Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

  Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследовательской деятельности " С чего начинается Родина"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно-образовательной деятельности

с дошкольниками в старшей группе

Тема: «С чего начинается Родина»

с использованием информационно-компьютерной технологии

и технологии исследовательской деятельности.

Интеграция  образовательных областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Реализация образовательных областей:  

«Познавательное развитие»: ознакомление детей с окружающим социальным миром, формирование первичных представлений о малой родине, о социальных объектах своего района, элементарных умений работы с картой; закрепление  знания домашнего адреса, представления о том,  что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов (песок, камень, дерево), совершенствование умения устанавливать простые закономерности, делать выводы.

 «Речевое развитие»: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, умения поддерживать непринужденную беседу, отвечать на вопросы воспитателя и задавать вопросы, составлять связные рассказы, читать стихи наизусть, отгадывать загадки; формирование интереса к истории города и топонимическим названиям: Сызрань, Волга, Заусиновский.

«Социально-коммуникативное развитие»: воспитание чувства гражданской принадлежности к малой родине – родному району, любви к Родине, патриотических чувств.                                 

«Художественно-эстетическое развитие»: формирование у детей позитивной установки  к совместной деятельности со сверстниками - созданию коллективной аппликации «Наш район».

«Физическое развитие»: создание условий для динамической разгрузки детского организма.

Педагогические технологии: информационно-компьютерная технология, технология исследовательской деятельности, педагогика сотрудничества, игровая технология, здоровьесберегающая технология.                                       

Методы и приемы:

- практические: игровая ситуация, «чтение» карты, игра - моделирование «Сложи город»; игра с мячом «Кто, где живет?»;  исследовательская деятельность: «Подумай и ответь»; коллективная аппликация «Наш район».

-наглядные: рассматривание слайдов электронного обучающего пособия «Моя малая родина»;

-словесные:  беседа, вопросы, объяснение топонимических названий, загадки, чтение стихов наизусть, составление рассказов детьми.

        Материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран,                электронное обучающее пособие «Моя малая родина»;  игра «Сложи город»; мяч; две прозрачные емкости с песком, емкость с водой, формочки для песка, совочки, до щечка, камень, гвозди, молоточек.; тонированный лист ватмана, картинки (дома, детсад, школа, библиотека, детская площадка, клумба и др.), клей- карандаши, клеенки и салфетки по количеству детей.

         Предварительная работа: экскурсии в общеобразовательную школу №5, школу искусств, библиотеку; рассматривание альбомов «город Сызрань», «Наш район», карты города; рассказ воспитателя о легендах возникновения топонимических названий; беседы с детьми; заучивание стихов.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Игровая

1.Создание игровой ситуации.

Цель: способствовать возникновению у детей эмоциональной заинтересованности в восприятии материала.

2. Игра – моделирование «Сложи город».

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей,  на основе модели помочь понять деление города на районы.

Двигательная

Игра с мячом: «Кто где живет».

Цель: создать условия для динамической разгрузки детского организма, закрепить знание домашнего адреса.

Познавательно-исследовательская

1.  «Чтение» карты города. 

Цель: формировать у детей элементарное представление о географической карте, понимание некоторых условных обозначений.

2. Рассматривание слайдов ЭОП «Моя малая родина»

Цель: знакомить детей с окружающим социальным миром, формировать первичное представление о малой родине.

3.Экспериментальная деятельность: «Подумай и ответь»

Цель: закрепить представления о том,  что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов (песка, камня, дерева), устанавливать простые закономерности и делать выводы.

Коммуникативная

1.Вопросы.

Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы воспитателя и задавать вопросы.

2.Объяснение топонимических названий.

Цель: формировать у детей интерес к истории своего города,  к названиям Сызрань, Волга, Заусиновский.

3. Составление рассказов детьми.

Цель: развивать связную речь детей, уточнять представление о социальных объектах своего района – детский сад, школа, школа искусств, библиотека.

5.Беседа.

Цель: развивать умение детей поддерживать непринужденную беседу; воспитывать чувство гражданской принадлежности, любви к Родине, патриотические чувства.

Восприятие художественной литературы и фольклора        

1.Чтение стихов наизусть.

Цель: совершенствовать у детей интонационную выразительность речи, память.

2. Отгадывание загадок.

Цель: совершенствовать умение по ряду признаков отгадывать объект.

Продуктивная

Создание коллективной аппликации «Наш район».

Цель: формировать у детей позитивную установку  к совместной деятельности со сверстниками, воспитывать чувство принадлежности к малой родине – родному району.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Создание игровой ситуации.

Обращает внимание детей на   слайд №1 ЭОП «Моя малая родина», просит помочь гостю - анимационному герою Нику-  узнать о городе.

Вопросы:

- Подскажите гостю, как называется наш город?

- Как называют жителей города Сызрань?

Рассматривают  слайд, заинтересованно слушают, эмоционально включаются  в игровую ситуацию, отвечают на вопросы.

Создана игровая ситуация,

возникла эмоциональная заинтересованность в восприятии материала, закреплено название  города, его жителей

2

Объяснение топонимического названия Сызрань. 

Привлекает внимание детей к  слайду №2 ЭОП «Моя малая родина», предлагает

рассказать Нику легенду о возникновении названия города Сызрань.

Чтение стихов наизусть детьми.

Просит детей прочитать наизусть стихи поэтов-земляков о родном городе.

Рассматривают  слайд,  пересказывают легенду, читают стихи наизусть.

Сформирован интерес к истории своего города,  его названию; созданы условия для  совершенст-вования интонационной выразительности речи, памяти.

3

«Чтение» карты города.

Предлагает рассмотреть слайд №3 ЭОП «Моя малая родина», по очереди приглашает желающих выйти к экрану и рассказать гостю о том, что изображено на карте города, уточняет понимание детьми  некоторых условных обозначений (цвет, линии).

Рассматривают  слайд, желающие по очереди подходят к слайду, показывают и

называют, что изображено на карте с помощью условных обознач.

Сформировано элементарное представление о географической карте, понимание некоторых условных обозначений

4

Объяснение топонимического названия Волга.

Переключает внимание детей на  слайд №4 ЭОП «Моя малая родина»

Вопросы:

-На берегу какой реки расположен город?

то означает  название реки Волга?

-Какими словами народ выражает  свою любовь  к реке Волга?

Чтение стихов наизусть детьми.

Просит детей прочитать наизусть стихи о Волге.

Рассматривают  слайд, отвечают на вопросы

(светлая, священная;

матушка, кормилица,  всем рекам царица, великая русская река).

Читают стихи наизусть.

 Созданы условия для формирования представлений о малой родине, интереса к названию реки Волга ; совершенствова-ния выразительности речи, памяти.

5

Игра – моделирование «Сложи город».   Обращает внимание детей на   слайд №5 ЭОП «Моя малая родина», приглашает выйти на ковер и сложить из частей карту города, на основе модели закрепляет представление детей о делении города на районы, просит показать местоположение района Заусиновский.

Объяснение топонимического названия Заусиновский.

-Почему наш район называется  Заусиновский?

Рассматривают  слайд, на ковре выкладывают из частей целое изображение города, показывают районы, район Заусиновский, объясняют название (находится за Усинским оврагом)

Закреплено умение составлять целое из частей,  созданы условия для понимания деления города на районы, формирования интереса к названию

6

Игра с мячом: «Кто где живет?».

Предлагает детям рассмотреть слайд №6 ЭОП «Моя малая родина», затем поиграть, объясняет правила игры, бросает мяч  детям.

Рассматривают  слайд, стоя в кругу, ловят мяч, называют свою улицу, кидают мяч воспитателю. 

Обеспечена динамическая разгрузка детск. организма, закреплено знание домаш. адреса.

7

 

Составление рассказов детьми.

Приглашает детей подойти к столу, выбрать фотографию одного из мест своего района, о котором они хотели бы рассказать гостю.

Просит детей назвать здание, изображенное  на слайде №7 ЭОП «Моя малая родина», интересуется, кто из детей выбрал такое же фото, предлагает рассказать о детском саде.

Подходят к столу, выбирают одно фото; рассматривают слайды, отгадывают загадки;

 выбравшие фото, которое совпадает со слайдом,

составляют рассказ о изображенном объекте.

Перечисляют объекты на оставшихся фото.

Созданы условия для знакомства с окружающим

социальным миром,  формирования первичного представления о малой родине, развития связной речи,  умение по ряду признаков отгадывать объект. 

Загадывает загадку: «Стоит дом, кто в него войдет, тот ум приобретет», после отгадывания детьми, показывает слайд №8 ЭОП «Моя малая родина», просит ребенка, у которого на фотографии отгадка на эту загадку, рассказать о школе.

Предлагает детям назвать здание, изображенное  на слайде №9 ЭОП «Моя малая родина», и рассказать о школе искусств.

Загадывает загадку: « Что за чудо этот дом, каждой книжке место в нем», после отгадывания детьми, показывает слайд №10  ЭОП «Моя малая родина», предлагает, выбравшему это фото, рассказать о библиотеке.

Интересуется, что изображено на других фотографиях, просит детей назвать объекты.

8

Исследовательская деятельность: «Подумай и ответь»

Обращает внимание детей на   слайд №11 ЭОП «Моя малая родина».

 Вопросы:

- Кто построил важные и нужные здания в городе?

-Из чего строят дома?

Эксперименты:

Предлагает  детям проверить, какой строительный материал наиболее прочный, демонстрирует две прозрачные емкости с песком, на глазах у детей наливает в одну емкость с песком воду, спрашивает:

- Из какого песка можно лепить? почему? проверим? – приглашает детей.  

Показывает детям дощечку, камень, 2 гвоздя, молоточек, спрашивает:

- Как вы думаете, куда можно вбить гвоздь, а куда нет? почему? попробуем?

- Почему из песка можно лепить, а из камня нельзя?

- Какой строительный материал наиболее прочный?

Рассматривают  слайд, отвечают на вопросы,

участвуют в экспериментах, делают выводы

Закреплено представление,  что город создан трудом человека, названий и свойств строительных материалов, умение устанавливать простые закономерности и делать выводы. 

9

Беседа.

Переключает внимание детей на  слайд №12 ЭОП «Моя малая родина», вовлекает в беседу  о том, что город Сызрань,  Заусиновский район - самое родное место на Земле,  это малая родина; сызранцы любят свой город и все делают для того, чтобы родной город становился все лучше и краше.

- А что вы, дети, можете сделать для своего района, города?  

Рассматривают  слайд,  поддерживают непринужденную беседу, отвечают на вопросы (сажать цветы, не ломать деревья, на улице  не мусорить, дружить, уважать старших,помогать..), задают вопросы.

Созданы условия для развития умения поддерживать беседу, отвечать на вопросы и задавать их; воспитания чувства гражданской принадлежности, любви  к Родине, патриотических чувств

10

Создание коллективной аппликации «Наш район».

От имени анимационного героя благодарит детей за интересный рассказ о малой родине, предлагает проститься с гостем.

Привлекает детей к выражению своих впечатлений в  коллективной  аппликации. 

Звучат песни о Сызрани.

Прощаются с гостем, совместно создают коллективную аппликацию, договариваются о размещении картинок на листе ватмана, наклеивают.

Сформирована позитивная установка  к совместной деятельности со сверстниками, заложена основа воспитания чувства принадлежности к малой родине – родному району.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Чудо - полянка»

Работа  с природным материалом - это источник новых знаний, способствующий формированию у детей чувства прекрасного. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа по схеме - модели о посуде»

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление  описательного рассказа по схеме - модели о посуде»...

План – конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Составление рассказов по стихотворениям»

План – конспект непосредственно   образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе на тему: «Составление рассказов по стихотворениям»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема: «Сказочная птица» (логика образовательной деятельности).

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе. Тема "Сказочная птица" (логика образовательной деятельности)....

План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе.Познавательное развитие «Откуда хлеб пришёл».(с использованием ЭОР)

*Формируется  представление детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле, о процессе его изготовления и профессиях людей производящих хлеб и другую сельскохозяйственную продукцию.*Форм...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использованием нетрадиционных приёмов (рисование манной мукой)

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию в старшей группе. Тема: «Снегири на ветке рябины» с использов...