Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда
материал по логопедии

Информационно-компьютерные технологии в работе учителя-логопеда

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx20.84 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютерные технологии в настоящее время – перспективный инструмент, средство коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Непрерывное развитие компьютеризации открывает новый, ещё не исследованный дидактико-методический потенциал, обусловленный уникальными возможностями современных программно-аппаратных средств и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В своей работе использую стандартные программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft Power Point, проигрыватель Windows Media. Логопедические кабинет оснащен ноутбуком, интерактивной доской и проектором. Создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов, содержащих коррекционно-развивающую информацию. Эти средства разрабатываются самостоятельно или заимствуются с сайтов.

Внедрение средств ИКТ в логопедическое занятие имеет ряд преимуществ:

  1. Информационные и коммуникационные технологии способствуют повышению мотивации у ребёнка, когда дело касается сложной для него работы с исправлением дефекта речи. Он стремится к эталонному произношению, подсознательно анализирует свои ошибки и старается выполнить задание намного лучше, потому что хочет соответствовать герою игры.
  2. Ребёнок меньше утомляется. Это обусловлено тем, что ИКТ за счёт красочной графики, продуманных игровых историй, современного подхода к разработке самих методических игр для него очень интересны. Следовательно, концентрация внимания и работоспособность сохраняются на протяжении большего времени, чем на традиционных занятиях.
  3. Программы для детей создаются с использованием дружественного интерфейса с учётом соответствующих конкретному возрасту ментальных и психофизиологических особенностей, что способствует формированию подсознательного стремления ребёнка учиться говорить правильно, исправить собственные ошибки. Особенно стоит отметить категории игр, в которых есть герой, рассматриваемый ребенком как эталон, которому нужно соответствовать.
  4. ИКТ позволяют обеспечить интересные, красочные, занимательные для дошкольника формы экспериментирования, моделирования, классификации, сравнения.
  5. Появляется возможность моделировать коммуникацию между ребёнком и вымышленным компьютерным героем, формировать либо корректировать целевые модели межличностной коммуникации.
  6. С помощью игровых компьютерных технологий можно существенно уменьшить негативное отношение ребёнка к логопедическим занятиям за счёт возникновения уверенности в себе и желания научиться говорить правильно. Для дошкольника становится более интересным повторение определённых звуков и слогов (что само по себе составляет основу коррекционной деятельности).
  7. С помощью устройства вывода можно наглядно и доступно показать ребёнку результат его работы на занятии.
  8. Возможность в определённых пределах проводить компьютерную корректировку голоса ребёнка и изменять чувствительность микрофона (в зависимости от индивидуальных особенностей) позволяет дополнительно повышать качество проделанной дошкольником работы («Послушай, как ты можешь говорить!») и, тем самым, дополнительно мотивировать его к участию в логопедических занятиях.

Принципы использования ИКТ на логопедических занятиях

Совместное использование современных компьютерных и информационных технологий на логопедических занятиях осуществляется на основе следующих принципов:

  • Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. ИКТ выступают как инструмент для коррекционной работы, которая ведётся с опорой на различные анализаторы.
  • Системный подход к коррекции речевых нарушений. ИКТ позволяют работать над системной коррекцией и развитием всех речевых характеристик.
  • Принцип развивающего и дифференцированного обучения детей – это способность объективно определять область текущего и ближайшего развития.
  • Принцип системности и последовательности обучения – это использование раннее полученных знаний при изучении нового материала, который изменяется от простого к сложному.
  • Принцип доступности обучения. Задания предъявляются детям в игровой форме в соответствии с возрастными особенностями обучающихся.
  • Принцип индивидуального обучения. ИКТ предназначены для индивидуальных и подгрупповых занятий и позволяют построить коррекционную работу с учётом индивидуальных образовательных потребностей и возможностей ребёнка.
  • Принцип объективной оценки результатов деятельности ребёнка. ИКТ позволяют объективно оценить результативность деятельности ребёнка с помощью составления графиков или таблиц, которые наглядно показывают весь процесс обучения.
  • Принцип игровой стратегии и введения ребёнка в проблемную ситуацию. Игровой принцип обучения с предъявлением пользователю конкретного задания позволяет эффективно решать поставленные коррекционные задачи и реализовать на практике дидактические требования доступности компьютерных средств обучения.
  • Принцип воспитывающего обучения направлен на воспитание у детей волевых и нравственных качеств.
  • Принцип интерактивности компьютерных средств обучения. Использование ИКТ происходит одновременно с осуществлением обратной связи в виде анимации образов и символов, а также с предоставлением объективной оценки результатов деятельности.

Методический инструментарий учителя-логопеда с применением ИКТ

На логопедических занятиях использую различные компьютерные ресурсы. Чаще всего это как самостоятельно разработанные инструменты, так и готовые продукты.

Самостоятельно разработанный инструментарий:

-        составленные с помощью программного комплекса Microsoft Office карточки и презентации:

1. Презентации по лексическим темам.

Здесь идет отработка лексики по теме, упражнение в правильном словоизменении, словообразовании, правильном употреблении предлогов.

2. Презентации по автоматизации и дифференциации звуков.

Направлены на побуждение ребенка использовать автоматизируемый звук именно на том этапе, на котором ведется работа с данным ребенком. То есть, есть презентации на автоматизацию конкретного звука в словах, во фразах и предложениях, в стихах, в самостоятельной речи. По такому же принципу построены презентации на дифференциацию звуков.

3. Презентации по обучению грамоте.

В данном разделе презентации на побуждение ребенка узнавать буквы, читать слоги и слова, простые предложения. Здесь тоже прослеживается принцип от простого к сложному и, конечно же, игровой подход.

-        логопедические интернет-страницы;

-        тематические цифровые видеоролики, аудиозаписи и др.

Готовые продукты:

-        КИМП - конструктор индивидуальных маршрутов и образовательных программ для дошкольников с ОВЗ. С помощью программы я создаю документы со всеми составляющими работы с дошкольниками в течение года: общими сведениями, спецификой маршрута, индивидуальной образовательной программой, программой работы с семьей и мониторингом индивидуального развития.

-        компьютерные логопедические тренажеры;

-        компьютерные тесты из сети Интернет;

-        приключенческие квесты и обучающие игры.

Являясь активным слушателем вебинаров, проводимых создателями образовательного портала «Мерсибо», и заинтересовавшись играми, представленными на сайте, я приобрела диски:

-        «Звуковой калейдоскоп» для развития фонематического слуха у дошкольников;

-        «Звуки в порядке» для автоматизации трудных звуков в слогах, словах и связной речи;

-        «Речевой экспресс» развивающие игры для детей с ОНР;

-        «Читаем с логопедом»        12 интерактивных игр для знакомства с буквами и звуками.

А также приобретены флешки:

-        «Лексические запасы»        - набор из 24 игр по лексическим темам. Темы игр подобраны в соответствии с календарным планом на учебный год. Игры помогают проработать лексические темы, развить зрительное внимание, наблюдательность и связную речь. В играх дети узнают новые слова, занимаются с обобщающими понятиями, учатся различать предметы и узнают их особенности. У игр интересный сюжет: надо не просто перечислить слова, а помочь подобрать детям одежду по сезону или организовать доставку в магазине. Такой подход помогает увлечь ребенка на занятиях, повысить эффективность обучения и способствует социализации детей с ОНР обеспечивает включение в общество, готовит к активному участию в социальной жизни.

-        электронные рассылки. Во время пандемии был сформирован банк электронных адресов родителей. Индивидуально подбиралась литература и речевой материал для совместной работы родителей с детьми (предварительно получив согласие родителей на рассылку материалов). И по настоящее время заинтересованные родители получают рассылку от учителя-логопеда.

 -        онлайн участие в Олимпиадах, конкурсах и др.

В январе 2023 г. Приняла участие во Всероссийском тестировании: «Использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической деятельности». (Диплом победителя I степени) 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"

В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

Использование информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда...

Система использования информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ.

Выступление на педсовете Система использования информационных компьютерных технологий вработе учителя-логопеда ДОУ. Учитель-логопед МБДОУ д/с №15...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.Неотъемлемой и важной частью этих процес...

Использование средств информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда

В настоящее время информационные технологии становятся неотъемлемой составной частью современной рабочей среды учителя-логопеда. Применение учителем–логопедом в коррекционно–образовательно...

Презентация на тему: "Использование информационных компьютерных технологий в работе учителя-логопеда"

Презентация может быть использована в работе учителей-логопедов ДОУ....