Главные вкладки

    Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
    статья по теме

    Жаркова Ирина Викторовна

    Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения 

    с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon razvitie.doc38.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения 

    с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии).

    Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.

    У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия,  наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения  объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.

    Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы  специальное обучение  и лечение  на  специальных медицинских  аппаратах.

    В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.

    В  нашем  детском  саду  в  работе  с  дошкольниками  тифлопедагоги используют самостоятельно созданные мультимедийные презентации («Времена  года», «Урожай», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Цветы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний»),  в зависимости от тематики  включают в занятия программу  «Аура  леса», аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие. 

    Информационные  компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения,  адаптировать  наглядный  материал  соответственно   требованиям  для  дошкольников  со  зрительной  депривацией.  Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.

    Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей. 

    Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.

    Основа любой презентации –  облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.  

    Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:

    •  осуществление полисенсорного восприятия материала;
    • возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора  и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
    •  знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном  опыте  ребёнка;
    • возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
    • активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
    • материалы компьютерных  презентационных  слайд-фильмов  удобно использовать для вывода информации  в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для  занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.

    Использование  мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.  К  тому  же  обеспечивается  активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

    С помощью мультимедийных презентаций  разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются  картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.

    Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.

    Информационные  компьютерные технологии  включаются в структуру традиционного коррекционного  тифлопедагогического  занятия как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа  за компьютером  заканчивается  профилактическими упражнениями для зрения и осанки.

    В практике лечебно-восстановительной работы  нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы, апробированные в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН).

    Программа «Паучок» - для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями, позволяет активизировать визомоторную  деятельность, конвергенцию и аккомодацию.

    Программа  «Relax!» - для профилактики пресбиопии и детской миопии. Позволяет оказывать нормализирующие действия на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.

    Программа «Крестики» - применяется как игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующее шахматное поле. Этот стимул позволяет активизировать нейроны и восстанавливать межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.

    Помимо  активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий  детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.

    Компьютеризация лечебно-восстановительного процесса расширяет возможности для диагностики, лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно-восстановительной работы. В  детском  саду  проводится мониторинг  лечебно-восстановительной  работы  с  детьми.

    При  выпуске  детей  в  школу  у  большинства  дошкольников,  посещавших  ДОУ,  сняты  диагнозы  амблиопия,  косоглазие.  Кроме  этого,  повысилась  острота  зрения,  изменился  характер  зрения  в  сторону  бинокулярности.

    Применение информационно  -  коммуникативных технологий  в  детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

    В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....

    «ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

    На сегодняшний день возрасла актуальность использования информационных компьютерных технологий в повышении качества физического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. Предлагаю ваш...

    «Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающем обучении детей с ОНР»

    Неотъемлемым компонентом профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать новейшие средства в обучении ребёнка. Одним из таких средств является компьютер, как допо...

    "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"

    Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.

    Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...