Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.
статья (подготовительная группа) по теме

Акимова Марина Юрьевна

На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Поэтому ответ на вопрос: «Почему именно театрализованная деятельность?»-очевиден. Именно театрализованная деятельность-это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_vserossiyskaya_nauchno-prakticheskaya_konferenciya.docx30.41 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в организации театральной деятельности.

Воронова Елена Анатольевна, учитель-логопед 1 категории, МДОУ «Василёк», Серпуховский район, д. Васильевское.

Акимова Марина Юрьевна, музыкальный руководитель высшей категории, МДОУ «Василёк», Серпуховский район, д. Васильевское.

На сегодняшний день федеральные государственные требования являются определяющими содержание образовательной работы. В разделе 3.4 говорится о том, что содержание коррекционной работы должно быть направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении Программы. Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постепенно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и развитие речи ребенка останавливается, речь становится скудной и безграмотной. Поэтому ответ на вопрос: «Почему именно театрализованная деятельность?»-очевиден. Именно театрализованная деятельность-это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Нарушения речевого развития детей, будь то ФФН, ОНР, заикание и др. рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.

Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность оказывает выраженное психотерапевтическое воздействие на аффективную и когнитивную сферы ребенка, обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира, преодолению коммуникативной дезадаптации.

Поэтому можно сделать вывод, что в своей работе логопеду и музыкальному руководителю необходимо тесное сотрудничество. А из этого вытекает, что основной целью будет: всестороннее; последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Задачи, которые совместно решают логопед и музыкальный руководитель следующие:

Образовательные: развивать речь, развитие фонематического восприятия, автоматизация звуков, совершенствование слогов структуры слова, уточнение

структуры предложения, совершенствование связанных высказываний.

Воспитательные: воспитание личных качеств, воспитание духовности детей: (эмоционально-волевой сферы, познавательной активности)

Коррекционно-развивающие: развитие познавательных процессов, активизация речевой деятельности детей, развитие артикуляции, мелкой и общей моторики.

 В нашем детском саду музыкальный руководитель использует методики Э.Г. Чуриловой, Е.А.Антипиной и многих других.. Эта работа включает следующие виды театрализованной деятельности:

Театральные игры

Театральная игра направлена на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу и уметь общаться со сверстниками в различных жизненных ситуациях. Данные игры условно можно разделить на общеразвивающие и специальные:

Общеразвивающие игры учат ребенка умению ориентироваться в окружающей обстановке, развивают произвольную память и быстроту реакции, умение согласовывать свои действия с партнерами, активизируют мыслительные процессы

Специальные игры развивают воображение и фантазию, готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом. К.С. Станиславский призывал актеров учиться вере и правде игры у детей, поскольку они очень серьезно и искренне способны верить в любую воображаемую ситуацию, легко менять свое отношение к предметам, месту действия и партнерам по игре.

Ритмопластика

Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, которые способствуют развитию естественных психомоторных способностей дошкольников, обретению ими ощущения гармонии с окружающим миром, формированию свободы и выразительности движений, воображения.

У детей с ЗРР наблюдается перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или расслабленность («развязность») движений. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, проводятся специальные игры в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления тела, лежа на полу.

Хочется заметить, что большое значение приобретают на этом этапе жесты — важное средство невербальной выразительности. Владение жестом не является врожденным навыком и зависит от воспитания, социальных и национальных особенностей. Работе над выразительностью жестов, поз, мимики отводится значительное время.

Упражнения и этюды

Любые действия в жизни совершаются естественно и оправданно. Ребенок не задумывается над тем, как он, например, поднимает упавший карандаш или кладет на место игрушку. Делать то же самое на сцене, когда за тобой следят зрители, не так просто.

Чтобы быть естественным, необходимо найти ответы на вопросы почему, для чего, зачем я это делаю! Развивают эту способность упражнения и этюды на сценическое оправдание (умение объяснить, оправдать любую свою позу или действие нафантазированными причинами — предлагаемыми обстоятельствами).

Если этюды разыгрываются по сказкам, вначале необходимо определить характер героя (ленивый или трусливый, добрый или злой, глупый или умный) и сформулировать его речевую характеристику. Каждый сказочный персонаж обладает собственной манерой говорить, которая проявляется в диалогах и делает их живыми и естественными.

Речевые игры и упражнения

Данный раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой и орфоэпией. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Таким образом, данные упражнения делятся на три вида:

  1. дыхательные и артикуляционные;
  2. дикционные и интонационные;
  3. творческие (со словом).

В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.

Кукольный театр

Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи.

Опосредуя с куклами взаимодействие с другими людьми, дети постигают процесс общения со сверстниками. Исполняя роли персонажей с разными характерами, они примеривают на себя различные модели социального поведения.

Игры-драматизации

Стихотворный текст как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи.

Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что основными направлениями работы музыкального руководителя являются:

  1. работа над физическими характеристиками героев (пластичность, походка, общая координация), закрепляемые в подвижных играх;
  2. - работа с голосом (определение нужной высоты и тембра для каждого из героев);
  3. подбор соответствующих характеру и темпераменту действующего лица музыкальных отрывков;
  4. ритмические упражнения с переключением внимания («как только зазвучит эта музыка, вы превращаетесь в …..»);
  5. прослушивание с детьми мелодий  и обучение их самостоятельному  музыкальному сопровождению.

Одновременно с этим основными направлениями логопедической работы в театрализовано-игровой деятельности будут:

  1. развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического
    восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
  2. развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой
    моторики руки, снятие мышечного напряжения формирования правильной
    осанки.
  3. развитие сценического мастерства и речевой деятельности, развитие
    мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия,
    совершенствование грамматического строя речи, монологической и
    диалогической формы речи, игровых навыков и творческой
    самостоятельности.

Поэтому сложилось так, что как это видно выше, работа логопеда и музыкального руководителя не просто связана, а служит дополнением друг друга.

Увидеть взаимодействие специалистов можно на примере постановки сказки «Теремок»:

  1. Музыкальный руководитель осуществляет ознакомление с произведением, распределение ролей (учитывая возрастную категорию): для старших детей - обязательно считаясь с личными пожеланиями.

Работы логопеда заключается в том, что он проводит артикуляционную гимнастику, которая напрямую связана с  дикцией и легче всего воплощается в театральных формах: « покажите, как волк скалит клыки», «как дышит лиса, высунув широкий язычок». Выполняются задания для развития речевой интонационной выразительности (в младшем возрасте начинаем со звукоподражаний)

  1. Музыкальный руководитель обогащает словарь по данной и смежным темам (дикие и домашние животные  и птицы, детёныши животных, время года, продукты питания, семья)

Одновременно с этим логопед проводит коррекционно-развивающие игры на:

  1. - развитие памяти с расширением словарного запаса - «какая бывает лиса…» (по кругу подобрать и запомнить определения); загадали загадки - припомнили отгадки, провели « 4-й лишний» по отгадкам;
  2. - слуховое восприятие - «узнай по описанию героя сказки», « нарисуй по описанию», « здесь что-то не так»- небылицы;
  3. - логическое мышление «что сначала, что потом» (медведь или медвежонок);
  4. - ассоциативное мышление (подбор слов-ассоциаций с их дальнейшим воспроизведением в произвольном порядке; составление смысловых рядов «лягушка-лягушонок, петух - …»;
  5. - грамматику (все доступные возрасту виды игровых упражнений на словоизменение и словообразование);
  6. - звуко-слоговую структуру («прошагай, кто из героев быстрее доберётся до теремка»)
  7. -воображение  (в старшем возрасте  фразеологизмы и пословицы; « продолжи красиво ….»,  «капельки росы сверкают на солнце, как….»;
  8. -развитие мелкой моторики (пальчиковые игры +  театр теней)
  9. - лексику (за счёт  смежных тем идёт  обогащение и активизация  словаря)
  1. Далее музыкальный руководитель разучивает текст, работает с голосом-«подгоняет» роль под определённого ребёнка (происходит замена слов с учётом звукового наполнения, упрощение фраз). Этого нельзя делать когда читаем произведение целиком). Работа логопеда заключается в проведении логоритмических упражнений без музыкального сопровождения (это наша «речь с движением», совсем не простой вид заданий, особенно в младшем возрасте)
  2. Следующий этап работы музыкального руководителя-это деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми, а также изготовление атрибутики (билеты, костюмы, афиша, декорации), по мере возможности самими детьми, с учётом возрастной группы, привлекая родителей. 

Одновременно с этим, логопед проводит упражнения для эмоционального развития детей, для развития мимики, жестов, с элементами пантомимы. То есть это психогимнастика на материале любой лексической темы: «ты – зайчонок, заблудившийся в лесу», « покажите, как будто снимаете горячую кастрюлю с молоком с огня, и обожглись», « разбили любимую чашку» или « лось, который важно ходит по лесу; белочка грызёт орешки, медведь залез в дупло и его покусали пчёлы…». Очень трудно научить наших детей передавать мимикой  эмоции, которые они на самом деле не испытывают в данный момент - страх, боль, испуг, сострадание, гордость.

  1. Осуществляя подбор музыкального сопровождения в старшем возрасте, музыкальный руководитель привлекает детей, как к выбору музыкальных отрывков, так и к их исполнению (под бубен выходит медведьа под музыкальный треугольник-мышка; обязательно обсуждается, звучание какого инструмента подходит тому или иному герою)

Я, как логопед, провожу занятия с использованием театральных этюдов, которые очень схожи  с психогимнастикой, но требуют передачи нескольких действий, объединённых сюжетом –« где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем».

  1. На заключительном этапе музыкальный руководитель проводит репетиции с использованием мимики, жестов, походки (сначала индивидуально, затем в малых группах, и только как заключительный момент - общая  игра-драматизация). Логопед также проводит игры – драматизации, в которых главное - свободная спонтанная речь, уверенность в себе, чувство своей ценности в коллективе. Например, игра « Где чей домик?», побуждающая детей с нарушением речи вступать в диалог, что очень ценно в логопедической работе. И, напоследок, хочется сказать, что мы – не боги, и дети наши очень индивидуальны и непросты. Но, может быть, когда-нибудь они станут  настоящими артистами и народными любимцами, и с них будут брать пример, в том числе и в речи, а это будет, пусть маленькая, но и наша с вами заслуга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Артемова Л.В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О.В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1.

4. Довгаль Н.В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3.

5. Жога Л.Н., Саяпова Н.Г., Епрева Е.Ю., Овчинникова Е.В., Рукосуева Л.А. Театрализованная деятельность как средство коррекции речевых нарушений в условиях специального детского сада // Логопед. – 2007. - № 4.

6. Жулина Е.В., Голубева И.В. Значение театрализованной деятельности и среды в психическом развитии дошкольников с недостатками речи // Логопед. – 2008. - № 5.

7. Линчук Л.А. Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы // Логопед. – 2007. - № 6.

8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

9. Родионова Ю. Развитие интонационной выразительности речи дошкольников // Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

10. Фурсенко Н.А. Театрализованные игры в помощь логопеду // Логопед. – 2005. - №5.

11. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музыкального руководителя в организации самостоятельной деятельности дошкольников

Обобщение опыта, который был представлен на районном методическом объединении музыкальных руководителей...

Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя в организации театрализованной деятельности.

Данная статья позволяет увидеть совместно решаемые задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем. А также показывает основные направления взаимодействия специалистов на примере постановк...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей Словарная работа в разных видах деятельности.

Развитие словаря детей происходит в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности. Большое значение для обогащения и активизации словаря имеет бытовая деятельность....

Совместная работа учителя логопеда, воспитателя и музыкального руководителя в условиях МДОУ

В современной педагогике актуальной становится проблема пересмотра содержания образования в ДОУ, разработка и внедрение новых подходов использования коррекционно-развивающих и здоровьесберегающих...