Инновационные технологии в работе с минимальным дизартрическим компонентом во взаимодействии учителя - логопеда и музыкального руководителя.
методическая разработка (логопедия, подготовительная группа) по теме

Богаткина Наталья Юрьевна

 

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inovacionnye_tehnologii.docx9.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Инновационные    технологии     в    работе  с минимальным

дизартрическим компонентом во взаимодействии

учителя - логопеда и музыкального руководителя.

                    Учитель-логопед высшей категории   МДОУ № 350

                                 Богаткина Наталья Юрьевна

       Музыкальный руководитель первой категории МАДОУ № 351

                             Галинова Майя Ансаровна

              Финалисты конкурса « Мой лучший урок»-2009 год

Общеизвестно, что дети реагируют на музыку почти всегда движениями: в одних случаях непроизвольными, в других – осознанными. Эту стихийную моторно-эмоциональную реакцию ребят следует сделать осмысленной. Пение и движение оказывают положительное воздействие на детей с разного рода речевыми нарушениями.

Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. От педагогов, работающих с детьми с речевыми нарушениями, требуется стремление к пониманию сути расстройства, осмысленному нестандартному подходу в работе, постепенному формированию у ребенка прочных навыков. И всё это нужно делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки.

Разминка « Тетка-весельчак» – вид деятельности – музыкально – ритмические движения.

Для создания в начале занятия дружеской атмосферы, поднятие настроения.

Задачи:

Воспитательно- образовательные: содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

- воспитывать умения выражать эмоции, раскрепощать движения

Коррекционно – оздоровительные: устанавливать равновесие в деятельности ЦНС;

-корректировать неправильные и лишние движения:

-развивать внутреннюю собранность, внимание, мышечную память;

-снимать психоэмоциональное напряжение в группе;

-воспитывать навыки адекватного группового поведения;

-социализировать ребёнка; снимать эмоциональные зажимы и стрессы

 « Круг»

Ценность данной модели: эффективная форма психологического переключения, смены движений. Учит детей контролировать свои эмоции, игра активизирует внимание.

Игры с предметами домашнего обихода. 

Достоинством проведения таких игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Использована музыка Моцарта.

У Моцарта необыкновенная музыка - не быстрая и не медленная, плавная, но не занудная, и очаровательная в своей простоте.

По исследованиям врачей - фониатров, тональный звуковой ряд у Моцарта близок к тембральным окраскам человеческого голоса. Кроме того, в своих сочинениях композитор использовал плавные тридцатисекундные переходы от 'forte' (громко) к 'piano' (тихо), совпадающие с биоритмами в полушариях головного мозга. Это позволяет использовать музыку Моцарта  для стимуляции слуховых нейронов с целью коррекции речи и способности к коммуникации у детей.
         Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали - `Эффект Моцарта`.
             Эффект от прослушивания музыки Моцарта наблюдается не только у больных людей, Но и у здоровых. Повышается работоспособность, оптимизм, улучшается реакция мозга.
Ритмы, мелодии тренируют творческие области мозга.

 Координационно – подвижные игры. В логоритмики много игровых моделей соединяющих речь и движение, главное значение в них имеет ритм.

 Ценность этих игр заключается в том, что они

*развивают двигательные способности, память, чувство ритма, речевое интонирование

*учат ребёнка ощущать своё тело и управлять им; сотрудничать.

«Бабочки», «Хлопки», «Волны», «Догонялки», «Ходули» - из серии «Игры с клоуном Плюхом».

               Танец «Опаньки» - ощущение темпа от медленного к умеренному и быстрому

              «Ручеёк» - импровизация, с задачей ориентирования в пространстве, развитие творческой фантазии

                                 

                              Пальчиковые игры

Оригинальны и интересны тем, что представляют собой миниатюрный театр, где актёрами являются пальцы.

Пальчиковые игры

*развивают мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность;

*увеличивают реактивность (ввиду быстроты смены движений);

*повышают общий уровень организации мышления ребёнка.

«Паучина» - плести паутинку можно не только пальцами, но и реально. Для этого понадобятся небольшие цветные резинки. Предоставьте детям возможность пофантазировать над резинками в парах, в группах. Попросите их не запутывать резинки, а неторопливо перемещая руки, останавливаться и показывать узор.

«Колпачки – здоровячки» Лазарев М. Л. –цветомузыкальная гимнастика

-А следующая песня – массажная, её любят все ребята нашего детского сада.

«Рельсы – рельсы» М. Л.Лазарев, «Жираф» Железновых.

              Обеспечение психологического благополучия

В процессе развития коммуникативных навыков особое внимание должно уделяться формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям.

Содержание деятельности должно быть направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, умения пойти на компромисс в нужной ситуации

- У меня в руках солнышко  совсем не случайно, именно созерцание жёлтого цвета обеспечивает организму равновесие, создаёт гармоничное отношение к жизни, повышает самооценку. Этот цвет полон оптимизма и радости.

Жёлтый стимулирует интеллект и общительность. Он связан с умственными способностями. Именно в светлое время суток наш детский сад наполняется ребятишками, которые очень любят рисовать, решать задачки и играть в умные игры. Хотите, сыграем в игру, которая называется «Самое дорогое на свете»?

Был в Жёлтой стране один загадочный жёлтый замок. И была в этом замке таинственная жёлтая дверь. Никто не знал, что находится за этой дверью, потому что ключ от неё давно был утерян. Но однажды появился в Жёлтой стране таинственный незнакомец, а в руках у него был жёлтый ключ как раз от этой двери. Открыл незнакомец жёлтую дверь и увидел, что  там находится самое дорогое, что есть на свете.

Как вы думаете, что увидел незнакомец за дверью?

За дверью зеркало, - Я и есть самое дорогое, что есть на свете! Вы не должны забывать об этом.

Рисование на зеркалах под песню «Чудо – зеркальце» М. Л. Лазарева.

                 Игра «Ты мне нравишься» 

 Игра проводится под спокойную, релаксирующую музыку.

 Цель: развитие коммуникативных навыков и хороших взаимоотношений между детьми. Ход игры. Для проведения игры понадобится клубок цветной шерсти. По просьбе воспитателя дети садятся в общий круг.

Логопед. Ребята, давайте все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Когда мы будем ее плести, то каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим сверстникам. Итак, обмотайте два раза свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из ребят, сопровождая свое движение словами: «Лена (Дима, Маша)! Ты мне нравишься, потому что... (с тобой очень весело играть в разные игры)».

 Лена, выслушав обращенные к ней слова, обматывает нитью свою ладонь так, чтобы «паутина» была более-менее натянута. После этого Лена должна подумать и решить, кому передать клубок дальше. Передавая его Диме, она также произносит добрые слова: «Дима! Ты мне нравишься, потому что нашел мой бантик, который я вчера потеряла». И так игра продолжается, пока все дети не будут опутаны «паутиной». Последний ребенок, получивший клубок, начинает сматывать его в обратном направлении, при этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно. Дальнейшее обсуждение:

 — Легко ли говорить приятные вещи другим детям?

 — Кто тебе говорил что-нибудь приятное до этой игры?

 — Дружные ли дети в группе?

 — Почему каждый ребенок достоин любви?

 — Что-нибудь удивило тебя в этой игре?

Коммуникативный танец «У меня, у тебя» - принятие партнёра как друга


                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.

На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть напр...

Сообщение на педагогическом совете "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников!

Сообщение "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководтеля в формировании звукопроизношения у дошкольников"...

Сообщение на педагогическом совете "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников!

Сообщение "Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководтеля в формировании звукопроизношения у дошкольников"...

Статья "Индивидуализация коррекционно-развивающего процесса в рамках взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми с ТНР (ОНР)"

В статье раскрыта система взаимодействия учителя-логопеда и музыкального руководителя при проведении коррекционно-образовательной работы: определены основные задачи, раскрыты формы и методы взаимодейс...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА И МУЗЫКАЛЬНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ. Консультация для музыкального руководителя ДОУ.

Федорова З.В. Консультация для музыкального руководителя ДОУ. Взаимодействие учителя- логопеда и музыкального руководителя ДОУ в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ...