Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда
опыты и эксперименты

Ширванова Эльвина Анифовна

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Полилингвальный детский сад № 202 городского округа город Уфа Республики башкортостан

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

 

Подготовила: учитель-логопед

Ширванова Э.А.

Введение

Процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей, что обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. При расширении связей ребенка с окружающим миром очень важно, чтобы его хорошо понимали и сверстники, и  взрослые,  поэтому  овладение  родным  языком  –  одно  из  самых  важных приобретений в дошкольном возрасте.

В  последние  годы  отмечается  увеличение  числа  детей  с  нарушениями речи  и,  соответственно,  возникает  необходимость  поиска  наиболее эффективного  пути  обучения  данной  категории  детей.  Известно,  что использование  в  коррекционной  работе  разнообразных  нетрадиционных методов  и  приемов  предотвращает  утомление  детей,  поддерживает  у  детей  с различной  речевой  патологией  познавательную  активность,  повышает эффективность логопедической работы в целом.

         Мы  живем  в  эпоху  всеобщей  глобализации  и  стремительного  развития цифровых технологий, поэтому применение информационно-коммуникативных технологий  (ИКТ)  в  работе  учителей-логопедов  дошкольных  учреждений  – необходимость,  закономерный  шаг,  позволяющий  идти  в  ногу  со  временем, делающий  эффективными  и  презентабельными  все  направления  нашей профессиональной деятельности.

В  настоящее  время  одной  из  актуальных  задач  специальной  педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового и  речевого  развития  у  детей.  Как  отмечают  многие  авторы,  применение компьютерной  техники  позволяет  оптимизировать  педагогический  процесс, индивидуализировать  обучение  детей  с  нарушениями  развития  и  значительно повысить  эффективность  любой  деятельности.  Сложная  структура  речевых нарушений  определяет  необходимость  проведения  планомерной  системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Оптимальному решению  данной  задачи  способствуют  специализированные  компьютерные технологии.На сегодняшний день для современного образовательного учреждения ИКТ становятся как средством формирования предметно-развивающей среды, так и инструментом профессиональной деятельности педагога. Проблема мотивации - одна из центральных в логопедической работе. Очень часто владения методикой коррекции речи и желание логопеда недостаточно для положительной динамики речевого развития детей. Ребёнок часто не хочет заниматься, его утомляют ежедневное проговаривание слогов и слов, называние картинок с целью автоматизации звука.

Инновационные методы воздействия в деятельности логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Подробно изучив материал по данной теме, я решила использовать инновационные методы в своей работе.

         Таким  образом,  применение  компьютерных  технологий  в  процессе

коррекции речевых нарушений у детей позволяет выделить следующую цель и задачи:

Цель  –  разработать  систему  коррекционно-логопедической  работы  с

дошкольниками  с  использованием  информационных  компьютерных технологий.

Задачи:

  1. Определить теоретические основы изучения использования ИКТ в логопедической работе
  2. Способствовать  повышению  мотивационной  готовности  ребенка  к

совместной деятельности с логопедом.

  1. Формировать  у  ребенка  активную  позицию  полноправного  участника коррекционного процесса.
  2. Формировать  и  развивать  языковые  и  речевые  средства,  коммуникативные навыки, высшие психические функции.
  3. Способствовать сокращению сроков овладения детьми полноценной речевой деятельностью,  являющейся  залогом  успешного  взаимодействия  ребенка  со сверстниками и взрослыми.
  4. Осуществлять  индивидуализацию  коррекционного  процесса,  учитывая образовательные потребности каждого ребенка.

Изучение  специальной  литературы  показывает,  что  большинство разработок по данной проблеме фрагментарны и раскрывают лишь некоторые стороны  внедрения  ИКТ  в  коррекционно-развивающий  процесс.  Важность  и своевременность совершенствования процесса коррекционного обучения детей, страдающих речевыми нарушениями, при помощи компьютерных технологий, научная  и  практическая  значимость  этих  проблем  определяют  актуальность исследования данной темы.

Актуальность использования ИКТ

в коррекции речевых нарушений

Компьютеризация образовательных учреждений способствует внедрению ИКТ  в  учебный  процесс  детей  с  речевыми  нарушениями.  Общение  с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание,  а  именно  эти  качества  обеспечивают  психологическую  готовность ребенка к обучению.

В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности,  контролировать  свою  деятельность,  оценивать  результаты.  Решая, заданную  компьютерной  программой  проблемную  ситуацию,  ребенок стремиться  к  достижению  положительных  результатов,  подчиняет  свои действия  поставленной  цели.  Таким  образом,  использование  компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

Компьютерная  техника  призвана  помочь  учителю-логопеду  на

коррекционных  занятиях  делать  то,  что  без  компьютера  делать  чрезвычайно сложно,  делать  то,  чего  не  делали  раньше,  по-новому  и  более  качественно делать то, что делали раньше.

Еще  К.  Д.  Ушинский  отмечал:  «Детская  природа  требует  наглядности». Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

Методическая  сила  мультимедиа  как  раз  и  состоит  в  том,  что  ребёнка  легче заинтересовать и увлечь, когда он воспринимает согласованный поток звуковой и зрительной информации. Но часто возникают проблемы, где найти нужный материал и как лучше его  продемонстрировать.  Имеющийся  в  детском  саду  материал  устаревает,  а

приобретение нового требует много материальных затрат. Изготовление своими руками  требует  наличия  способностей,  да  и  не  всегда  соответствует требованиям  к  наглядности.  Необходимость  повышения  качества  наглядного материала  —  одна  из  веских  причин  задуматься  об  использовании компьютерных технологий.

Контингент дошкольников, воспитывающихся в детском саду, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей  требует  особого  подхода,  который  предусматривает  постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Одной из центральных проблем  в  логопедической  работе  является  мотивация  дошкольников.  Очень часто  ни  желания  учителя-логопеда,  ни  владение  методикой  коррекции  речи недостаточно  для  положительной  динамики  речевого  развития  детей.

         Внедрение  информационно-коммуникативных  технологий  (ИКТ)  сегодня является  новой  ступенью  в  образовательном  процессе.  Учителя-логопеды  не только  не  остались  в  стороне,  но  и  активно  включились  в  процесс  широкого использования  ИКТ в своей  практике. Воспитанники  детского  сада  малы,  но они  родились  и  растут  в  мире,  где  компьютер  обычная  вещь.  Интересная, притягательная и привычная. Как бы интенсивно не велись споры за и против работы  детей  с  компьютерами,  мы  не  уйдём  от  необходимости  применения компьютерных технологий в педагогической практике.

Компьютерные  технологии  позволяют  нам  самим  создавать  и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания  с  учетом  возраста,  индивидуальных  особенностей  и  образовательных потребностей каждого ребенка.

Благодаря  последовательному  появлению  изображений  на  экране,  дети имеют  возможность  выполнять  упражнения  более  внимательно  и  в  полном объеме. Использование красивых картинок, элементов анимации и сюрпризных моментов  позволяет  заинтересовать  детей,  помогает  разнообразить коррекционный процесс, делает его выразительным. Дети получают одобрение не  только  от  логопеда,  но  и  со  стороны  компьютера  в  виде  картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

Разработанные  материалы,  применяемые  на  различных  этапах

коррекционно-образовательной работы, должны соответствовать требованиям и использоваться  в  гармоничном  сочетании  с  традиционными  технологиями логопедической  помощи  детям,  испытывающим  трудности  в  усвоении  устной речи.

В  использовании  ИКТ  учителем-логопедом  можно  выделить  такие

преимущества,  как  информационная  емкость,  компактность,  доступность, наглядность,  эмоциональная  привлекательность,  мобильность, многофункциональность,  что  в  процессе  обучения  ведет  к  положительным результатам. Причем компьютер не заменяет работу педагога, а дополняет ее и делает более эффективной.

Варианты использования ИКТ в логопедической работе могут быть

следующими:

 Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.
  • Этап дифференциации:
  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.

Роль компьютерной дидактической игры в логопедических занятиях

Важное  место  в  моей  коррекционно-логопедической  деятельности

занимает компьютерная дидактическая  игра — КДИ.

КДИ  –  это  вид  игровой  деятельности  и  взаимодействия  игрока  и

компьютера,  ограниченный  правилами  и  направленный  на  достижение

обучающей цели.

К  компьютерной дидактической игре предъявляются  следующие требования:

  • целесообразность КДИ  
  • оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • чёткость правил
  • динамичность КДИ
  • решение дидактических целей
  • чёткая система оценивания
  • возможность рефлексии после игры

Это и тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей.

    Компьютерные  программы  и  игры,  используемые  в  моей  коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими нарушения речи:

   «Игры для Тигры». Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа  состоит  из  блоков:  

Фонематика.  

Просодика.  

Лексика.

Звукопроизношение.

Игры для Тигры содержат:

  • упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • задания на модуляции голоса (управление громкостью и высотой)
  • упражнение на звуковой анализ и синтез
  • лексические упражнения

 Всего более 50 упражнений.

Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

  «Мерсибо».  Интерактивный  портал  для  специалистов  и  родителей.

Игры для развития речи, памяти, внимания, кругозора, обучения чтению и счету, подготовки к школе и успешной учебе в начальных классах.

Мотивационные  элементы,  встроенные  в  систему,  помогают  ребенку  оставаться заинтересованным  долгое  время,  процесс  развития  становится  интересным  и закрепляет  у  ребенка  устойчивую  ассоциацию  ""Учиться  -  это  здорово!"

Рассчитанные  на  возраст  от  2  до  10  лет,  развивающие  игры  покрывают

большинство  тем,  необходимых  для  подготовки  дошкольников  и  учеников младших  классов.  Доступ  ко  всем  играм  осуществляется  онлайн,  что  позволяет ребёнку  заниматься  из  любого  места,  где  есть  Интернет  и  компьютер:  дома,  на даче, в гостях у бабушки, на отдыхе.

Использование  мультимедийных  презентаций  в  коррекционной

работе с дошкольниками

Для решения локальных коррекционных задач в работе с конкретными

воспитанниками  детского  сада,  кроме  компьютерных  игр,  в  коррекционной        работе   используются и мультимедийные презентации, созданные с помощью программы  MS  Power  Point. Благодаря  последовательному  появлению         изображений на экране дети имеют возможность выполнять упражнения более        внимательно  и  в  полном  объеме.  Использование  анимации  и  сюрпризных        моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети        получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

 Что даёт применение презентаций в работе с детьми?

1. Неисчерпаемый источник информации.

2. Развитие познавательной активности ребёнка.

3. Реализацию целей и задач коррекционной работы в игровой форме.

4. Повышение мотивационной составляющей.

5. Формирование учебной деятельности.

6. Доступность изложения материала.

7. Наглядность и красочность подачи материала.

Компьютерные  технологии  позволяют  нам  самим  создавать  и использовать на занятиях мультимедийные презентации, игровые упражнения и задания  с  учетом  возраста,  индивидуальных  особенностей  и  образовательных потребностей каждого ребенка.

Гармоничное  сочетание  традиционных  средств  с  применением

презентаций  в  программе Power  Point  позволяет  существенно  повысить

мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений.

Данная  программа  позволяет  подготовить  презентацию  к  любому логопедическому  занятию,  материал  представлен  на  экране  в  цвете,  со

звуковыми и анимационными эффектами. Компьютер позволяет задействовать визуальный канал восприятия информации дошкольников ( цветовая  палитра, анимационные  эффекты  помогают  удерживать  произвольное  внимание детей на занятии) и аудиальный (звуковые файлы – записанный текст, музыка помогает  детям  лучше  понять  то,  что  происходит  на  экране).  У  учителя- логопеда появилась возможность увеличить наглядность в процессе обучения.

Самая простая презентация – это слайд-шоу картинок с подписями, сделанное в программе.  Презентации  смотрим  с  детьми  на  логопедических  занятиях  и  в режимные моменты.

     Презентации могут быть любого типа:  

• просто картинки или фотографии с подписями;  

• по художественным произведениям;  

• анимированные, обычно по сказкам и стихам;  

• музыкальные  для  ознакомления  с  различными музыкальными инструментами.  

Используя  в  коррекционно-развивающей  работе  инновационно-

коммуникативные  технологии,  необходимо  помнить  и  заботиться  о  состоянии здоровья  дошкольников.  Изучив СанПиН  2.4.1.3049-13  "Санитарно- эпидемиологические  требования  к  устройству,  содержанию  и  организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (постановление от 15  мая  2013  г.  №  26), я    подобрала  и  выполняю  с  детьми  следующие упражнения:

1)Комплексы упражнений для глаз.

2) Комплексы упражнений физкультминуток.

3) Комплексы упражнений физкультурных пауз.

4) Зрительная гимнастика после компьютерного занятия.  

Исходя  из  вышесказанного,  можно  выделить      положительные  стороны

использования ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда:

1.  Целенаправленное  применение  компьютерных  программ  в  процессе

логопедического обследования детей с речевыми нарушениями позволяет более объективно  и  дифференцированно  оценить  возможности  их  устной  речи. Разработанная  система  приемов  дифференцированного  и  индивидуального компьютерно-опосредованного  коррекционного  воздействия  по  преодолению речевых  нарушений  у  детей  составляет  своеобразное  ядро  методической технологии логопедической работы с применением компьютерных программ.

2.  Компьютер  становится  необходимым  средством  обучения  детей  с

нарушениями речи.

3. Использование информационных технологий повышает мотивацию ребёнка к логопедическим занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности, способствует повышению самооценки ребенка.

   Я  считаю, что использование ИКТ в коррекционной работе учителя-

логопеда   предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой  патологией  познавательную  активность,  повышает  эффективность логопедической  работы  в  целом.  И,  конечно  же,  применение  компьютерных программ  может  стать  еще  одним  эффективным  способом  формирования правильной речи и коррекции ее недостатков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в ДО (опыт работы)

Предлагаю вашему вниманию мой опыт работы по теме "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда в дошкольной организации". Данный материал будет полезен учителям-ло...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Опыт работы на тему "Использование здоровье-сберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Обобщение опыта по теме " Здоровье-сберегающие технологии в работе учителя-логопеда"...

Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

quot;Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда"....

Опыт работы по самообразованию «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда»

В 2021-2022 учебном году работала по теме самообразования "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда». В материале представлен план работы по самообр...