Информация из опыта работы"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".
материал по логопедии

Галина Владимировна Пятакова

"Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя - логопеда".

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Информация из опыта работы

 «Использование информационно - коммуникационных технологий в работе учителя – логопеда ДОУ».

      Современное общество активно создает информационную культуру, в которой уже живут наши дети. И я стараюсь идти со временем в ногу.

     Современные исследования в области дошкольной педагогики свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет.

      Работа учителя-логопеда начинается с диагностики всех аспектов речевых проблем дошкольника. Есть множество традиционных логопедических методик и альбомов для обследования. Но в этом году я использовала электронную версию материала к Речевой карте для обследования ребёнка дошкольного возраста О.И. Крупенчук, на мой взгляд - эта форма, имеет множество плюсов и облегчила мою работу. Альбом составлен в том же алгоритме, что и традиционные альбомы, сделанные на бумажном носителе. Он представляет  собой систематизированный и иллюстрированный материал для стандартного логопедического обследования всех сторон устной речи детей.

     Использование ИК технологии в коррекционном процессе с детьми, имеющими нарушения речи, возможно как в групповых, так и в индивидуальных формах работы.

Каждое проводимое мной коррекционное фронтальное  занятие сопровождается мультимедийной презентацией в качестве иллюстративного компонента, для того, чтобы акцентировать внимание детей на основных аспектах нового материала. Презентация позволяет активизировать познавательную деятельность, создать условия для формирования активной учебной деятельности, способствует поддержанию стойкого интереса к учению. Я работаю по С.П. Цукановой, Л.Л. Бец «Учим ребёнка говорить и читать». Занятия разбиты на 3 периода, 130 фронтальных занятий и на каждое я готовлю презентацию

     Компьютерные средства, не являются основными методами коррекции,  представляют  дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка, служат одним из средств оптимизации процесса коррекции речи.

Я использую ИКТ в процессе совместной деятельности с детьми на коррекционно-педагогических занятиях в качестве современного наглядного материала.

Эти технологии представляют для меня, как учителя-логопеда, большой интерес и являются не частью содержания коррекционного обучения, а дополнительным набором возможностей коррекции отклонений в развитии речи ребенка.

Так как ФГОС ДО поддерживает точку зрения на ребенка, как «человека играющего», многие методики и технологии пересмотрены и переведены с учебно-дидактического уровня на новый, игровой уровень, в котором дидактический компонент будет непременно соседствовать с игровой оболочкой, я использую в своей работе такую инновационную технологию интерактивные игры Лого Ассорти портала «Мерсибо» Прежде всего надо отметить, что интерактивные игры портала «Мерсибо» соответствуют всем требованиям ФГОС:

  • являются элементом компьютерной среды, которая касается ребенка;
  • требуют участия взрослого, совместной деятельности;
  • несут грамотное эстетическое оформление и наполнение;
  • формируют у детей навыки и умения, необходимые нормам возрастного развития;
  • создают ситуацию успеха и достижения цели;
  • стимулируют познавательное развитие детей.

Одной из предпосылок личностных УУД является: формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п. Осваивая игры «Мерсибо», ребята с удовольствием помогают Огородному дракону очистить огород от сорняков, заблудившимся грибникам, узнают язык друзей Юпика, легко и просто научиться делить слова на слоги

Портал «Мерсибо» предлагает дополнительные печатные задания к играм, которые позволяют ребенку на практике закрепить полученные знания. Педагоги, в свою очередь, могут взять на вооружение дополнительные задания от «Мерсибо» и составить свои пособия, учитывая индивидуальные возможности ребенка.

     Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ   требует соблюдения определенных дидактических принципов

1.  Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

2. Принцип научности предполагает помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (фотографии, видеофрагменты, звукозаписи

3.  Принцип доступности.  Отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям, учитываю специфику детей с нарушениями речи.

4. Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе.

5. Принцип  наглядности Ян Амос Коменский справедливо считал «золотым правилом» дидактики, так как «ничего нет в уме, чего не было в ощущениях». Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением, понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта.

6. Принцип индивидуального обучения. ИКТ используются для индивидуальных и групповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

7. Принцип объективной оценки результатов деятельности. В компьютерных программах результаты деятельности ребёнка представляются визуально на экране в виде мультипликационных образов и символов, исключающих субъективную оценку в виде цифровых оценочных шкал, в устной форме.

8. Принцип воспитывающего обучения. Использование ИКТ позволяет воспитывать у детей логопатов волевые и нравственные качества.

9. Принцип интерактивности компьютерных средств. Использование компьютерных программ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов и оценки результатов.

Соблюдаю следующие условия для сбережения здоровья ребенка: работа с компьютером на одном занятии проводиться в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю; до начала занятия и после него   провожу гимнастику для глаз.

     В заключение: Необходимо помнить, что, компьютер-это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Опыт работы учителя-логопеда МАДОУ № 38 – Шнырковой С.А. (из опыта работы) Тема: «Современные образовательные технологии в деятельности учителя-логопеда»

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности. Такой человек легко вступает в общение, он может внятно выражать свои мысли.  Хорош...

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поск...

Сообщение (из опыта работы) «Использование личностно – ориентированной технологии в работе с детьми младшего дошкольного возраста»

В сообщении говорится, что при использовании этой технологии происходит раскрытие индивидуальности ребенка, создаются комфортные условия для развития его личности и природных потенциалов...

Педагогический опыт работы на тему:«Использование современных логопедических технологий в практике учителя-логопеда в условиях детского сада.

Идея опыта: Повышение результативности коррекционно-логопедического процесса посредством применения современных логопедических технологий, как средства побуждения, стимулирования детей к различным вид...