Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы малышей
консультация (младшая группа) на тему

Жукова Татьяна Владимировна

Материал для родителей о значении использования фольклорного материала в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele1.docx25.44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Музыкальный фольклор как средство развития эмоциональной сферы малышей

Если ребенок родился и рос на родной стороне, среди русских берез. Слышал русские песни, колядки справлял с светлым праздником Пасхи родных поздравлял. Был воспитан в труде, милосердье, добре В уважении к старшим, родным и Земле Эту заповедь предков в душе сбережет Только радость и счастье с собой принесет

Музыка занимает особое, уникальное место в воспитании детей дошкольного возраста. Это объясняется и спецификой этого вида искусства, и психологическими особенностями дошкольников. Музыку называют «зеркалом души человеческой», «эмоциональным познанием» (Б.Т.Теплов), «моделью человеческих эмоций» (В.В.Медушевский): она отражает отношение человека к миру, ко всему, что происходит в нем и в самом человеке. А наше отношение - это, как известно, наши эмоции. Значит, эмоции являются главным содержанием музыки, что и делает ее одним из самых эффективных средств формирования эмоциональной сферы человека, прежде всего ребенка.

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы дает возможность достичь гармонии личности, « единства интеллекта и аффекта» (Л.С.Выготский).

Музыка и музыкальная деятельность, где чувства и эмоции составляют главное содержание, особенно привлекательны для детей раннего возраста. Детям этого возраста свойственно особое отношение к мелодии, ритму, сопровождающим музыку движениям, что обусловлено спецификой и интенсивностью социализации. И именно ритм, и певучесть фольклорной ткани близка детям. Малые фольклорные формы - это прекрасный материал, на основе которого у ребенка очень рано начинает обрабатываться понимание текста, приобретается смысловое содержание, развивается речь, музыкально-сенсорные способности, возникает цепь слуховых реакций, накапливается опыт разнообразных движений, в том числе мелкой моторики и все это на ориентировочной и эмоциональной основе.

Маленьким детям еще недоступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие, родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где он играет, его воспитатели, друзья. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношения к окружающему. Поэтому я решила максимально обогатить впечатления ребенка, его эмоциональное восприятие. Выбранный мною путь развития музыкальных способностей малышей через народный фольклор, направлен на развитие гражданских чувств, формирования творческих способностей соответствующих требованиям современного творчества. Ребенку доступно и понятно народное творчество, а значит и интересно. А при соответствующем обучении, в тесном контакте с воспитателями, от детей можно добиться высокого усвоения как программных, так и дополнительных знаний.

Анализируя возможности использования темы: «Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей», я подобрала средства воспитания и развития, систематизировала и соответствующе оформила фонотеку фольклорных произведений, папку сценариев развлечений и занятий, картотеку музыкального репертуара, разработала и изготовила с помощью коллег костюмы и атрибуты к пляскам и играм. Учитывая исходный уровень музыкальной культуры, постаралась выстроить процесс своей работы на основе сочетания базисной программы  Н.Е.Вераксы, а так же парциальных программ И.И.Новоскольцевой, И.М.Каплуновой.

Построенная система работы по знакомству детей с различными видами музыкальной деятельности с использованием фольклорных произведений, приводит к тому, что эмоциональная отзывчивость ребенка приобретает новое качество - она становится результатом.

Работа музыкального руководителя многогранна - я учу детей петь, танцевать, слушать, играть. Но в связи с тем, что маленькие дети не всегда адекватно реагируют на характер воспринимаемой музыки, я в своей работе использую коррекционно-направленные приемы: рассказ педагога, беседа о музыке и другие словесные методы в сочетании с наглядными.

У детей формирую установку на творчество с первых шагов музыкального развития, так как считаю, что занятия музыкой должны приносить детям только радость. Для этого строю свои занятия в форме игры, маленького сюрприза, сказки. Так, знакомя детей с песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня выучена, предлагаю узнать ее по мелодии, исполненной на металлофоне. После того, когда дети узнали песню, появляется петушок игрушка папье-маше, выполненная в народной манере. Игрушка радует детей, они с удовольствием повторяют песенку несколько раз, стараясь петь ласково и протяжно. Затем использую эту песню в ролевой игре. Когда ребенку надевается шапочка петушка, я говорю:

 Как у Пети - петушка,

Шапка выше гребешка,

Сапоги сафьяновые,

Шпоры оловянные.

Голосок у Пети

                                               Громче всех на свете.

Ребенок двигается важно, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение взрослых и детей.

Если у меня в руках зайчик, то обязательно читаю стихотворение или потешку, или загадываю загадку о нем, дети слушают музыку (как он скачет, убегает от лисы), затем зайчик пляшет под русскую плясовую, играет на каком- либо инструменте (бубне, погремушке), в конце занятия он обязательно играет с детьми в догонялки, прятки, ладушки-ладошки и т.д. Эта структура занятия остается, когда я прихожу с куклой, мишкой, петрушкой, матрешкой. На занятия приношу альбомы: «Кошкин дом», «День рождения», «К нам гости пришли», где есть красочные иллюстрации по мотивам сказок; просто загадки-отгадки о домашних животных, любимых игрушках. А сколько радости доставляют детям заводные игрушки: курочка с цыплятками, утята, лягушата, медведь с бочкой меда, заяц-музыкант.

Стараюсь знакомить детей с песнями различного характера: лирическими, хороводными, шуточными; текст песен подбираю небольшой, выразительный, интересный, понятный, пользуясь правилами постепенного перехода от усвоенного к незнакомому. Чтобы песня звучала эмоциональнее, даю ритмическое сопровождение: хлопки, топанье, покачивание рук  («солнышко», «пирожки», «погрозить пальчиком», «постучать каблучком»).

Русская народная песня обладает огромной художественной ценностью: формирует художественный вкус ребенка, обогащает его речь типично народными выражениями (травушка-муравушка, зимушка-зима, весна-красна, Ванечка-дружок и др.). На занятиях часто использую пение с голоса  или добавляю (как подголосок) народный инструмент - ложки, свистульки, трещотки. Обилие гласных, простой ритмический рисунок, интересное содержание делает все это незаменимым в работе над протяжным пением, хорошей дикцией.

Простота и доступность музыкальных фольклорных произведений, которые имеют ряд звуков, не превышающих пять тонов, элементы звукоподражания, многократные повторения, способствуют первым успехам в развитии певческих интонаций и первичных вокализаций наших детей.

Для овладения музыкальной деятельности, развиваю у детей музыкально-сенсорные способности. С этой целью обратилась к народным музыкальным инструментам - бубен, погремушка, дудочка, ложки, гармошка и музыкальным игрушкам. С интересом, прислушиваясь к звучанию инструментов, дети постепенно, к концу года, начали различать тембровую окраску, например звучания бубна-колокольчика, барабана - дудочки, совершенствовался и динамически слух (тихо-громко), звуковысотный слух (высоко - низко), тихое и громкое звучание инструментов.

Работая с малышами над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям, например: «Из- под дуба», «Ах вы сени», « Как у наших у ворот», «Пойду ль выйду ль я», «Ах ты береза, « Я на горку шла», « Я рассею свое горе». Народные мелодии естественны и потому легки для восприятия и запоминания, а возможность исполнения доставляют малышам настоящую радость. Народные подвижные хороводные игры формируют у детей ориентацию в пространстве, координацию, внимание, умение контролировать свои действия, подчиняться правилам игры. Это такие игры как: «Ходит Ваня», «Заинька», «Кто у нас хороший» и т. д.

Учитывая речевые трудности наших малышей, в работе постоянно использую дидактические, речевые игры и упражнения. Истоки этих игр - в народной педагогике, которая создала много обучающих игр на основе сочетания игр с песней, с движениями. В потешках, игровых песенках, в играх «Ладушки», «Сорока - белобока», в играх с пальчиками я привлекаю внимание ребенка к окружающим предметам, называя их. Используемые мной игры, создают у детей хорошее настроение, вызывают радость: ребенок радуется тому, что узнал что-то новое, радуется своему достижению, умению произнести слово, что-то сделать, добиться результата, радуется первым совместным с другими детьми действиями, переживаниями. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и имеет большое значение для дальнейшего воспитания.

Конечно же, вся работа по развитию музыкальных способностей средствами фольклора проходит в тесном контакте с воспитателями:

  • во время музыкальных занятий;
  • интегрированных занятиях (по плану воспитателя);
  • в процессе музыкальных развлечений, праздников;
  • в индивидуальной работе с детьми;
  • во время режимных моментов:

  • на зарядке «Наша Танечка идет»;
  • во время умывания «Водичка, умой мое личико»;

следуя традициям, заведенным в ДОУ, регулярно происходит пение колыбельных при укладывании детей на сон «Как на горке, на горе», «Танечка, баю-бай, бай» в исполнении взрослых, организуются перед обедом проведение хороводных игр «Заинька», «Петушок, золотой, гребешок», «Платочек», «Бубен» и др. Все это благотворно влияет на развитие у детей эмоциональной отзывчивости, музыкальной и образной памяти, приумножению слухового опыта, развитию двигательной активности, развитию мелкой моторики рук, ориентировки в пространстве, навыкам владения различными предметами во время движений под музыку.

Таким образом, целенаправленная работа, проведенная в данном направлении, положительно повлияла на развитие эмоциональной сферы малышей, на уровень их музыкального развития. Дети стали активнее, эмоциональнее, расширились их представления об окружающей действительности, обогатился словарный запас, повысился интерес к народной музыке.

Считаю необходимым и дальше использовать в практике музыкально-эстетического воспитания фольклорные формы, способствующие развитию у детей музыкальных способностей, эмоциональной сферы, творческой деятельности.

Литература:

  1. Анисимов В.П. Диагностика музыкальных способностей детей/Учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений/- М.: ВЛАДОС,2004.
  2. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. -М.:,1994.
  3. Картавцева М.Т. Школа русского фольклора.- М.: МГИК,1980.
  4. Каплунова        И.М.,Новоскольцева        И.А.        Программа «Ладушки» /Пособие для музыкальных руководителей детских садов/ - М.: Издательство «Композитор»,2007.
  5. Науменко Г. Русское народное детское музыкальное творчество. - М.: Советский композитор, 1988.
  6. Павлова Л.Н. Фольклор для маленьких/Дошкольное воспитание. 1990-№4,7,10.
  7. Петрова В.А. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста .-М: Издательство центр «Гармония», 1998.
  8. Примерная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Мозаика-Синтез, 2014

Покровский Д.В. Фольклор и музыкальное восприятие.- М.: Музыка, 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Музыкально - театрализованная деятельность - как средство развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по развитию эмоциональной сферы детей на музыкальных занятиях и в театрализованной деятельности. Раскрытие актуальности данной темы....

Презентация "Музыкальные игры как средство развития эмоциональной сферы дошкольников"

Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка - это и есть собственно эмоция....

«Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».

laquo;Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в с...

Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в современном мире. В настоящее время, проявляя заботу о физическом и познавательном развитии ребенк...

Музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Музыкальная терапия - как средство развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.Интересный матерьял, мастер класс для воспитателей, музыкальных руководителей, учителей логопедов в рабо...

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей (доклад на родительском собрании)

Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей(доклад на родительском собрании)...