«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»
статья на тему

Оксана Владимировна Сухова

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_informatsionno_kommunikativnyh.docx27.14 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе

музыкального руководителя»

                      Подготовила

                                                      Сухова О.В. – муз.руководитель

                                                       1-й квалификационной категории

                         МБДОУ №129

Н.Новгород 2013

Руководитель международной Лаборатории технологий

 «Образование для Новой Эры» Анатолий Гин сказал:

 ««Каждый участник образовательного процесса сам решает, идти в ногу с будущим или вышагивать пятками назад».

Современное образование невозможно себе представить без использования информационных ресурсов. Постепенно использование компьютерных технологий входит и в систему дошкольного образования.

Никого не удивляет, что многие дети с дошкольного возраста свободно владеют компьютером, для них это еще один источник информации и развития. И мы, педагоги, должны идти в ногу со временем, стать для ребёнка проводником в мир новых технологий.  

Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию.

Основной целью педагога-музыканта по ИКТ является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребёнка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т.д., определяющих этапы процесса модернизации системы образования.

Что же такое информационно коммуникационные технологии (ИКТ)?

В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (компьютер, интернет, телевизор, видео, DVD, CD, мультимедиа и т.д.)

Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин «новая информационная технология». Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и её преобразование. Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения- это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребёнок активно, с увлечением и интересом занимался на музыкальном занятии.

Помочь музыкальному руководителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных.

Ведь использование информационно коммуникационных технологий позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: зрительного, слухового, чувственного, задействовать на занятии все виды памяти: зрительную, слуховую, образную, ассоциативную и др.

Цель использования ИКТ:

С помощью средств ИКТ приобщать детей к различным видам музыкальной деятельности, активизируя процесс формирования музыкальных способностей, развивать умственную и эмоциональную сферу ребёнка, воспитывать музыкальный вкус и кругозор дошкольников.

Использование ИКТ помогает решить ряд задач:

  • сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные;
  • существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;
  • обогатить методические возможности организации совместной деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом ФГТ;
  • активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию интереса к музыкальной культуре;

В образовательной области «Музыка» применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы, мультимедийные пособия помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

Музыкальные занятия с использованием ИКТ базируются на следующих общедидактических принципах обучения:

принцип сознательности и активности - обучение эффективно, когда ребенок проявляет познавательную активность. Компьютер способствует развитию познавательной активности;

принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для просмотра и отработки приобретенных знаний посредством выполнения различных музыкальных заданий;

принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе;

принцип доступности требует учитывать особенности развития детей, их уровень усвоения музыки;

принцип наглядности - ИКТ включает в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения - возможности компьютера связаны с особенностями построения компьютерных программ, способствующих выбору индивидуальных образовательных траекторий;

принцип полноты и целостности музыкального образования детей, подразумевающий совокупность знаний, умений и навыков по всем видам детской музыкальной деятельности, их органическую взаимосвязь.

Рассмотрим, какие функции выполняет компьютер в педагогической деятельности музыкального руководителя:

  1. Компьютерные технологии являются источником учебной и музыкальной информации.
  2. Помогает создать дидактический материал, картотеки.
  3. Компьютер позволяет создавать наглядные пособия, как демонстрационный материал, так и раздаточный. Оформлять документацию.
  4. Работать с музыкальными файлами, создавать фонотеки.
  5. Помогает обобщать и распространять опыт работы.

Средства новых информационных технологий включаются во все виды музыкальной деятельности.

Восприятие музыки: 

     Использование компьютерных презентаций в разделе восприятия (слушания) позволяет: обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение; зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

Это может быть:

- знакомство с творчеством того или иного композитора, использование портретов,  

- видеоряд иллюстраций  к  музыкальным произведениям,

- знакомство с жанрами музыки

- клипы к песням

- классическая музыка в мультфильмах

- видеофильмы, видеоклипы, которых сейчас очень много по слушанию для всех возрастов и т.д.

- видео – иллюстрации с элементами анимации.

Пение: 

По графическому изображению, видео-иллюстрациям разучивать различные  попевки, упражнения для развития голосового аппарата; по картинкам – подсказкам,  узнавать и учить песни.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблица (мнемотехника). Данный метод чрезвычайно эффективен при работе с детьми при разучивании песен на музыкальных занятиях.

В музыкально-ритмических движениях это использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения, ориентировку в пространстве или разучивать элементы танцев.

А также - можно использовать видео – клипы для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.

Музыкально – дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций,  позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведения.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» используются презентации – концерты, видеофильмы  для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания.

Например, видеофильм «Путешествие в мир симфонического оркестра» создан на основе аудиоэнциклопедии «Симфонический оркестр». Фильм  в доступной форме познакомит  детей с симфоническим  оркестром и поможет пробудить интерес к миру  классической музыки.

Неоценима помощь компьютера в ведении документации (создание текстов, таблиц, оформление титульных листов, папок-передвижек с консультациями для родителей и воспитателей).

        Большую помощь музыкальному руководителю оказывают Интернет-ресурсы:

- Так на сайте  Numi.ru можно разместить материал из опыта своей работы, принять участие в заочных конкурсах, как самому педагогу, так и детям;

- На сайте Музыкальный форум mp3sort.biz можно пообщаться с коллегами, обменяться своими наработками;

- На сайте Социальная сеть работников образования можно создать свой мини-сайт; есть много других сайтов, которые помогают в работе музыкального руководителя: forum.in-ku.com,  Музыкальный сад, сайт Татьяны Боровик, Педагогическая газета ну и, конечно, youtube.

Во всей этой работе музыкальному руководителю помогают такие компьютерные программы как:

Microsoft Word – для работы с текстом;

PowerPoint – для создания презентаций;

Adobe Audition – для работы с музыкальными файлами;

Photoshop – для работы с фотографиями;

Nero express – для записи информации на диск;

Nero vision – для работы с видео файлами;

Adobe Reader – программа для работы с отсканированным текстом;

ProShow Producer – создание видеоклипов, флэш презентаций;

Movavi – видео конвертер.

Результаты  музыкальной деятельности с использованием ИКТ:

повышение качества знаний детей по специальным разделам

музыкального  воспитания;

повышение уровня развития памяти, внимания, мышления, речи,

восприятия воспитанников;

значительное повышение мотивации дошкольников к изучению

Музыки.

Преимущества компьютера:

 предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

 несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

 движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребёнка;

 обладает стимулом познавательной активности детей.

Благодаря использованию современных информационно-коммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Музыка» воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным.

Использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для  ребёнка, но и для музыкального руководителя.

Но, нужно помнить, что использование ИКТ в музыкальном воспитании дошкольников – это только средство для реализации цели и задач, поставленных перед педагогом.

Главная роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ДОУ

В статье описываются возможности использования информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре, позволяющие повысить интерес дошкольников к занятиям, активизировать творчес...

Статья по теме: "Использование информационно-коммуникативных технологий в работе музыкального руководителя"

Как организовать процесс обучения с использованием ИКТ.Использование презентаций во всех видах музыкальной деятельности....

Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях.

С помощью широкого спектра информационных технологий можно не только обогатить преподаваемый учебный материал, но и повысить интерес к изучаемому предмету, расширить общий кругозор учащихся, в полной ...

Консультация для воспитателей "Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ"

Использование информационных и компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в ДОУ...

Использование информационных и компьютерных технологий на музыкальных занятиях

В этой  статье я рассматриваю  вопросы о необходимости использования новых информационных технологий на музыкальных занятиях в детском дошкольном учреждении....