Влияние художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.
консультация на тему

Левашова Татьяна Викторовна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khudozhestvennaya_literatura_v_razvitie_detey.docx15.13 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

  Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

  Начиная с младшей группы, я подвожу детей к различению жанров. Я сама называю жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». Рассказав сказку, я помогаю детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей («Петя-петушок, золотой гребешок», «Выросла репка большая-пребольшая», назвать повторяющиеся обращения («Козлятушки-ребятушки, отомкнитеся, отопритеся!», «Терем-теремок, кто в тереме живёт?») и действия («Тянут-потянут, вытянуть не могут»). Помогаю запомнить этот материал и научиться повторять его с разными интонациями. Дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Причинами могут быть плохая дикция, неумение правильно произносить звуки. Поэтому я учу детей чётко и внятно произносить звуки, повторять слова и словосочетания; создаю условия для того, чтобы новые слова вошли в активный словарь.

  Своё отношение к сказкам, рассказам и стихам дети выражают в художественном творчестве, поэтому сюжеты литературных произведений я предлагаю, как темы для рисования, лепки и аппликации.

  Театрализованные игры детей способствуют формированию личности ребёнка, вырабатывая определённую систему ценностей, чувство ответственности за общее дело, вызывая желание заявить о себе в среде сверстников и взрослых. Дети приобретают возможность закрепить коммуникативные навыки, умение ясно выразить для окружающих свою мысль, эмоцию, способность понимать, что от тебя хотят другие.

  Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.

  Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

  В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их ещё надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

  В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребёнку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнёров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

  Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живёт его жизнью. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт у них удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребёнок испытывает при этом удовлетворение, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

  В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями). Литературно- художественные тексты в книгах для чтения дают многочисленные примеры, образы, позволяющие знакомить дошкольников со стилистическим богатством русского языка.

  Работа над изобразительными средствами языка воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок.

  Таким образом, отмечаю, что использование в современной речи разного рода художественных произведений определяет возможность эффективного и плодотворного развития речи дошкольников, способствует пополнению словарного запаса, тем самым формируя коммуникативную культуру дошкольника.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста.   Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве ...

Влияние детской художественной литературы на развитие детей дошкольного возраста.

Искусство слова отражает действительность через художественные образы осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художе...

Учебно-методический материал по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста

Значение художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста  Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. И в дошкольном детстве  закладывае...

Влияние художественной литературы на развитие детей раннего возраста.

Художественная литература оказывает большое влияние на развитие интелекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге.Чем раньше приобщать ребенка к книге, тем успешнее он будет разв...

Статья "Влияние художественной литературы на развитие ребенка дошкольного возраста"

quot;Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя" Сухомлинский В.А....

Презентация "Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"2 Слайд «Чтение - это окошко через которое дети познают мир и самих себя.» В.Сухомлинский. Привлечение детей к чтению книг в наше время стало большой проблемой и ст

laquo;Чтение - это окошко через которое дети познают  мир и самих себя.» В.Сухомлинский.Привлечение детей  к чтению книг в наше время стало большой проблемой и стало актуально. ...