« Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»
консультация (подготовительная группа) на тему

Шишкова Светлана

 

         Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.

          В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.

          Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

- методы организации учебно-познавательной деятельности.

- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

           Во время проведения занятий мы используем все вышеперечисленные методы и приемы при работе с детьми с ЗПР.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

тема: « Методы и приемы активизации мыслительной деятельности у детей с ЗПР на занятиях по ознакомлению с окружающим»

Учитель-дефектолог

Шишкова С.П.

2011 уч. год.

         Одной из основных задач умственного воспитания является развитие мыслительной деятельности. Развитие мыслительной деятельности рассматривается как овладение мыслительными операциями, познавательными процессами и способностями. Положительный результат мыслительной деятельности во многом зависит от того, насколько взрослые сумели пробудить у ребенка интерес к умственным занятиям, какими методами и приемами активизировали его интеллектуальную деятельность.

          В современной дидактике существует несколько подходов к классификации методов и приемов, активизирующих мыслительную деятельность. В основе классификации методов у одних авторов лежит источник получения знаний ( тогда методы подразделяются на: словесные, наглядные, практические и игровые). Другие группируют методы в соответствии с их дидактическими задачами, для которых они используются: сообщение новых знаний, закрепление, проверка знаний и т. д.

          Общепризнанной является классификация предложенная Ю.К. Бабанским. Он все методы обучения делит на 3 группы:

- методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

- методы организации учебно-познавательной деятельности.

- методы контроля и самоконтроля в процессе обучения.

           Во время проведения занятий мы используем все вышеперечисленные методы и приемы при работе с детьми с ЗПР.

Слайд №2 (условия).

Для успешного развития у детей познавательной активности и мыслительной деятельности у детей ЗПР необходимо создать специальные условия.

Это ………

К рассмотрению условий мы вернемся позже, а сейчас рассмотрим второе условие.

           Отставание в развитии мышления – одна из основных черт, отличающих детей с ЗПР от нормально развивающихся сверстников. Как отмечает С. Г. Шевченко, на развитие словесно-логического мышления у детей с ЗПР отрицательно влияет ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточная регуляция произвольной деятельности и проведения, низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

Слайд №3 (компоненты).

            По мнению А. Н. Блиновой, отставание в развитии мыслительной деятельности проявляется во всех компонентах структуры мышления, а именно:

  1. в дефиците мотивационного компонента проявляется в крайне низкой познавательной активности.
  2. в нерациональности регуляционно-целевого компонента, обусловленной отсутствием потребности ставить цель, планировать действия.
  3. в длительной несформированности операционного компонента, т.е. умственных операций анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.
  4. в нарушении динамических сторон мыслительных процессов.

Необходимо отметить, что у детей с ЗПР прежде всего отсутствует готовность к интеллектуальному усилию, необходимая для успешного решения поставленной перед ними задачи.

Значительное отставание всех форм мышления, говорит о необходимости проведения коррекционно-развивающей работы, с целью формирования у детей мыслительных операций, развития навыков мыслительной деятельности и стимуляции интеллектуальной активности.

          Как способствовать преодолению нарушения по всей структуре мыслительной деятельности?

Слайд №4 (мотивация).

  1. начнем с того, что формирование познавательного интереса является одним из основных методов активизации мыслительной деятельности, поэтому необходимо развивать мотивационную основу мыслительных способностей старших дошкольников с ЗПР.

Так, в начале занятия, чтобы вызвать желание заниматься использую близкую и понятную для ребенка мотивацию через:

- проблемную ситуацию.

Например, « Ребята, к меня в руках книга, называется она « Птицы и животные весной», но вот беда – листочки в книге пустые. А вы хотите запомнить эту книгу рисунками и рассказами? Наше занятие поможет вам в этом.

          Предлагаю детям задание « Сложи разрезанную картинку и догадайся, о чем мы будем говорить сегодня на занятии».

Или « Отгадайте загадки, они вам подскажут тему сегодняшнего занятия»

« чудесный мешочек», « приход сказочных персонажей» и т.д.

          Мотивация может быть разной:

- игровая мотивация – помогаем игрушкам и сказочным персонажам решать их проблемы.

- мотивация общения – в условиях помощи взрослому.

- мотив личной заинтересованности.

- познавательный мотив – желание узнать новое, интересное, научиться чему-либо.

4а-фото работа с тестом, соединяем все компоненты (соль, мука, вода) все перемешиваем.

- закрепляем свойства теста, на что похоже чем отличается.

-пробуем лепить шарики, лепешки, жгутики

- теперь мы знаем откуда хлеб пришел

- вот сколько налепили хлебобулочных изделий

Слайд №5 (деятельность)

      2.  Работая с детьми с ЗПР, я убедилась, что наши дети нуждаются в особом подходе со стороны педагогов. Характерными признаками ребенка, медленно включающегося, долго думающего, со слабой памятью, является его неумение сосредотачиваться на задании, неумение выслушивать задание до конца, вдумываться в его суть: что надо делать и как делать. Нередко ребенок улавливает только суть или начало задания, детали он пропускает. Это значит, что ребенок не внимателен и это влечет за собой цепочку неудач. Если ребенок теряет любознательность, это ограничивает возможности развития. Для этого я использую специальные приемы.

На этапе регуляционного компонента – вербализация задания (цель, содержание, прав…) « Расскажи, что ты будешь делать?»

Программирование предстоящей деятельности: « Расскажи, как ты будешь делать? Что сначала, что потом, что в конце?»

При необходимости уточнения и правильного речевого оформления деятельности привлекаю других детей:

« Кто лучше объяснит Максиму задание?» или « Кто скажет понятно для всех, тот получит фишку»

Эти вопросы-задания помогают повысить уровень выполнения и осознания учебных действий. В конце концов каждый ребенок должен научиться планировать предстоящую деятельность про себя (в плане внутренней)

        Работа с детьми по формированию действий самоконтроля в задании продолжается до тех пор, пока они не станут привычными, т.е. пока дети

не научаться  не только правильно их запоминать, понимать, спрашивать о непонятном («Задай вопрос»), но и в любое время проверять себя, ориентируясь на алгоритм этого действия. И здесь использую приемы, побуждающие детей к самоконтролю:

Например, « Расскажите Незнайке, как мы выполнили задание»

Задание « Помощники»- дети проверяют выполненные задания друг у друга.

« Проверь и скажи о найденных ошибках тихо на ухо, чтобы не мешать друг другу»

«Самопроверка» - использование сличения с образцом.

5а- фото электронная игра помогает закреплять умение задавать вопросы

- фото задание с прищепками

- дети сличают свою работу с образцом- самопроверка; находят ошибки и исправляют их

Слайд №6 (мыслительные операции)

          3. В процессе работы с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим не только расширяется кругозор, но и развиваются мыслительные операции, обогащается пассивный и активный словарь, развивается познавательная активность. Детей учим выделять существенные признаки в предметах и явлениях окружающей действительности, производить анализ и синтез, устанавливать простейшие взаимосвязи. Для формирования понятий использую такие логические приемы как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификация, сравнение. Активизирую мыслительную деятельность через упражнения, задания, игры: « Назови части, которые составляют целое» ( У стула есть - спинка, сиденье, ножки) – анализ.

« Части-целого» (Перья, клюв, крылья, хвост – это птица) – синтез.

« Назови одним словом» - обобщение. (Куртка, пальто, брюки – это одежда)

« Я начну, а ты продолжи» - конкретизация ( мебель- это…)

« Разложи на кучки» - классификация по сено..ному, родовому, видовому признаку.

« Чем похожи, чем отличаются» -сравнение. ( Н: автобус – трамвай; люди – звери)

- фото сложи картинку и назови что есть у воробья- это анализ

- электронная игра- всегда вызывает большое желание поиграть здесь мы найдем много заданий на разные мыслительные операции

Слайд №7 (виды помощи)

4. Динамические особенности проявляются в различных индивидуальных качествах у детей с ЗПР, поэтому эффективность коррекционной работы во многом зависит от дифференцированного подхода к каждому ребенку, с учетом ведущего нарушения в его развитии, вторичных и осложняющих расстройств нервно-психологической деятельности.

Важным принципом дифференцированного подхода является «принцип соответствия». Это значит, что требования и нагрузки, предъявляемые ребенку должны соответствовать его физическим и психическим возможностям. Только в этих условиях у детей может формироваться уверенность в собственных силах, эмоционально-положительные отношения к знаниям.

         На начальных этапах обучения даю задания более простые, что способствует повышению эмоционального тонуса детей:

- создаю ситуацию успеха, которая формирует чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости.

         Дифференцированно, с учетом способностей использую при выполнении задания различные виды помощи:

а) так детям: Арсению, Юле А. оказываю стимулирующую помощь « ты знаешь, подумай и ответь, вспомни».

б) дети Данила О. Юля, Кирилл, Данил К. выполняют задания с направляющей помощью « Что надо сделать? Как? Что сначала, потом… используются словесные указания»

в) детям Кириллу Х., Олегу В., Данилу Рах., Диме необходима обучающая помощь.

« Повтори за мной», «Сделай как я» и т.д.

Сначала дети выполняют какую-то операцию по образцу, а потом  - по объяснению с подсказкой.

- фото один ребенок выполняет задание из двух картинок, а другой справляется с более сложным заданием

- дети с более высоким уровнем развития выполняют задание первыми

7в- а потом выполняют вместе

Слайд №8 (использование материалов)

         Дифференцировать при коррекционной работе необходимо и использование материалов (оборудование)

У детей с ЗПР процесс обучения и развития носит максимально-действенный и наглядный характер. Только в этом случае знания будут прочными и доступной для данной категории детей. Но продолжительность периода использования наглядности в коррекционном процессе для каждого индивидуальна. Поэтому на занятиях с детьми использую дид. игры:

1) с предметами (овощи, фрукты, игрушки…)

цель – практическая деятельность с предметами.

2) настольно-печатные игры («лото», «4-й лишний», «кто где живет», «где мы растем»...)

цель – манипулирование образами.

3) игры, задания с использованием моделей, схем.

цель- овладение действиями замещения образца на схему, моделирование.

4) словесные игры (загадки, логические задачи и многие др. задания выполняемые без опоры на наглядность)

цель- овладение умением выполнять задания на вербальном уровне.

 8а- игры с предметами

8б- игры с картинным материалом

8в,8г,8д- загадай – отгадай загадку с использованием схем, моделей

Потребность в наглядной опоре отпадает сама собой, когда знания детей становятся прочными.

Слайд №9 (исследовательские методы)

Необходимо отметить об активизации мыслительной деятельности на занятиях через элементарные опыты. Опыты показываю с целью наблюдения явлений в искусственно создаваемых условиях, детям лучше делать простейшие умозаключения, выводы, дает возможность лучше усвоить материал.

- знакомство со свойствами снега и льда, детям нравиться эксперементировать

- сравниваем снег и лед

- на что похоже

9г- у кого снег в кулачке быстрее растает

- большой интерес у детей вызывает поиск ответа что тонет, что умеет плавать

- вопрос что тяжелее, что легче

9ж, 9з- а резиновый мяч умеет плавать? Почему?

9и, к - на прогулке тоже есть за чем понаблюдать. Где теплее под снегом или на поверхности? На какой стороне сосульки длиннее? Почему?

Слайд №10 колаж

В заключении хочется сказать, что все выше перечисленные методы и приемы используемые в работе с детьми являются оптимальным средством формирования познавательной активности у детей с ЗПР.

 От этой активности и самостоятельности во многом зависит динамика умственного развития ребенка.

 У большинства детей нашей группы появились значительные успехи в развитии мотивационного компонента. У них сформировалось желание заниматься.

Дети научились самостоятельно или с небольшой помощью вербализировать общую цель задания, правила, планировать свою деятельность. Но некоторые ребята из-за своих из-за своих особенностей в развитии так и не научились принимать учебную задачу, обдумывать свои действия и оречествлять их.

 В процессе коррекционно-педагогической работы с детьми с ЗПР гораздо легче корректировать недостатки в знаниях в форме общих представлений и элементарных интеллектуальных умений, их труднее учить программированию предстоящей мыслительной деятельности, пооперационному контролю, сличению общего результата деятельности с целью и программой, орегествлять свои действия. Детям по прежнему с трудом удается перенос сформированных навыков и умений в новые условия. Поэтому все эти задачи мы продолжаем решать.

Слайд №11 ( спасибо за внимание)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на тему "Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни".

Тема: Методы и приемы активизации и обогащения словаря детей 4-го года жизни.Цель: В ходе целенаправленной педагогической деятельности обеспечить освоение детьми словарного состава родного языка соотв...

Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей раннего возраста

об основных методах и приемах, которые я использую в своей деятельности при стимулировании речевой активности малышей...

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей "Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Методы и приемы активизации познавательной деятельности детей".

В настоящее время перед образованием встаёт задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваив...

Семинар-практикум «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности у детей дошкольного возраста»

laquo;Методы и приемыстимулирования речевой деятельностиу детей дошкольного возраста»...

Консультация на тему: «Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях»

Методы и приемы активизации познавательной деятельности на логопедических занятиях...