Обязанности ребенка в семье
статья на тему

Дмитриева Анастасия Александровна

В статье рассмотрена тема обязанностей для ребенка в семье и даны рекомендации родителям, согласно возрасту ребенка (с 3 до 12 лет).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Обязанности ребенка в семье38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Обязанности ребенка в семье

                Обязанности детей нужны для их гармоничного развития личности, адекватного поведения, формирования определенных моральных ценностей. Дети, имеющие домашние обязанности лучше учатся в школе, легче находят общий язык с людьми. Но не стоит путать их с обязанностями взрослых. В случае с детьми они не звучат так буквально и более подходят под определения таких слов, как помощь, необходимость. Вообще, под этим словом часто понимают исполнение каких-либо домашних дел, например, мытье посуды, приборка и прочих. Это, конечно, тоже верно, но все обязанности должны соответствовать возрасту ребенка, его умениям, причастности к тому или иному действию. Нельзя обязывать его к чему-то невыполнимому, слишком сложному или к тому, что явно должен делать кто-то другой. Иначе это может привести к обидам, непониманию, замкнутости либо, наоборот, открытой агрессии.

               Однако не все считают, что дети должны что-то выполнять по дому. Оберегая от всевозможных дел, родители растят человека, не приспособленного к взрослой жизни. «Сам всему научится», говорят они. – Именно родители должны внести самый большой вклад в нравственное развитие и воспитание, рассказать, что можно и нельзя, научить самому важному.

Виды обязанностей

     Условно обязательства детей перед родителями можно разделить по продолжительности.

     1. Долгосрочные или основные. Это те действия, которые ребенок должен выполнять с определенного возраста постоянно. Например, самостоятельно одеваться, прибирать свои вещи, игрушки, проявлять уважение по отношению к взрослым и т.д.

     2. Краткосрочные или согласованные, дополнительные. Родитель дает какое-либо поручение, просит о чем-то. Если ребенок соглашается, то ему необходимо это выполнить. Добавляя обязанности, не забывайте о правах детей.

              Если взвалить на детские плечи непосильную ношу забот и дел, то это может привести к множеству проблем. Ребенок может чувствовать себя ущемленным в своих правах. Постоянно находясь в таком состоянии, он замыкается в себе, подавляя личность, свои собственные желания, предпочтения. Может случиться и так, что чадо станет неуправляемым, начнет устраивать бунты, протесты, перестанет слушаться родителей. Ребенок должен быть помощником, а не рабом ваших желаний и указаний. Как часто приходится наблюдать, с какой настойчивостью мамы порой пытаются передать ответственность за младшего члена семьи старшему. Они говорят: «поиграй с ним». Заставляют: «помоги ему». Осуждают: «почему ты этого не сделал?». Это только один пример. А ведь старший ребенок тоже человек, имеющий свои права. Заставляя его выполнять приказания, просьбы не подходящие по возрасту, вы губите его самооценку, угнетаете его личность. Помощь всегда должна быть в удовольствие. Для того чтобы привить малышу такие черты характера, как благородство и взаимовыручка, надо над этим работать. Всегда говорите о том, что помогать хорошо, правильно. Такое поведение достойно уважения.

               С самого раннего детства, как только малыш начинает хорошо ходить, самостоятельно изучать окружающий мир, он с интересом наблюдает за взрослыми, начинает им подражать. Ребенок с радостью справляется (как умеет) с домашними делами, стараясь не уступать родителям. Это время самое удачное для того, чтобы приучать чадо к труду. По мере взросления обязанности ребенка становятся ответственнее.

             Вот несколько рекомендаций, которые помогут приучить детей к помощи родителям и выполнению обязательств.

     1. В семье должно быть взаимное уважение. Никогда не оскорбляйте ребенка. Даже если он не захотел что-то сделать, то не злитесь. Лучше еще раз объясните, чего вы от него хотите, зачем это нужно и кому.

     2. В просьбах и поручениях недопустимо использование таких фраз, как «сделай сейчас же», «иначе ты останешься без…», «я кому сказала» и т.п. Лучше говорить «как будет свободная минутка», «пожалуйста, помоги мне», «мне без тебя не справиться». Благодаря таким словам ребенок почувствует свою значимость.

     3. Любое задание должно выполняться по совместной договоренности, при обоюдном согласии.

     4. Хвалите детей за каждое выполненное поручение. Даже если его не удалось сделать хорошо. Дети ждут ласкового слова, одобрения своих действий и стремятся к этому.

     5.  Изредка и по большим заслугам можно поощрять материально, например, сладостями, игрушками. Деньги в этом случае не подходят, наоборот, они могут сыграть против родителей. Дети просто-напросто начнут пользоваться этим и зарабатывать таким образом, не отдавая себе отчет, что это неправильно. Помощь должна быть бескорыстна.

     6. При повторных просьбах не раздражайтесь, избегайте ругани и шантажа. Попытайтесь донести до сознания чада смысл ваших слов, убедить его в необходимости определенных действий.

     7. Давайте ребенку те поручения, которые ему будет приятно выполнять. Кто-то любит поливать цветы, другой не откажется пылесосить, а третий будет рад выгуливать или кормить домашнего питомца.

     8. Для выполнения малышом каких-либо несложных обязанностей можно превратить их в увлекательную игру. Благодаря родительской фантазии чадо с великим удовольствием приберет свои игрушки, поможет маме накрыть на стол и т.д.

     9. Прибавляя обязанности, давайте и некоторые привилегии, права. Например, немного позже ложиться спать или сидеть за компьютером.

     Вот примерный список того, что может входить в семейные обязанности ребенка от элементарного до сложного:

3 года. Собирать игрушки и класть в определенное место; подметать пол; складывать на полочку одежду и белье; выбирать себе одежду надень и самостоятельно одеваться; вместе с мамой мыть посуду и протирать ее.

4 года. Накрывать стол; доставать из сумок покупки; кормить животных; помогать маме заправлять постели; вытирать пыль с мебели; готовить простой десерт.                                                

    5лет. Разливать по стаканам сок или молоко; собирать ягоды в саду; застилать свою постель и убирать детскую комнату; чистить раковину и ванну; мыть зеркала; складывать белье и убирать его на разные полки; отвечать на телефонные звонки и набирать номер телефона; помогать маме кое-что готовить; помогать помыть машину; выносить мусор.

  6—8лет. Поливать цветы; чистить овощи безопасной овощечисткой; вытряхивать коврики; готовить простую еду (бутерброды, фруктовый салат); вешать свою одежду на плечики в шкафу; сгребать листья и траву граблями; ходить вместе с мамой за покупками и нести их домой; выводить на прогулку собаку.

  9—10лет. Менять постельное белье; управляться со стиральной машиной, отмерять моющие средства; самостоятельно совершать покупки по списку в ближайшем магазине; гладить некоторые вещи; готовить еду для семьи, хотя бы по выходным; обслуживать гостей; планировать собственный день рождения и другие детские праздники; зашивать свою одежду и пришивать к ней оторвавшиеся пуговицы; мыть семейный автомобиль.                      

10—11 лет. Оставаться дома с младшими детьми; выполнять некоторые поручения, связанные с поездками на городском транспорте по знакомому маршруту; упаковывать свой чемодан; полностью сервировать

стол, раскладывать блюда по тарелкам, убирать со стола и мыть посуду; нести ответственность за свои увлечения.

  11—12 лет. Укладывать спать младших детей и читать им; помогать делать ремонт в квартире; чистить противни и плиту; следить за необходимым количеством продуктов в холодильнике; гладить свои вещи; стирать свое белье.

  Если маленький ребенок потеряет интерес к работе, не закончив ее, лучше похвалить его за то, что он сделал, чем принуждать к продолжению. От более старших детей можно ждать большей последовательности, но и здесь нужно прежде всего отметить их вклад, а уже потом — качество сделанного.

  К 10-12 годам ребенок способен делать практически все, и здесь необходимо выделить его «территорию» — то, за что он отвечает. Если ребенок несет ответственность за что-то по собственному выбору, то это может иметь массу полезных результатов: признание его взросления, полезность его для других, возможность похвалить его за сделанную работу, а если работа не выполнена, то не приходится его ругать и заставлять — и так очевидно, что сделать это нужно. Сложность состоит в том, чтобы подобрать нагрузку не тяжелую и не слишком легкую, достаточно сложную, чтобы была возможность вариаций, и бесспорно нужную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Права и обязанности ребенка в семье".

Самой большой ценностью в жизни человека являются его дети, которые также как и взрослые имеют свои права и обязанности в семье....

Права и обязанности ребенка в семье

Каждый человек, который стал родителем, обязан знать о том, какие у его малыша есть права и какие есть у него, как у родителя, обязанности перед ребенком....

Конспект комплексного занятия. Тема: «Декларация прав ребенка. Права и обязанности ребенка» с детьми старшей группы.

Задачи: Формировать патриотизм и гражданственность. Формировать знания детей о своих правах и обязанностях. Формировать у детей гордость за свою страну.  Учить уважать и помогать взрослым.Предвар...

Конспект родительского собрание "Права и обязанности ребенка - обязанности родителей"

Формирование у родителей обучающихся ответственного отношения к воспитанию своих детей....

Консультация для родителей. Права и обязанности ребенка в семье.

Консультация для родителей. Права и обязанности ребенка в семье....