Доклад из опыта работы "Использование проблемно-диалогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста"
статья по теме

Васильева Ольга Ивановна

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, воспитание активной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

 «Из опыта работы по использованию технологии

проблемно-диалогического обучения»

На сегодняшний день мы с детьми шагаем в ногу со временем. Современные технологии обучения помогают мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка старшего дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение. В педагогическом процессе творчество – это всегда поиск, исследовательская и познавательная активность, самостоятельность, решение проблем, которые способствуют раскрытию и реализации индивидуальных особенностей и возможностей каждого ребенка. Очень важно воспитать творческий тип личности будущего ученика, научить применять свои умения в жизни и получать от этого удовольствие.

Технология проблемно-диалогического обучения выступает важнейшим направлением реализации совокупности ценностей компетентностного подхода в образовании. Данная технология является результативной, поскольку обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей старших дошкольников, воспитание активной личности.

Российское  образование находится на пороге радикальных изменений, связанных с социально – экономическими преобразованиями. Главная задача дошкольного образования сегодня – это развитие творческой личности, способной к анализу существующей ситуации, самостоятельно и ответственно принимающей решения в постоянно меняющихся условиях. Наше общество нуждается в творчески мыслящих людях. Всем известно, что талант и творчество личности в современных социально – экономических условиях являются двигателем интенсивного экономического развития страны и содействующим фактором национального престижа. Интеллектуала с высоким уровнем развития творческого потенциала невозможно заменить ни компьютером, ни коллективом индивидуумов со средними интеллектуально – творческими способностями.

Ученые, изучающие вопросы преподавания предметов естественно-математического цикла, такие как: Н.Ф.Виноградова, В.В.Данилова, Л.Г. Петерсон и другие, отмечают, что система обучения, сложившаяся в образовании, недостаточно ориентирована на развитие мыслительных, творческих способностей, познавательных потребностей воспитанников, что приводит к потере интереса, безразличному отношению к учебной деятельности уже в младшем школьном возрасте, отрицательно влияет на весь ход развития личности. Поэтому ещё в детском саду необходимо создавать условия, которые способствовали бы формированию устойчивых познавательных потребностей, умений и навыков мыслительной деятельности детей, их творческой инициативы и самостоятельности в поисках способов решения задач. 

Из психологических и педагогических исследований ученых В.А. Крутецкого, Ю.Н. Кулюткина, Н.С. Лейтеса, A.M. Матюшкина, Н.В. Метельского, известно, что однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия, постепенно теряют способность к творчеству.  Как показывают результаты ряда исследований, именно в школьный период у детей происходит резкое падение уровня креативности: в возрасте шести лет 37% детей проявляют нестандартное мышление, творческие способности; к семи годам этот показатель падает до 17%; а среди взрослых лишь 2% творчески одаренных личностей. Следовательно, развитие творчества человека необходимо начинать именно с дошкольного возраста.

Значимая характеристика природного творчества проявляется как потребность в новизне, оригинальности, инициативности, стремление к преобразованиям.

Для достижения новых результатов необходима такая технология проведения образовательной деятельности, с помощью которой дошкольники регулярно на каждом занятии учатся ставить цель, составлять план ее достижения, осуществлять поиск решения, рефлексировать результаты своей деятельности. Такая технология есть – «Технология проблемного диалога». Не случайно в отличие от многих других систем именно здесь постоянно подчеркивается важность продуктивных заданий, их роль в выращивании функционально грамотной личности.

Считаю, что проблемно-диалогическая деятельность – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, так как обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности, речь и активность.

Всё, чем мы восхищаемся в жизни, создано творческими людьми! Детский сад - кузница маленьких творцов, которых мы, педагоги, уже сейчас готовим к жизни, учим применять приобретённые знания и умения в реальной жизненной ситуации. Именно эти дети будут радовать нас в будущем своими творческими достижениями.

Данную технологию я выбрала не случайно. Именно она помогает мне добиваться поставленной цели - развитие творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста через проблемно – диалогическое обучение.

Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь «звёздочку», вызвать неподдельный интерес к происходящему и удержать его? – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Чтобы ребёнок развивался творчески, необходимо организовать его деятельность. Какая же деятельность считается творческой? Это деятельность, в которой проявляются такие качества личности, как продуктивность, оригинальность мышления, изобретательность, умение увидеть проблему, интуиция, быстрота умственных реакций, способность к догадке. Эти способности в определённой мере и развивает проблемное обучение: через использование специальных дидактических средств оно ставит ребенка в условия, когда нужно решать нестандартные задачи, комбинировать имеющиеся знания, выдвигать гипотезы, искать пути решения проблем.

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения.

- Вы с ребенком едете в автобусе. На остановке вы сошли, а ребенок не успел. Что вы будете делать?

- У вас в холодильнике накопилось очень много молока. Что с ним можно сделать?

Не правда ли, наша жизнь состоит из множества вопросов и проблемных ситуаций. А жизнь ребенка? А готов ли современный ребенок их решать?

Уже не так важно учить ребенка, как важно создать ситуацию, в которой ребенок мог бы просто учиться сам и делал бы это с удовольствием (К. Рождер)

Думаю, вы со мной согласитесь, что овладеть вниманием современных детей совсем не просто. Для этого их надо, прежде всего, удивить, заинтересовать. Проблемно-поисковая ситуация - это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.

В этом мне помогает технология проблемно-поисковых ситуаций. И сегодня я хочу поделиться с вами своей педагогической находкой. Я не случайно пришла к этой теме. Меня всегда волновало то, как часто мы сталкиваемся со скованностью детского мышления и инициативы, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться, мыслить самостоятельно, поэтому предпочитают молчать и слушать взрослого.

Задача номер один – научить детей принимать решения, правильные и самостоятельные.

Между тем, исследования психологов и педагогов доказывают, что ребёнок лучше усваивает не то, что получил в готовом виде, а то, что открыл сам.

Ответ на проблемный вопрос подразумевает необходимость рассуждения, а не просто воспроизведение знаний. Это вопросы «почему?», «зачем»?

Например, какие птицы наших краёв улетают на юг последними? - просто вопрос.

Почему дикие утки и гуси улетают на юг последними? - проблемный вопрос.

Важно отметить, что знания и способы деятельности при проблемном обучении не преподносятся детям в готовом виде, не предлагаются правила или инструкции.

Предлагаю познакомиться с ключевыми условиями создания  проблемной ситуации:

- интерес воспитанников к содержанию проблемы;

- посильность решения проблемы для детей данного возраста и уровня подготовленности;

- значимость для ребенка информации, получаемой при решении проблемы;

- развивающий диалог, поощрение педагогом мыслей, гипотез, высказанных детьми;

- доброжелательное общение педагога с дошкольниками, тактичность.

Работу с проблемной ситуацией строю, используя алгоритм профессора, доктора психологических наук А.М. Матюшкина.

Первым этапом процесса решения проблемы является анализ проблемы, актуализация прежних знаний и способов действия с помощью наводящих вопросов: «Что нам надо вспомнить для решения нашего вопроса?», «Что мы можем использовать из известного нам для нахождения неизвестного?».

На втором этапе происходит процесс решения проблемы. Он состоит в открытии новых, ранее неизвестных связей и отношений элементов проблемы, т.е выдвижение гипотез, поиск решения.

Третий этап решения проблемы – доказательство и проверка гипотезы, реализация найденного решения.

Данную технологию я начала использовать со средней группы. Зная, что существуют четыре уровня проблемности, я начала с самого первого уровня – когда воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.

Когда этот уровень был освоен, я начала ставить проблему и учить детей самостоятельно находить ее решение. Безусловно, я находилась рядом и направляла их на самостоятельные поиски путей решения. Таким образом, я использовала частично-поисковый метод.

Далее я начала учить детей самих ставить проблему, помогая её решить. Так, я воспитывала в детях способность самостоятельно формулировать проблему.

На сегодняшний день мы с детьми на последнем, четвертом, уровне.  Мои  дети учатся сами ставить проблему и сами её решают. Я стараюсь даже  не указывать на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. Таким образом, я перешла к использованию исследовательского метода.

Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки. Я убеждена, что боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка. Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему – он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях.

Именно поэтому в своей работе стараюсь избегать шаблонности, застывших форм и повседневности. Каждый день моих воспитанников - это новое занимательное дело. Зачастую проблемные ситуации возникают из повседневной жизни детей. В процессе решения проблемных ситуаций у детей развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Благодаря систематической целенаправленной работе в данном направлении в нашей группе появился Уголок открытий. Это название весьма символично, поскольку наш детский сад работает по программе Людмилы Георгиевны Петерсон «Мир открытий». Этот уголок очень насыщенный и мобильный. В нем помещены и постоянно обновляются картотеки и пособия «Схемы знаний», «Источники знаний», «Решаем проблемы вместе», алгоритмы решения проблемных ситуаций, создан групповой альбом «Наши открытия». В этом уголке дети проводят самостоятельную и совместную с взрослыми поисковую и исследовательскую деятельность.

Не все вопросы, заставляющие ребенка думать, можно назвать проблемной ситуацией. В качестве основного звена проблемной ситуации ученые выделяют противоречие. Важно помочь детям увидеть это противоречие и включить их в активную поисковую деятельность. 

Мною разработана технологическая карта работы над проблемной ситуацией, проработан механизм применения технологии проблемно-поисковых ситуаций в условиях детского сада, а также сформирован и систематически пополняется банк проблемных ситуаций.

Важно, чтобы вокруг тебя был коллектив единомышленников: творческий и инициативный. Именно поэтому я активно распространяю опыт работы среди коллег через организацию круглых столов, мастер-классов, показ открытых занятий.

К счастью, моя идея с проблемными ситуациями встретила огромное понимание и поддержку со стороны родителей.

Уважаемые коллеги. Я очень буду очень рада, если моя тема заинтересовала вас, и вы возьмете что-то для себя. Однако спешу дать вам небольшие методические подсказки:

- Нельзя отвергнуть ошибочную гипотезу словами: «неправильно», «не так», но нельзя и хвалить ребенка: «молодец!», «верно!». Тогда мы лишаем остальных детей мотива проверять свои догадки. Реагировать на гипотезы нужно эмоционально-неокрашенным словом «так» и поддерживающим кивком головы. И только тогда, когда истина восторжествовала необходимо похвалить всех детей.

- Подсказка – распространенная форма «помощи», но она только вредит делу. Ребенку нельзя подсказывать, он должен иметь возможность думать самостоятельно.

- Любое достижение ребенка должно положительно оцениваться взрослым.

Таким образом, можно утверждать, что использование технологии проблемно-диалогического обучения является целесообразным, достаточно эффективным и практически оправданным. Это позволит мне качественно осуществить переход на ФГОС ДО - основой которого является системно-деятельностный подход и индивидуализация образования, а что самое важное подготовить воспитанников к переходу на новый уровень обучения - обучение в начальной школе.

В заключении хочется отметить, что если воспитательно-образовательный процесс в дошкольном учреждении будет организован на основе проблемно-диалогической технологии, то будут достигнуты высокие результаты в познавательном развитии детей, произойдет успешная адаптация к обучению в школе, а также реализуется преемственность между дошкольным и начальным звеном.



.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста » ( из опыта работы)

В статье описывается опыт работы по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми - дошкольниками....

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"

Презентация опыта работы "Фитбол-технология в работе с детьми дошкольного возраста"...

Тема опыта работы «Использование здоворьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Гимнастика для глаз»

В данной работе показана актуальность и цель работы со старшими дошкольниками с использованием здоровозберегающих технологий, а именно гимнастики для глаз....

Из опыта работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

«Использование   здоровьесберегающих   технологий  в работе  с   детьми  дошкольного   возраста»Дошкольный возраст является важнейшим этапом в фо...

Использование ТРИЗ - технологии в работе с детьми дошкольного возраста (из опыта работы)

ТРИЗ - теория решения изобретательных задач. Главная идея этой технологии, сосотоит в том, что технические системы возникают и развиваются не как попало, а по определённым законам. Приёмы и методы ТРИ...

Презентация опыта работы «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста».

В соответствии с Законом “Об образовании” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний д...