Развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения
консультация (младшая группа) по теме

Георгиевская Людмила Борисовна

Цвет-это яркая сторона детства! Цветоощущение играет важную роль в жизни ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetovospriyatie_ml.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения

        Цветоощущение или цветное зрение играет важную роль в жизни ребёнка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать многообразие цветов в природе и искусстве.

        Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины, прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практическим путём проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т.е. при восприятии цвета важно пользоваться зрительной ориентировкой; осознанное, целенаправленное, восприятие цвета не является врождённым качеством. Только взрослые могут помочь детям увидеть мир красок, уловить всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета.

Основными коррекционными задачами в развитии цветовосприятия у младших дошкольников с нарушением зрения являются:

  1.  Активное использование  остаточного зрения  и сохранных анализаторов.
  2. Развитие зрительных функций: цветоощущения, поле зрения, остроты зрения.

Требования к материалам и игрушкам, используемых на занятиях:

-   Они должны быть привлекательными для ребёнка, вызывать эстетическое отношение.

-  Предметы должны быть окрашены в чистые цветовые тона средней светлости и яркости.

-   Размещать пособия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета только на белых столах (скатертях, салфетках).

-  Занятия на ознакомление, сравнение, закрепление цвета предметов проводить только при естественном освещении (в крайнем случае – люминисцентном).

-  Дидактический материал должен быть лаконичен, доступен и понятен детям.

-  Все задания и упражнения должны быть направлены на активизацию и тренировку зрительных функций.

Коррекционно-развивающая  среда  в  группе.

Учитывая индивидуальные особенности детей в восприятии цвета, в группе создаются условия компенсирующие недостатки в цветовосприятии. В оформлении группы и игровых зон педагоги используют  разнообразные цветовые тона.

Игры для развития цветовосприятия

Дидактические игры: «Разноцветные колечки», «Цветные коврики», «Собери по цвету шарики», «Собери бусы по цвету», «Вставь цветные грибочки в отверстия», «Цветные клубочки», «Помоги куклам найти свои игрущки», «Сделаем куклам бусы», «Подбери пару».

Игры с мозаикой: «Курочка и цыплята», «Сугроб», «Домики и флажки», «Белая дорожка», «Снеговик, снеговик жить на холоде привык», «Ёлочки и грибочки», «Гуси с гусятами».

Кольцебросы  и вкладыши: «Подбери мяч по цвету отверстия», «Подбери по цвету фигуру и вставь в отверстия волшебного сундучка», «Спрячь все синие игрушки в домик», кольцебросы настольные и напольные.

Игры с куклами: «Подбери брюки к курточке», «Разложи кукол в кроватки», «Подари куклам платочки», «Подари куклам шарфики» , «Подари куклам бантики», «Магазин».

Коррекционные игры: «Расставь игрушки на цветном коврике» (по эталону цвета), «Построй ряд» (по эталону цвета), «Найди красную игрушку на зеленой елке» (на цвета-оппоненты), «Дополни ряд недостающим цветом» (по эталону цвета).

Подвижные игры: «Разноцветные ленточки», «Найди свой дом», «Найди свой цвет», «Принеси предмет», «Беги ко мне», «Летите голуби», «Возьми флажок», «Бегите к флажку», «Найди флажок», «Мяч в ворота», «Кто увидит первый», «Собираем шарики».

Строительный материал: конструктор «Лего»,  кирпичики, кубики, призмы 4-х основных цветов (настольные); пластмассовый строитель 4-х основных цветов (настольный); напольный строитель.

Игры-забавы: «Матрешки», «Музыкальные игрушки», «Мишка», «Бубенчики», «Трещётки», «Заводные игрушки».

Принципы работы с детьми:

    -  Мотивация к обучению

    -  Планомерность проведения

    -  Повторность занятий

    -  Культура проведения занятий

    -  Эмоциональность проведения

    -  Показ предмета в действии

    -  Наглядность в сочетании со словом

    -  Сотрудничество со взрослыми

    -  Привлечение сохранных анализаторов

    -  Цветонасыщение коррекционно-развивающей среды

    -  Учёт зоны ближайшего развития

    -  Смена видов деятельности (игровая, продуктивная, умственная и т.д.)

    -  Учёт индивидуальных особенностей детей с косоглазием и амблиопией

Формы коррекционно-воспитательной работы в учебной и совместной деятельности:

В учебной деятельности:

    Обучающие занятия по цветовосприятию ( раздел программы : «Предметное окружение»). Особенности занятий: в  младшей группе перед детьми ставится задача выполнить задания по зрительному образцу и словесному указанию.

    Изобразительная деятельность (лепка, рисование).

    Конструирование.

В совместной деятельности:

    Игры и упражнения на развитие цветовосприятия.

    Коллаж.

    Рассматривание картин, иллюстраций, рисунков.

Методы и приемы воспитания для развития цветовосприятия:

Наглядные методы и приёмы: показ предмета, показ образца, показ картины, показ способа действия, наблюдение, рассматривание предмета, наложение объектов, вложение объектов, приложение объектов, сравнение объектов, эталоны цвет.

Словесные методы и приемы: использование художественного слова, музыкальное сопровождение, мотивация, рассказ педагога, объяснение, уточнение, пояснение, вопросы, слова-названия для опредмечивания цвета, развернутая словесная оценка, поощрение.

Практические и игровые методы и приёмы: неожиданное появление игрушки, элементы сюрпризности, обследование предмета, сопряженные (совместные) действии, отраженные действия, игры, упражнения, гимнастики, призы, поощрения, релаксация.

Структура  занятия по развитию цветовосприятия : 

(длительность занятия 10 минут)

I часть:

    Создание интереса. Сюрпризный момент. Художественное слово.

    Пальчиковая гимнастика.

    Показ, обследование предмета.

    Постановка цели, мотивация.

II часть:

    Показ и объяснение воспитателем выполнения действий с предметом.

    Выполнение задания первый раз (по образцу).

    Зрительная гимнастика.

    Выполнение задания детьми второй раз (по зрительному образцу или по словесному заданию).

III часть:

    Обыгрывание предмета.

    Художественное слово.

    Оценка, поощрение.

    Релаксация.

         Все занятия проводятся в игровой форме, с использованием сюрпризных моментов, подвижных игр, пальчиковой гимнастики, русских народных потешек, обязательно включаю зрительный тренинг и релаксацию. Индивидуальные различия в быстроте усвоения знаний цвета зависят в значительной степени от влияния окружающей среды, от личного опыта ребёнка. Усвоение названий цвета предметов ускоряется, если вместо общепринятых слов, применять их «определённые» наименования: морковный, лимонный, апельсиновый. Можно сказать детям: «Бантик жёлтый, как лимон».

       Мозаика: «Ёлочки и грибочки», «Курочка и цыплята», «Домики и флажки» и другие, рекомендованные Л. Венгером, Э. Пилюгиной, до сих пор не утратили своей актуальности, хотя этой методике уже 30 лет. Раскладывая мозаику, ребенок учитывает не только разнообразные сенсорные свойства предметов, но и осуществляет довольно тонкие движения пальцев рук. Формирование чувства цвета на специально организованных занятиях является неотъемлемой частью сенсорного воспитания, направленного на развитие у детей умения ориентироваться в окружающем их мире.

В рисовании используем карандаши и фломастеры: красного, синего, зелёного цвета (жёлтый – не рекомендуется), а краски: гуашь для рисования кистью и пальчиками – всех цветов.

      Важное место в методике обучения 4- го года жизни должен занимать приём сопряженных (совместных) действий взрослого и ребёнка – их сотрудничество. Например, на большом листе бумаги рисую солнышко, а дети – синие облака вокруг него. Или же даю каждому ребёнку лист бумаги с наклеенным силуэтом котёнка и предлагаю нарисовать клубочки. Овладевая эталонной системой свойств и признаков предметов (в том числе и общепринятыми эталонами цвета), дети учатся соответствующим образом отражать эти свойства и признаки в своем рисунке.

        Конструирование помогает накапливать у детей определённый сенсорный опыт: ориентироваться не только в форме и величине предметов, но и в цвете. Показывая детям образец постройки, обязательно обращаю их внимание на его цвет, а так же на то, как с помощью цвета можно изменить предмет, учу детей использовать цвет как элемент украшения. Например, говорю: «Зеленый домик становится намного красивее, если у него красная крыша».

      Лепку можно сделать эффективным средством развития цветовосприятия, если наряду с глиной предлагать детям соленое тесто, пластилин и современные массы для лепки.

      В совместной деятельности я решила использовать такой нетрадиционный приём в изобразительном искусстве как коллаж (рекомендован специалистами как для педагогов – так и для родителей). Достоинством коллажа при работе с детьми младшего возраста относятся: простота исполнения, доступность, фактурность и яркость, использование удобных для ребёнка изобразительных средств.

       Ребёнок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. И, конечно, каждый ребёнок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе воспринимает всё это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребёнка с сенсорной культурой человечества.

Цвет – это яркая сторона детства!  Мир создан для того, чтобы дарить ребенку яркие краски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

Особенности развития мелкой моторики у дошкольников с нарушениями зрения

Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок  теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы ...

Физическое развитие младших дошкольников с нарушением зрения

В статье предложен нетрадиционный материал о физкультурных занятиях в дошкольниками в детском саду....

Развитие цветовосприятия у младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитие  цветовосприятияу младших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Рекомендации родителям на тему «Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве младших дошкольников с нарушением зрения"

Ориентировка в пространстве лежит в основе познавательной деятельности человека. Особенно важно, чтобы дети могли использовать пространственную ориентировку на практике: передвигаться в указанном напр...

ПРОЕКТ в старшей группе для детей с нарушением зрения Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников с нарушением зрения в процессе экспериментирования в ДОУ и дома»

Цель проекта: Практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.Задачи проекта:Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство ...