Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
статья по логопедии (подготовительная группа)

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuternye_tehnologii_v_dou_ikt.docx17.02 КБ

Предварительный просмотр:

Использование средств

информационных компьютерных технологий в

работе учителя-логопеда

Поздеева С. Е.

учитель – логопед

МБДОУ «Ромашка»

        В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с недоразвитием речи, позволит повысить эффективность коррекционного обучения, ускорит процесс подготовки детей к овладению грамотой, предупредит появление у них вторичных расстройств письменной речи.

      Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между коррекционно-воспитательной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет:

- повысить рост мотивации, заинтересовать детей в занятиях;

- закрепить пройденный и изучаемый учебный материал;

- сократить время на формирование и развитие языковых и речевых средств, коммуникативных навыков, высших психических функций;

- развитие внимания, памяти, словесно-логического мышления, эмоционально-волевой сферы;

- снять негативизм от многократных повторений заданий, особенно речевых;

- индивидуализировать процесс коррекционного обучения (меняется содержание, уровень сложности, темп);

- освоить приемы самоконтроля, ориентируясь на привлекательную графику;

- развивать зрительно-двигательную координацию;

- активизировать мыслительную деятельность детей;

- способствовать положительной динамике развития.

Преимущества использования информационно-компьютерных технологий:

- Моделирование жизненных ситуаций, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни;

- Увеличение объёма предлагаемого для ознакомления материала и возможность мгновенной оценки деятельности;

     Формы работы учителя-логопеда в коррекционном процессе с использованием средств ИКТ условно можно разделить на 4 блока.

Блок

Задачи

1

Коррекция и развитие речи дошкольников

Формирование произношения.

Развития фонематического восприятия, фонематического анализа, синтеза и представлений.

Овладение элементами грамоты.

Формирование лексико-грамматических средств языка.

Развитие связной речи.

Развитие мелкой и крупной моторики

Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, здоровьесберегающие технологии.

2

Мониторинг речевого развития дошкольников

Определение уровня сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало и конец учебного года.

Уточнение структуры дефекта путем качественного и количественного анализа степени выраженности нарушений разных речи (речевого профиля)

Формулирование направления индивидуальной и фронтальной коррекционной работы.

Комплектование группы детей на основе общности структуры нарушений речи.

Отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценивание эффективности коррекционно-педагогической работы за отчетный период

Оценивание влияния образовательного процесса в ДОУ на развитие ребенка.

3

Организация автоматизированного рабочего места учителя-логопеда

Помочь педагогу в проведении занятий, подготовке к занятиям, как в домашних условиях, так и в условиях образовательного учреждения.

Возможные корневые разделы АРМ учителя-логопеда:

  • нормативные документы;
  • организационные документы учителя-логопеда;
  • диагностический материал;
  • тематическое планирование;
  • конспекты подгрупповых занятий;
  • конспекты индивидуальных занятий;
  • материалы для взаимодействия со специалистами;
  • работа с родителями;
  • материалы для консультаций;
  • проектная деятельность;
  • электронное портфолио.

4

Взаимодействие со смежными специалистами и родителями

Предупреждение перегрузок, создание климата психологического комфорта для ребенка с нарушениями речи.

Расширение кругозора и обогащение представлений об окружающем.

Развитие личностных компонентов познавательной деятельности: мотивации, самостоятельности, произвольности и саморегуляции.

Установление партнерских отношений с семьями воспитанников.

Объединение усилий для развития и воспитания детей.

Создание атмосферы взаимопонимани, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

Литература:

1. Гаркуша Ю. Ф. Черлина Н. А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе. Логопед. 2004. № 2.

2. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1.с.47-55.

3. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов. Дефектология – М., 2001. – № 3.

4. Лынская М.И. Организация логопедической помощи с использованием компьютерных программ. Логопед в детском саду – Л., 2006. – № 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...

Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"

Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективны...

Презентация проекта «Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДО»

Формирование и развитие у детей полноценной речевой деятельности в результате оптимизации коррекционного процесса средствами ИКТ....