Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Прудникова Ольга Юрьевна

В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация на МО по теме:

«Применение ИКТ в логопедической работе».

Применение компьютера в логопедической работе уже довольно широко распространено в педагогической среде. Чем же это обусловлено?  Применение специализированных компьютерных технологий в работе с детьми, страдающими нарушениями речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью, он активизирует компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. При выполнении заданий компьютерной программы происходит совместная координированная работы моторного, слухового и зрительного анализаторов.  Применение компьютерных технологий становится особенно целесообразным, т.к. предоставляет информацию в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным.  Специализированные компьютерные средства обучения повышают мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий, повышают интерес детей к этим занятиям.  А этот интерес лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольная память и внимание, что и обеспечивает психологическую готовность ребенка к школе.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты. Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с детьми, страдающими нарушениями речи.  

 На вооружении у логопедов нашего детского сада на данный момент имеется несколько компьютерных логопедических программ. Некоторые из них уже используются в работе, другие пока только изучаются.

Это

  1. Игра «Малышам о звуках».

Разработана Областным центром диагностики и консультирования в г. Челябинск. Направлена на развитие фонематического слуха и восприятия детей, имеющих нарушения речи. Включает в себя более 20 игр и заданий  по различению гласных и согласных звуков, твердых и мягких согласных звуков, звонких и грухих согласных звуков, а также  заданий по проведению звуко-буквенного анализа и синтеза.

  1. Компьютерная технология «Игры для Тигры»

Программа  построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой. Она  позволяет эффективно и в более короткие сроки корригировать речевые нарушения. Предложены серии упражнений по 4 блокам: – звукопроизношение, просодика, фонематика, лексика. Всего более 50 упражнений. Использование в коррекционно-образовательном процессе специализированной компьютерной технологии «Игры для Тигры» способствует коррекции, формированию и развитию:

- длительности и силы речевого выдоха,

- громкости (интенсивности) и юмора голоса,

- темпо-ритмической организации,

- интонационной выразительности,

  1. четкости и разборчивости речи.
  2.  неречевого слухового гнозиса,

- речевого слухового гнозиса,

- звукового анализа и синтеза,

- структуры значения слова,

- лексических связей слов (синтагматических и парадигматических),

- грамматического значения слова,

- коммуникативных навыков детей.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предназначена для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при дизартрии, дислалии, ринолалии, заикании, а также при вторичных речевых нарушениях.

  1. Аудиодиск «Учимся говорить правильно».

Включает в себя более 1000 различных чистоговорок, скороговорок и стихотворений на звуки, нарушенные в произношении у детей: свистящие, шипящие и соноры. Имеется возможность самостоятельной работы ребенка с диском: диктор произносит чистоговорку, и предлагает ребенку ее повторить — далее следует пауза, в течении которой должен говорить ребенок.

Все эти игры и программы предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми и позволяют построить работу с учетом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

В процессе использования компьютерных программ в работе с детьми с нарушениями речи решается ряд задач:

 I. Ознакомительно-адаптационные задачи:

-  ознакомление детей с компьютером и правилами поведения при работе с ним;

  1. знакомство детей с компьютерной программой  и ее главными героями;
  2. преодоление     психологического     барьера     между     ребенком     и компьютером с помощью создания ситуации успеха;

-  формирование у детей начальных навыков работы на компьютере с использованием   манипулятора   «мышь»   в   процессе   проведения коррекционных занятий.

II. Коррекционно-образовательные и воспитательные задачи:

-  коррекция нарушенных функций, формирование и развитие у детей речевых  и  языковых  средств:  звукопроизношения,  просодических компонентов устной речи, фонематического слуха, фонематического восприятия, лексико-грамматических компонентов языка;

-  формирование и развитие навыков учебной деятельности: осознание цели,   самостоятельное  решение  поставленных  задач,   достижение поставленной цели, оценка результатов деятельности;

- развитие знаковой функции сознания;

-  развитие словесно-логического мышления;

-  развитие зрительного и слухового восприятия;

-  развитие вербальной и зрительной памяти;

-  развитие внимания;

- развитие мотивационной сферы детей;

- развитие      эмоционально-волевой      сферы      детей:      воспитание самостоятельности, сосредоточенности, усидчивости; приобщение к сопереживанию, сотрудничеству, сотворчеству.

Ш. Задачи по развитию  творчества детей:

-  развитие воображения;

  1. развитие познавательной активности.

 Таким образом, целенаправленное системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей, с использованием компьютерной технологии позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Оно достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.