консультации для родителей и воспитателей
консультация по теме

Колосова Алла Владимировна

конструктивная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx58.97 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» деревни Большие Липки
Вязниковского района, Владимирской области





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ:
 «От игры в кубики к конструированию»





                                                                         Выполнила: воспитатель
                                                                                   II квалификационной категории
                                                                                     Колосова А. В.

2014год

 
Маленькие дети очень любят играть с кубиками, могут самостоятельно в течение часа с упоением строить из них всевозможные конструкции.
 Одна мама  купила набор кубиков и совсем отчаялась. Ребёнок равнодушно проходил мимо разложенных на ковре деталей, отказывался играть в кубики, не хотел строить даже вместе с мамой, ни башни, ни дома, ни машины, ни корабли. Она взяла и убрала в шкаф коробку с конструктором.  «Возможно это не для него!» -  подумала мама.
И мне очень обидно за этого малыша, ведь он лишился очень интересного, увлекательного и весьма познавательного вида игры – конструирования только потому, что мама не нашла приёма привлечения карапуза к новой для него деятельности.
Как заинтересовать малыша конструированием из кубиков? Начинать необходимо с развития эмоционального положительного отношения ко всему новому. «Увлекая малышей, увлекайтесь сами! » - вот лозунг, подходящий для знакомства с любой новой деятельностью. Азарт, заинтересованность, увлечённость взрослого передаются ребёнку. Если малыш будет ощущать, что мама или папа играет с интересом, что процесс создания постройки из кубиков притягивает и захватывает самого взрослого, то и он проникнется радостным ощущением созидания.
Заинтересовать  ребёнка и включить его в процесс постройки поможет небольшой рассказ или короткая сказка. Кто из детей не любит весёлых сказок? И вот мама рассказывает сказку, разыгрывает её с помощью конструктора и мелких сюжетных игрушек, и у малыша загораются глаза – он увлекается и начинает старательно помогать героям сказки строить дороги, мосты, города.
« Вот озорная тучка,- говорит мама и показывает большой комок ваты. - Тучка плывёт по небу и проливает свой дождь  на крыши домов, на деревья и дорожки. Смотри, смотри, зайка и мышка гуляют по дорожке. Они сейчас промокнут. Построим для них грибок!». Возможно, малыша заинтересует сюжет про курочку, от которой убежали цыплята, или рассказ о наступившем на шишку неуклюжем медвежонке, которого нужно отвезти полечится на
 сделанной из кубиков машине. Проблемная ситуация заставляет задуматься, вызывает сочувствие и желание помочь, поддерживает у малыша интерес к новой для него деятельности.
Заинтересовать ребёнка и поддержать его активность помогут и детские стихи, песенки. В них есть не замысловатый сюжет, повторяемость, особый ритм, перебор и детализация впечатлений. Многие из них можно обыгрывать с помощью конструктора.
Плывёт, плывёт кораблик,
Кораблик золотой.
Везёт, везёт кораблик
Подарки нам с тобой!-
читает мама стихи  и на глазах у малыша из двух кирпичиков строит лодку или кораблик.

У нас машины разные, би-би, би-би,
И жёлтые и красные, би-би, би-би,
Машины за машинами, би-би, би-би,
Шуршат своими шинами, би-би,би-би!-
рассказывает взрослый, предлагая ребёнку построить жёлтую и красную машины.
Сюрпризный момент  - беспроигрышный приём вовлечения детей в игру. Обычная обувная коробка, оклеенная подарочной бумагой ,с несколькими игрушками и кубиками для строительства дома для мышки становится вдруг волшебной, сказочной, а от этого притягательно манящей.
Научившись увлекать  малыша новой для него деятельностью и игрой, вы наверняка задумаетесь: с чего начать?
Начните со знакомства с деталями и частями конструктора(лучше всего подойдут деревянные кубики, так как они более устойчивы, чем пластиковые или набивные).Поэтому, принеся из магазина набор для строительных игр, поставьте перед ребёнком коробку, вынимайте из неё предметы по одному, ощупывайте, называйте, рассматривайте их, выкладывая на лежащий рядом коврик. Для того, чтобы малыш усвоил названия форм строительного набора, используйте особый приём –
 опредмеч ивание  . Ведь любая геометрическая форма похожа на какой-то известный малышу предмет: треугольная призма – на крышу дома, поэтому назовём её крышей, а параллелепипед очень похож на строительный кирпич – значит, это кирпичик; куб станет кубиком. цилиндр столбиком ,а полусфера – шляпкой. И не беда, что малыш не сразу усвоит названия геометрических форм, в дальнейшем, в играх и самостоятельной деятельности, он обязательно научится различать предметы по их внешнему виду и названию ,а часть названий  будет использовать в речи. Вынув все предметы, складывайте их вновь в коробку, выбирая вначале только кубики, потом кирпичики, крыши и столбики.
Не стоит предлагать малышу сразу весь набор для конструирования, вначале познакомьте его с постройками из одинаковых геометрических форм: стройте узкую и широкую дорожки из кирпичиков, башни и поезд из кубиков.
Наиболее удобно организовывать игру с малышом на полу: можно не опасаться, что постройка упадёт или не хватит места для реализации замысла. На полу малыш может поменять позу, отодвинуться, приблизиться, встать на четвереньки или лечь на живот, не опасаясь при этом разрушить постройку. Кроме того, будет меньше уставать, чем за столом.
Для того ,чтобы заинтересовать, ребёнка игрой, взрослому необходимо обосновать постройку с помощью небольшого понятного игрового сюжета. И тогда конструирование приобретёт определённый смысл, станет игровой задачей.
Положите на пол голубую ленту ( или вырезанный из бумаги голубой овал) –это речка (или большая лужа).А вот маленькая кошка. которая жалобно мяукает, пробует лапкой воду и никак не может перебраться через реку. Помогите малышу понять проблемность игровой ситуации и подскажите один из возможных путей её разрешения: построить дорогу или мост через реку. Заранее приготовьте четыре – шесть кирпичиков. Покажите, как их нужно приставлять друг к другу узкой стороной. Уложите несколько кирпичиков, предоставив ребёнку возможность самому продолжать строительство.(Можно укладывать кирпичики по очереди.)Когда дорожка будет завершена, обязательно обыграйте её, предложив поводить по ней кошку. В следующий раз ,привезя игрушечный грузовик с кирпичиками, попросите ребёнка самого построить узкую дорожку для собачки. При затруднении напомните ему, как нужно прикладывать кирпичики, -узкой стороной друг к другу. Такие незатейливые игры знакомят детей с геометрической формой предметов, первыми практическими мыслительными действиями – промериванием и прикладыванием, учат действовать по показу. К тому же образ дорожки становится узнаваемым.
Спустя некоторое время усложните игру : сделайте узкую дорожку заранее, посадите на неё игрушечную кошку и накройте постройку платком – это образец. Помните: для детей раннего возраста действовать по заранее созданному образцу очень сложная задача. Поэтому, прежде чем малышу предложить эту игру, убедитесь, что он научился строить дорожку по вашему показу. Дайте несколько кирпичиков и предложите построить такую же  дорожку. Когда малыш справится с задачей, поиграйте: водите куклу по дорожке, на которой сидит кот. Читайте стихи.
Уходи с дороги кот.
Наша куколка идёт.
Через киску упадёт!
Бах! Упала!
Повторите несколько раз: «Уходи, кот. Ляля упадёт. Бах! Упала! Брысь! Брысь!,  побуждая ребёнка повторять простые слова «брысь»,  «бах», «упала». Пересадите игрушечную кошку и повторите игру. Через некоторое время малыш научится строить, ориентируясь на готовый образец.
Интерес к конструированию у детей возрастает, если время от времени менять сюжет игры и усложнять задачу.

Приготовьте для игры набор из разноцветных кирпичиков и две – три машинки. Предложите построить дорожку для каждой машины. В этой игре важно, чтобы ребенок начал строить дорожку по просьбе взрослого, припоминая, как он это делал раньше, используя показ или готовый образец. Если возникнут затруднения, помогите, положив два кирпичика, а остальное пусть он доделывает самостоятельно. Когда все будет готово, катайте машинки по дорожкам и пойте.
                                                                                                                                                                                                                                          Машина, машина.                                                                                                                                                              Ты нас покатай.                                                                                                                    Машина, машина,

Быстрей поезжай!

Би-би-би, би-би-би!

Машина, машина,

Вези нас домой.


                                                         Машина, машина,

Приехали! Стой!
Би-би-би, би-би-би!


Р.Некрасова

Во время  игры старайтесь вызвать у ребенка желание подпевать вам: «Би-би-би, би-би-би!». А в следующий раз предложите малышу самому выбрать среди кубиков несколько кирпичиков для строительства дорожки.

     Для привлечения малыша к конструированию используйте сюрпризный момент. Принесите в коробке, оклеенной подарочной бумагой, четыре-пять кубиков разного цвета и игрушечного петушка. Постройте высокую башенку, поставив кубики друг на друга. Предложите  малышу посадить петушка на башенку, а сами спойте песенку.

Кто проснулся рано?

Петушок.

Поднял кверху красный

Гребешок.

Петушок пропел:

«Ку-ка-ре-ку!

Кто еще лежит там

На боку?»

С.Прокофьев

После того, как малыш освоит строительство башни, ориентируясь на ваш показ, предложите ему сделать постройку с опорой на готовый образец.

Заранее постройте башню из кубиков, посадите рядом с ней небольшого плюшевого зайчика на резинке. Накройте постройку коробкой или платком. Начните игру с сюрприза: предложите посмотреть, что спрятано под коробкой. Покажите башенку и зайчика, который умеет ловко прыгать и даже может прыгнуть так высоко, что будет сидеть на самом верху башни. Сопровождайте действия песенкой.

      К Диме (имя ребенка) зайка подбежал,

      Возле  Димы прыгать стал.

      Прыг, скок, прыг, скок –

      Догони меня, дружок!

Достаньте еще кубики, предложите построить еще одну башенку для зайчика. После завершения постройки покажите, как зайчик может прыгать с башенки на башенку и прятаться за ними. «Догони меня, дружок!». Передайте игрушку малышу и попросите его показать, как зайка умеет прыгать.

     Если ребенок уже много раз строил из кубиков башню вместе с вами, а потом без труда по образцу, значит, он сможет справиться и с более сложной задачей – построить башню по вашей просьбе без опоры на показ и образец. Окажите игрушечную курочку, расскажите, что она потеряла своих цыплят, а чтобы она смогла их найти, нужно построить высокую башню. Дайте пять-шесть кубиков. Если малыш не начнет строить, сами поставьте кубик на кубик, предлагая ему завершить строительство. Когда башенка будет готова, осадите курочку сверху и незаметно поставьте на стол несколько цыплят (игра разработана С.Л.Новоселовой).


Когда курочка их найдет, то будет говорить своим деткам:

   
Ко-ко-ко,

     Ко-ко-ко,

    Не ходите далеко!

Спрячьте цыплят вновь, побуждая малыша действовать с игрушечной курочкой и, найдя цыплят, проговаривать слова стихотворения, используя жест «нельзя». Так, весело и увлеченно играя, вы научите ребенка создавать постройки из одного вида геометрических фигур: из кирпичиков (узкая дорожка) и из кубиков (высокая башня). Какими бы примитивными ни казались вам эти игры, в них заложена суть первых практических мыслительных операций. Прикладывая и накладывая одни фигуры на другие, малыш осваивает способы практического примеривания. Он сопоставляет, сравнивает и обобщает, отбирая нужные геометрические формы для строительства. Постигает разные способы получения знаний: вначале его работа основана на подражании действиям взрослого, потом он начинает работать, ориентируясь на готовый образец, и, наконец, по просьбе и слову взрослого.

     Закрепляя умение строить из одних и тех же геометрических форм, познакомьте ребенка с конструированием поезда из кубиков и широкой дорожки из кирпичиков.

     Вместе рассмотрите картинку, на которой нарисован поезд. Расскажите о пассажирах этого поезда: кошке, собачке, курочке. Приготовьте несколько кубиков и фигурки животных (игрушки должны быть соразмерны величине кубиков). Покажите, как строить поезд с вагончиками, прикладывая кубик к кубику. Посадите пассажиров в вагончики и покатайте их. Спойте песенку.

Мы едем, едем, едем

В далекие края –

Хорошие соседи,

Веселые друзья.

Для строительства широкой дорожки понадобиться шесть кирпичиков, а для сюрпризного момента – корзина и небольшой мишка. Покажите малышу корзину, спросите: «Кто там в корзине?». Пусть медвежонок медленно окажется из корзины и тут же спрячется вновь. Предложите позвать мишку: «Иди, Миша! Иди! Иди!». Когда игрушка окажется в руках у малыша, скажите: «Для мишки нужно построить дорожку. Но не узкую, а широкую, потому что он большой». Приложите два кирпичика широкой стороной друг к другу, остальные дайте ребенку, пусть он  продолжит постройку (или выкладывайте кирпичики по очереди). Когда дорога будет готова, порадуйтесь вместе с мишкой, поблагодарите малыша за постройку. Попросите его поводить мишку по дорожке со словами: «Иди, Миша! Иди!». А пока мишка ходит, пойте песенку, побуждая малыша повторять куплет: «Топ, топ, топ!».

Шагают ножки –

Топ, топ, топ!

Прямо по дорожке –

Топ, топ, топ!

Ну-ка, веселее –

Топ, топ, топ!

Вот как мы умеем –

Топ, топ, топ!
                                         Н.Френкель

Поддерживайте интерес к строительству, быстро создавая на глазах у ребенка новые образы построек. Возьмите два кирпичика и положите их крест-накрест – получился самолет. Посадите  в самолет матрешку и катайте ее. Читая стихи.
                                                          Самолет летит,

Самолет гудит:

«У-у-у-у!

Я лечу в Москву»

Командир –пилот

Самолет ведет:

«У-у-у-у!

Я лечу в Москву»

                                                                                                            Н.Найденова

Итак, малыш сделал первые шаги на пути освоения простейшего конструирования – теперь он готов перейти к комбинированию двух знакомых геометрических фигур (кубик и кирпичик), создавая образ машины, стола и стула.

      Для строительства машины приготовьте два кубика, два кирпичика и две сюжетные игрушки: курочку и кошку. Покажите ребенку, как на край кирпичика поставить кубик, для того чтобы получилась машина с кабиной и кузовом. После завершения постройки посадите в нее игрушки и покатайте их.

      Следующую игру начните с сюрприза. Принесите «чудесный мешочек» с небольшими игрушками внутри (собачка, кошка, курочка, петушок, лягушечка,

птичка). Попросите малыша угадать, кто подает голос из мешочка. Когда он распознает все игрушки, достаньте их, скажите: «Эти малыши хотят посидеть на стульчиках за столом». Постройте стул, приставив кирпичик к кубику,  и стол, положив кирпичик на кубик, посадите за стол собачку. Затем вместе стройте столы и стульчики для других игрушек. Достаньте игрушечные чашечки и угостите гостей чаем или соком.

     В совместных ежедневных играх малыш становиться более уверенным, самостоятельным и активным. Вот он уже сам выкладывает кубики из коробки, пробуя строить башенку из кубиков и из кирпичиков. Его поглощает неуемное желание экспериментировать: на кубик он ставит кирпичик и вновь кубик, но баланс не соблюден – и все рассыпается. Малыш в недоумении. Помогите ему, подсказав, как лучше сделать такую постройку. Ведь без вашей помощи, поддержки, заинтересованности он может быстро перейти от продуктивной деятельности к разбрасыванию. Заинтересуйте его новыми постройками с другой геометрической фигурой – крышей. Покажите матрешек, предложите построить для них новый дом. Поставьте на кубик треугольную призму – вот и готов дом. Обыграйте постройку, рассказав малышу стишок.

Куколке-матрешке

Строим дом хороший:

Вот такой высокий,

Вот такой широкий!

В дом вошла матрешка,

Наша кукла –крошка.

Весело так пляшет,

Всем платочком машет.            

                                                                                     Н.Кукловская.

Пусть малыш самостоятельно построит дом для другой матрешки. Затем спрячьте матрешку за домик, постучитесь: «Тук-тук, тук-тук!». Спросите: «Кто в домике живет?». Покажите матрешку, воскликните: «Матрешка –баба, живет в домике. Вот матрешка – баба!». Побуждайте ребенка включиться в вашу игру: научите его прятать матрешку за домик. Произнося «тук-тук!», показывать ее и называть облегченным словом «баба».

    Стройте вместе с малышом большой и маленький домики для большой и маленькой матрешек. Придумывайте другие игровые ситуации, в которых необходимо выполнить постройки для двух игрушек разной величины. Для этого приобретите набор с достаточно большими кубиками (маленькие и большие кубики должны заметно различаться). Прежде чем ввести новый сенсорный признак –

величину – в сюжетную канву игры, предварительно познакомьте малыша с этим понятием. Разложите кубики по величине: большие сложите в большой грузовик, а маленькие – в маленькую машину. Можно построить башню из больших кубиков и маленьких, а потом два поезда: с большими и маленькими вагончиками.

   Не забывайте: сначала предлагайте малышу выполнять постройки, ориентируясь на ваш показ, потом давайте ему возможность строить по готовому образцу; когда же он научиться хорошо, узнавать постройки и самостоятельно воспроизводить их, то сможет руководствоваться только вашей просьбой.

   В ходе игровых ситуаций у ребенка накопилось несколько простых построек, соедините их вместе, создав любую несложную сюжетную композицию: дом с дорожкой, машины на дорожке, поезд и машина, стол и стулья, машина и самолет.

    В качестве примера приведем  следующую игру. Скажите малышу: «Сегодня мы будем строить дом с дорожкой: сначала дом, а потом дорожку». Спрячьте за домик игрушечного гуся. Покажите игрушку. Побуждая ребенка к звукоподражанию: «Гусь –га-га». Спросите: «Как гусь кричит?». Расскажите ему стихи.

Гусь с гусятами живет

В доме на лужайке.

(Спрячьте гуся за домик)

Кто там голос подает?

Ну-ка, угадай-ка!

Га-га-га, га-га-га!

Ю.Островский

Проведите гуся по дорожке, вокруг домика и вновь спрячьте его.

Неподдельный интерес к строительству можно поддерживать, создавая на глазах у ребенка новые постройки с новыми геометрическими формами. Положите на кирпичик пластину – получатся качели. Достаньте небольшие игрушки и покачайте их на качелях. Читайте стихи.

Ой-да, ой-да, на качели сели.

Ой-да, ой-да, песенку запели.

А потом еще раз

Быстро раскачались.

Все у нас, все у нас

Весело смеялись.

Э.Макшанцева



Предложите малышу построить свои качели для других игрушек.

Быстро, на глазах у малыша сделайте лодку из кирпичика, а ее парус – из треугольной призмы или второго кирпичика.

 Знакомство со строительством песочного грибочка можно начать с истории про зайчонка, который пошел гулять и забыл дома зонтик. Зайчонок гулял на улице, катался на качелях, съезжал с горки, и вдруг начался дождик. Сначала капли падали медленно: кап-кап, кап-кап, а потом все быстрее и быстрее: кап-кап-кап, кап-кап-кап. Куда спрятаться от дождика? Постройте грибок из цилиндра и крыши, спрячьте под ним зайчонка.

   С помощью построек начинайте формировать знания о цвете. Стройте разноцветные дорожки, подбирая кирпичики по цвету. Разными по цвету могут быть башни и вагончики, самолеты и машины, дома качели и лодки. Однако помните: детям раннего возраста очень трудно ориентироваться в двух сенсорных признаках предметов –форме и цвете. Поэтому вначале вводите цвет в постройки, выполненные

из одних и тех же геометрических форм (дорожки, башни, вагончики, самолеты), позже – в более сложные постройки: домики, машины, качели, лодки, стулья и столы.

   Постепенно усложняйте игровую задачу, показав постройки из трех деталей. Например, кукольная кровать, которую можно сделать из трех кирпичиков, приставляя два стоящих вертикально стоящих кирпичиков к третьему, лежащему плашмя. Или кресло для мишки и диванчик для его подружек матрешек. А потом, рассмотрев картинку с паровозом, «изучив» его детали – колеса, трубу, кабину, можно сделать чудо паровоз: поставьте на кирпичик кубик и цилиндр. Предложите малышу построить свой паровоз. Рассмотрите его, найдите трубу, кабину, колеса. Прочитайте стихи.

Паровозик кричит: «Ду –ду!»

«Я иду, иду, иду!»

А вагоны стучат,

А вагоны говорят:

«Так – так –так,
«Так – так –так,
«Так – так –так,

«Так – так –так!»
                                                                                        Н.Френкель


Попросите показать, как гудит паровоз. А как стучат колеса. Посадите небольшие игрушки на паровоз, обыгрывая новую постройку.

Следующим шагом станет освоение наиболее сложных сооружений, перекрытий. Начните с простых построек – со скамьи из двух кубиков и планки. И заборчика из кирпичиков, приставленных друг к другу вертикально. Как только малыш научится делать эти конструкции, ему можно предложить построить ворота: поставить кирпичики вертикально и осторожно положить на них планку. Не забывайте обыгрывать постройки, используя дополнительные игрушки: машины, куклы, маленькие мячи.






Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша простейшему конструированию: каждый последующий шаг опирается на предыдущий. Поэтому не торопись усложнять игры со строительным материалом, если ребенок не усвоил более простых умений. Предоставьте ему возможность освоить доступный для него уровень игры. Помните:
развитие – сложный процесс, в котором последующие умения зависят от качества предыдущих.

Как оценить возможности малыша? Как понять, что он освоил, а что ему еще предстоит? Понаблюдайте за ребенком вовремя самостоятельной игры с кубиками. Подмечайте, какие сооружения и постройки он делает сам, много раз строя и разрушая, что вызывает у него замешательство, и тогда он пытается привлечь вас либо старших братьев или сестер к своей игре; строительство каких сооружений доставляет ему явное удовольствие, а что он отказывается строить; точно ли он воспроизводит знакомые образы построек и конструкций или пытается внести в них некоторые элементы новизны. А может быть, он и вовсе не строит, а только перекладывает, разбрасывает кубики. Научитесь размышлять, анализировать поведение малыша. Так вы начнете понимать, какие игры ему нужны и в каком темпе он может осваивать новое. Только так придет чувство единства в совместных играх. Если вы уверены, что ваш малыш может двигаться дальше предложите ему игры, в которых можно объединять по смыслу сюжета трех и более знакомых построек: «Дом с дорожкой и машиной для мышки», «Башня с забором и воротами для петушка», «Зайкин дом со  скамейкой и качелями», «Паровоз с вагончиками для курочки и цыплят», «Мишкина квартира со столом, стулом и кроватью», «Кошкин дом со столом, диваном и креслом».

Конечно. Детям трудно удерживать в памяти замысел и последовательность строительства такой сюжетной композиции. Используйте прием достройки композиции. Заранее в обувной коробке, оклеенной цветной бумагой, постройте стол для кошки предложите малышу сделать стул и диван. Рассмотрите получившуюся комнату, назовите мебель, особое внимание уделите ее цвету. Пригласите кошке гостей.

В следующий раз в обувной коробке, оклеенной зеленой бумагой изнутри заранее постройте дом для зайчика, а необходимые для строительства детали положите рядом. По очереди стройте скамейку, дорожку и машину.

Затем можно предложить другой вариант игры. Заранее построив дом для курочки и цыплят, можно советоваться с ними: чтобы они хотели увидеть рядом со своим домом.




Вводите самостоятельную игру малыша недостроенные композиции. Вот на диване стоит коробка, внутри цветной коврик, а на нем диван, а рядом с коробкой маленький мишка и детали, необходимые для строительства стола, стула, кровати и кресла. Другой вариант: в коробке зайчик в машине, а рядом лежат матрешка, мышка и другие детали конструктора. Возможно, малыш захочет построить матрешке и мышке машины, а может, самолет или лодку. Или посадит всех на поезд и повезет в только что выстроенный дом.  Возросшие возможности ребенка позволяют перейти к сложным постройкам из множества деталей: домик из четырех кирпичиков и призмы – крыши; лесенка из кубиков или кирпичиков, горка со скатом из пластины и с лесенкой из кубиков, песочница с грибком.

Для постройки и обыгрывания песочницы будут нужны кирпичики, цилиндр и крыша, а также небольшие игрушки, крупная поваренная соль и формочки для песка, круг, вырезанный из бумаги. Постройку удобно располагать на большом пластмассовом подносе или куске линолеума. Попросите малыша построить песочницу для игрушек: выложить круг из кирпичиков. Песок (крупную соль) привезет игрушечный грузовик, затем предложите сделать игрушкам куличики. Для этого песок необходимо сбрызнуть водой.

Фантазируйте, создавая все новую и новую канву, вводите ранее освоенные постройки в архитектурные ансамбли. Родители лучше других знают и понимают своего ребенка, его интересы и предпочтения, поэтому сами придумывайте новые игры, а предложенные нами используйте как тему для импровизации.

Помните: не один другой вид продуктивной деятельности не расширяет так границы познания, как работа со строительным материалом, которая позволяет:

  • Познакомиться с сенсорными признаками предметов (формой, величиной и цветом) и научиться оперировать ими;
  • Формировать и совершенствовать определенные типы перцептивных действий необходимых для использования сенсорных эталонов при анализе свойств реальных предметов: целенаправленные пробы, практическое примеривание и зрительное соотнесение;
  • Познакомиться на практике с пространственными соотношениями элементов: правее, левее, выше, ниже, рядом, перед, за;
  • Развивать мелкую моторику рук и глазомер, учиться соизмерять мышечное усиление и тренировать координацию руки и глаза;
  • Формировать конструктивные способности: умение понимать и воспроизводить тот или иной объект сообразно замыслу;
  • Развивать узнавание образов, воплощать их в постройках, комбинировать знакомые образы в сюжетных постройках;
  • Тренировать речевые возможности;
  • Создавать основу для развития фантазии и воображения.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Аленушка» деревни Большие Липки
Вязниковского района, Владимирской области


Консультация для педагогов:
«Использование продуктивной (конструктивной )

деятельности в течение дня для развития  детей младшего возраста».


                                                                                         Выполнила: воспитатель
                                                                                   II квалификационной категории
                                                                                     Колосова А. В.

                                               2014год
Название конструктивной деятельности происходит от латинского слова construction- построение.
Под детским конструированием понимается деятельность, в котором дети создают из различных материалов (бумаги ,картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки(игрушки, постройки)
Основное внимание при организации конструирования и ручного труда уделяется у ребят наблюдательности, любознательности, сообразительности, находчивости, усидчивости, умелости.
Важно при этом формировать у детей потребность в  творческой деятельности, трудолюбие, самостоятельность, активность, терпение, аккуратность, стремление доставить радость окружающим людям; наполнять ярким содержанием умственные и творческие интересы ребёнка.

Виды конструирования в детском саду.
В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
-конструирование из строительных материалов;
-конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
-конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и лёгким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы цилиндры, бруски и т.д.).Это даёт возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путём наложения друг на друга, приставления одного к другому. В раннем возрасте чаще всего используются деревянные с наиболее  простыми способами  крепления.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм(песочниц)-
пирожки и др.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью.
Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству.
На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщённые представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери.
                     

 Программа по конструированию в детском саду.

-Подведение детей к  простейшему анализу созданных построек.
-Совершенствование конструктивных умений.
-Закрепление умения различать, называть и использовать основные строительные детали(кубики, кирпичики, пластины, цилиндры, трёхгранные призмы),сооружать новые постройки, используя полученные ранее умения (накладывание, приставление, прикладывание),использовать в постройках детали разного цвета. Поддерживание чувства радости, возникающего при создании удачной постройки.
-Формирование умения располагать кирпичики, пластины вертикально (в ряд, по кругу, по периметру четырёхугольника),ставить их плотно друг к другу, на определённом расстоянии (заборчик, ворота).

-Побуждение детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали .   Формирование умения изменять постройки двумя способами: заменяя одни детали другими или надстраивая их в высоту, длину (низкая и высокая башенка. короткий и длинный поезд).
-Развитие желания сооружать постройки по собственному замыслу.
-Формирование умения обыгрывать постройки, объединять их по сюжету: дорожка и дома – улица; стол, стул, диван – мебель для кукол.
-Формирование у детей привычки  после игры аккуратно складывать детали в коробки.
Основные приёмы обучения конструированию.

Для обучения детей конструированию необходимо пользоваться разнообразными приёмами. Выбор приёмов зависит от требований программы для данной возрастной группы, от материала, с которым  работают дети, от умений и навыков в конструировании.

Основными приёмами обучения являются:

1. Показ воспитателем приёмов изготовления конструкций. 2. Объяснение задач с определением  условий , которые дети  должны выполнить.

3.Показ отдельных приёмов конструирования или технических приёмов работы, которыми дети овладевают для последующего использования их  при создании построек, конструкций, поделок.

4.Анализ и оценка процесса работы детей и готовой продукции приёмами обучения конструированию, при этом выясняется, какие способы действий они усвоили, какими нужно ещё овладеть.

При этом необходимо ,чтобы на занятиях воспитатель общался со всей группой детей и с каждым ребёнком отдельно, проверяя усвоил ли он новый материал.

 

Первая младшая группа.
Дети третьего года жизни становятся физически значительно крепче, выносливее, способными к более продолжительным занятиям с большей умственной нагрузкой, так как в их психической деятельности происходят существенные изменения.

К трём годам они уже могут назвать, что будут строить, и способны к большей самостоятельности, могут выполнять те или иные действия без помощи взрослых, изменяя ход знакомых событий, выражая этим своё отношение к ним.
Программа конструктивной деятельности предусматривает  в этой группе только конструирование из строительного материала. У детей воспитывается устойчивый интерес к строительным играм и занятиям. Они конструируют постройки из тех же деталей строительного набора ,что и в предыдущей группе: кубиков, кирпичиков, пластин, призм (трёхгранных). Учатся различать их по форме и величине, узнавать эти формы независимо от положения на плоскости стола (стоит, лежит, расположен короткой или длинной стороной к ребёнку),понимать, что устойчивость  зависит от положения (наиболее устойчивы кирпичики и пластины, когда лежат на широкой стороне).
Дети учатся правильно называть предметы из строительного материала (кубик, кирпичик),понимать и правильно употреблять слова(большой,маленький,длинный-короткий,высокий-низкий,широкий-узкий);правильно выполнять словесные указания(положи, сними, поставь, убери ,разбери, принеси, уложи и т.д.)
Ребёнок 2-3 лет усваивает следующие технические приёмы работы со строительным материалом: размещает по горизонтали кирпичики, пластины (дорожка, поезд),накладывает 4-6 кубиков или кирпичиков друг на друга(башенка, лесенка),замыкает пространство(загородка. забор, домик),делает несложные перекрытия (ворота, горка, мост, домик, гараж).
Следует стремиться к тому, чтобы малыши одну и ту же постройку выполняли разными способами: кроватку можно сделать из двух кубиков и двух кирпичиков или трёх кирпичиков(больших и маленьких для большой и маленькой кукол),
домик строят из кубика и трёхгранной призмы или из трёх кирпичиков и призмы, в таком домике уже может поселиться матрёшка. Постройки детей могут отличаться по цвету. Такой подход развивает у ребёнка умение легко находить нужные детали для самостоятельной работы. Необходимо добиваться точности в работе детей: если кубики(кирпичики) укладываются по горизонтали или по вертикали, то делать это нужно ровно, чтобы например, сторона одного кубика укладывалась на стороне другого, а не выступала над ней, и т.д. Конечно, ребёнок не сразу овладеет этим ,но важно, чтобы он стремился к этому, проверял, как получается, исправлял. Это необходимо и для развития координации движений пальцев , кисти руки. Причём воспитателю следует иногда предложить малышу самому  проверить пальчиками, как уложены детали, и порадоваться вместе с ребёнком его успеху, поощрить за то, что постарался выполнить работу хорошо.
Воспитатель учит детей находить сходство между постройками из игрового строительного материала и знакомыми окружающими предметами и просит назвать их. Кроме того ,ребята должны заранее подумать, что будут строить и как ;
уметь контролировать свои действия, определять ,ровные ли постройки, устойчивы ли они, так ли получилось, как показывал воспитатель, вовремя исправить ошибки, сознательно выбрать те детали, которые больше подходят для задуманной работы. На занятиях воспитатель организует детей в группы по 4-6 ,6-8 человек.
Через1-2 месяца количество одновременно занимающихся детей увеличивается до 10-12,во второй половине года можно проводить занятия со всей группой.
Постройки, с  помощью которых обучаются способом конструирования, не должны быть сложными. Важно ,чтобы дети стремились выполнить их тщательно, запоминали и применяли правильные приёмы конструирования и затем могли использовать их в своих играх.
Желательно, чтобы разные по форме детали были окрашены в различные цвета (кубики- в красные, кирпичики- в жёлтые и т. д.).Следует обращать внимание детей на гармонию детей в постройке)стены домика жёлтые, крыша зелёная; все кубики ,составляющие сиденье дивана, красные, кирпичики для спинки жёлтые и т.п.
На занятиях нужно использовать образные игрушки, соразмерные с набором строительного материала, вызвать у детей желание поиграть с постройкой.
Воспитатель должен показать, как это делать(по лесенке кукла высоко взбирается, потом спускается, идёт играть с подружкой и т.д.),чтобы занятие доставляло радость детям, раскрывало значение построек, убеждало их в том, что с постройками можно интересно играть. Сюжет игры ребятам можно подсказать.
Воспитатель первым начинает игру, а потом включает в неё детей, рассуждает с ними по поводу того, что ещё надо построить ,как играть. В играх и на занятиях следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки)Во время укладывания куклы на построенную кроватку спеть песенку «Баю-баю» М. Красева, «Спи, мой Мишка» Е.Тиличеевой и др.).
Так, в процессе занятий дети учатся различать постройки по величине, форме, видеть, из каких деталей и в каких деталей и в каком цвете они выполнены.Ребёнок называет цвет деталей, выполняя постройку с учётом её цветового решения ,чтобы каждая основная часть имела один цвет(у стола крышка одного цвета, ножки другого и т.д.).
Важно, чтобы каждый ребёнок усвоил последовательность выполнения построек.  Необходимо воспитывать у детей устойчивый интерес к играм и постройкам, для чего на занятии воспитатель показывает, как можно играть, предлагает детям образные игрушки, которые помогают найти новое содержание игры, развивать её сюжет.
На занятиях, создавая условия для  выполнения построек  по замыслу детей, воспитатель подготавливает их к тому, чтобы они сами создавали постройки и играли с ними.  Важно при этом, чтобы дети пользовались полученными на занятиях конструктивными умениями . Если этого нет, следовательно, недостаточно усвоили их, что необходимо учитывать в последующих занятиях. У детей 2-3 лет следует поощрять их желание играть и строить вместе, воспитатель ненавязчиво помогать им в этом. Прежде всего нужно учить ребят уважать работу товарищей, помогать друг другу.
Дети учатся  сохранять порядок на своём рабочем месте: раскладывают строительный материал на столах в том порядке, в каком показал воспитатель. По окончании занятий и игр разбирают постройку, укладывают материал на столе в том  порядке, в каком он находился перед занятием.

Список литературы

  1. Лиштван, З.В. Конструирование
  2. Куцокова Л.В. Занятия по конструированию из строительного материала М.: 2006г
  3. Венгер А.Л. «Развитие» программа для дошкольников
  4. Давидчук А.Н. Конструктивное творчество дошкольников М.: «Просвещение», 1978г

Паромонова  Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей М.: Педагогический университет  






























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей и воспитателей "Алалия. Что это такое?"

Консультация для родителей и воспитателей речевых групп в доступной форме знакомит с основными характеристиками данного речевого нарушения....

Консультация для родителей и воспитателей "Малыш из Зазеркалья"

Консультация для родителей  знакомит с природой леворукости: теорией и гипотезами компенсаторного левшества. Представлена методика определения ведущей руки....

"Давай поиграем" консультация для родителей и воспитателей

В материале представлены дидактические игры для детей 3-4 лет и старше, так как каждую игру можно использовать с усложнениями. Материал содержит описание и материалы (фотографии), он может быть исполь...

1. Консультация для родителей и воспитателей "Особенности внимания у детей с ЗПР дошкольного возраста" 2. Советы для родителей "Как организовать внимание детей с ЗПР дошкольного возраста во время занятий"

В первой статье  представлены: общая характеристика внимания, особенности внимания дошкольников с ЗПР,  игры и упражнения на развитие внимания.Во второй статье перечислены советы по организа...

Консультация для родителей "Взаимодействие воспитателя с родителями в детском саду"

Доброжелательность и забота о детях – необходимое условие контакта с родителями....

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"

Консультация для родителей "Знакомство воспитателей  и родителей с разнообразием форм и методов работы с книгой"...

Консультация для родителей и воспитателей "Общение воспитателя с родителями"

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку проблемную семью. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки...