задания.

2. Подготовительный.

  • поиск литературного и музыкального материала;
  • выполнение домашнего задания;
  • работа над ролью;
  • изготовление пригласительных билетов, подарков, костюмов и атрибутов к празднику;
  • репетиции;
  • приобретение призов и т.д.

3. Проведение праздника.

4. Подведение итогов, обмен впечатлениями, выпуск газеты «Дошколёнок».

Формы проведения творческих встреч:

  • театрализованные представления,
  • тематические дни («День пожилого человека», «День народного единства», «День сюрпризов», «День бантика», «День клоунов» и др.),
  • викторины по сказкам,
  • конкурсные программы,
  • литературные вечера,
  • интеллектуально-развлекательное шоу.

Из практического многообразия видов и форм работы с родителями наиболее действенными являются активные формы взаимодействия, когда родители – не только зрители, но и участники встреч и мероприятий. Например, стало традицией задействовать родителей в театрализованной деятельности совместно с их детьми в «Театральной гостиной», которая  проходит каждый год в День Театра.

В ближайшем будущем мы планируем  организовать «Родительские пятницы» в форме совместной игротеки детей, педагогов и родителей, тематику и содержание которых будут помогать определить родители. Они же и будут проводить игры в детском саду с детьми. «Родительские пятницы» помогут сформировать у родителей правильное понимание игры в жизни ребенка как ведущего вида деятельности. Но насыщенность детской игры определяется отношением к ней взрослого. Дети с интересом, увлекательно играют с тем, кто сам не утратил способности играть, выдумывать и фантазировать, любит детей.

«Родительские пятницы» помогут решить различные задачи, в том числе:

  • организационные – создание и сплочение родительского коллектива;
  • личностно ориентированные – связаны с самоопределением, актуализацией личной ответственности, снятием ограничений и раскрытием ресурсов родителей;
  • содержательные – решение текущих проблем;
  • инструментальные – позволят выработать навыки анализа реальных педагогических ситуаций и способов их  решения.

«Родительские пятницы» ставят своей задачей объединить усилия педагогов и родителей и обеспечить  детям:

  • защиту, эмоциональный комфорт;
  • интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома;
  • развитие основных способностей;
  • умение общаться со сверстниками, с пониманием относиться друг к другу;
  • формирование уверенности в себе и своих возможностях;

родителям:

  • личностное общение с детьми;
  • активное участие в делах группы;
  • опыт педагогического сотрудничества, как со своим ребенком, так и с педагогическим коллективом;
  • взгляд на мир с позиции ребенка;
  • отношение к своему ребенку как к равному, понимание того, что его недопустимо сравнивать с другими детьми;
  • возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке;
  • проявление искренней заинтересованности в действиях ребенка, готовность к эмоциональной поддержке;

педагогам:

  • вовлечение родителей в жизнь группы;
  • воспитание в детях любви и уважения к родителям;
  • учет пожеланий и предложений родителей.

Результатами такой совместной деятельности могут быть:

  • профилактика неврозов и невротических реакций детей, нарушения поведения и других проблем психологического характера;
  • коррекция эмоционального самочувствия, снятие эмоциональной напряженности, снижение индекса агрессивности и деструктивных форм поведения;
  • развитие творческого потенциала ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения.

Как было сказано выше, в  работе группы художественно-эстетической направленности каждый выполнял свои функции. В «Родительских пятницах» мы тоже их разработали. А именно:

Заместитель заведующей по учебно-воспитательной работе:

  • осуществляет общее руководство мероприятием;
  • совместно с воспитателями, педагогом-психологом, родителями определяет тематику «Родительских пятниц», которая связана с основными видами детской деятельности и проблемами родителей по тому или иному вопросу;
  • определяет содержание игротек;
  • определяет вопросы предметно-пространственного оформления «Пятниц».

Педагог-психолог:

  • проводит наблюдение за взаимодействием детей и всех участников мероприятия;
  • проводит консультирование родителей и педагогов по вопросам подготовки к игротекам.

Воспитатели:

  • являются ответственными в своей подгруппе детей и родителей;
  • принимают участие в определении тематики «Родительских пятниц»;
  • осуществляют подбор игр, атрибутов и материалов к ним;
  • проводят подготовительные работы с родителями, организационный сбор, распределяют проведение игр среди родителей.

Родители:

  • вносят предложения по тематике и содержанию «Родительских пятниц»;
  • оказывают помощь в подготовке мероприятия: изготовлении атрибутов к играм, оформлении предметной среды;
  • проводят игры.

Этапы проведения «Родительских пятниц»

  1. Подготовительный (определение теоретических вопросов, практической части мероприятия).
  2. Организационный (выбор ответственных за проведение игр, дизайн предметной среды группы, подбор материалов и атрибутов к играм).
  3. Проведение мероприятия.
  4. Подведение итогов (анализ мероприятия всеми участниками).

Структура проведения.

1 часть мероприятия – теоретическая (выступление ответственного педагога). Далее детям предлагаются игры, которые проводят родители: дидактические, развивающие, подвижные, оздоровительные (дыхательная гимнастика, корригирующие упражнения, пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и т.д.). В заключение – подведение итогов.

Определение тем «Пятниц» связано с основными видами детской деятельности в дошкольном учреждении:

  • «Экологическое воспитание»,
  • «Математическое развитие»,
  • «Художественно-творческая деятельность,
  • «Социально-нравственное воспитание»,
  • «Физическое развитие»,
  • а также тем, которые волнуют родителей, например: подготовка ребенка ко сну, организация и проведение семейного праздника, домашнего театра; вопросы социально-нравственного поведения ребенка, экологической культуры детей и взрослых и других (выявляется при регулярном анкетировании родителей).

Ежемесячно для всех групп ДОУ планируется общая тема, например: «Волшебные краски», «Мастерская сказки», «Оздоровительная пятница», «Встречаем праздник весело», «Экологические знаки».

Форма взаимодействия детей и взрослых на «Родительских пятницах» может быть различной:

  • совместное участие в играх, инсценировках в младших группах;
  • выполнение детьми и родителями домашнего задания и защита проекта по соответствующей теме;
  • участие в игре-споре взрослых и детей;
  • организация командных соревновательных игр экологического содержания в старшем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для родителей "Права, обязанности, функции родителей", "Десять заповедей родителей"

Статья о правах, обязанностях и функциях родителей. Закон Российской Федерации об образовании....

Советы родителям Заповеди для родителей – Советы и правила для родителей

Советы родителям Заповеди для родителей –Советы и правила для родителей 1.Изучайте особенности своих детей. Принимайте их такими, какие они есть, с их достоинствами и недостатками, цените и...

Родительское собрание для родителей подготовительной группы «Детский сад и родители – равноправные партнеры» («Дети и родители на школьном старте»).

Цель: помочь родителям детей, находящихся на школьном старте, сориентироваться в основных трудностях, с которыми может столкнуться первоклассник, и возможных способах предупреждения дезадаптации ребен...

Рекомендации родителям, как организовать летний досуг с ребенком РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ Инструкция для родителей по охране жизни и здоровья детей

Рекомендации  родителям,  как организовать летний досуг  с ребенком  Наступает время отпусков. До места отдыха придется добираться на машине, на поезде, .....

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...