Главные вкладки

    Практикум для родителей "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"
    материал (младшая группа) на тему

    Морозова Наталия Николаевна

    Познакомить родителей сприёмами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prakticheskiy_seminar_noyabr_2014g.docx26.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГБОУ СОШ №1 П.Г.Т. СУХОДОЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СЕРГИЕВСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК»

    Практический семинар  

    в 1ой младшей группе на тему:

    «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

    Подготовили и провели:

    воспитатель

    Н.Н.Морозова

    учитель-логопед

    Т.А.Паньшина

    Суходол, ноябрь 2014г

    Цель: сформировать у родителей детей 1-й младшей группы представление о роли мелкой моторики в психофизическом развитии детей.

    Задача: познакомить с приемами развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

    Участники: родители, воспитатель, учитель-логопед.

    Место проведения: музыкальный зал.

    Оборудование: карандаши, столы, манка, белые и тонированные листы бумаги, салфетки влажные, массажные коврики и мячики, пуговицы, корзинки, снежинки на липучках, музыкальный центр, нагрудный знак «поезд», мультимедийное оборудование.

    Ход мероприятия:

    Воспитатель.

    Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Вернее об одном из средств развития речи детей.

    Не секрет, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, почему? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше говорят родители, которые сильно заняты на своей работе. И сами дети меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Кроме того, наши дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки, предметы и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики. Это любимая мамами одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц. Это книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания. Это бытовые предметы и приборы, управляемые с помощью пульта. Все это, несомненно, прогресс.

    А в итоге, ребенок не говорит или говорит плохо. В каждой семье по-разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь 2-3 слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трехлетний ребенок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребенок догонит сверстников, заговорит сам. И очень ошибаются!

    Почему же одним из эффективных средств развития речи в дошкольном возрасте являются пальчиковые игры? Потому что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

    Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению в школе. Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, имеет больше шансов рассуждать логически верно, у него достаточно хорошо развиты внимание и память, связная речь.

    Поэтому можно сделать предварительный вывод: пока ребенок мал, не следует требовать от него слишком многого. Давайте вместе учить и развивать его в игровой форме.

    Чтобы настроить вас на дальнейшую работу, предлагаю провести небольшую игру.

    Разминка «Карандаши»

    Задачи: снять эмоциональную напряженность, содействовать построению доверительных отношений, приобретению навыков межличностного общения на невербальном уровне.

    Материал: по 2 карандаша на каждую пару участников.

    (Упражнение выполняется под медленную музыку. Родители стоят друг напротив друга на расстоянии 70-90 см и пытаются удержать два карандаша, прижав их концы подушечками указательных пальцев.)

    Задание: Не выпуская карандаши, двигать руками вверх-вниз, вперед-назад; сделать шаг вперед, назад; присесть, встать.

    Учитель-логопед.

    Пальчиковые игры и упражнения, а также кинезиологические упражнения, самомассаж кистей и пальцев рук - уникальное средство для развития речи. Педиатры и психологи считают, что психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие мышления, внимания, воображения. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты, его речь делается более точной и выразительной.

     Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии.

    Известно, что единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта.

    Кинезиологические упражнения  дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему не успешности.

    В случае, когда детям предстоит интенсивная умственная нагрузка, рекомендуется перед подобной работой применять кинезиологический комплекс упражнений.

    В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

    Доказано, что чем сильнее и подвижнее пальчики рук малыша, тем увереннее познает кроха окружающий мир, осваивает его премудрости. Разумеется, сила, ловкость, активность приходят к маленьким пальчикам не сами по себе, это – результат их повседневной тренировки. И чем раньше такие тренировки начнутся, тем быстрее будут «умнеть» пальчики! Как же тренировать команду из маленьких, пока еще очень слабых и не всегда послушных учеников? Есть ли средство, позволяющее делать это легко и непринужденно? Да, такое средство есть. И просто удивительно, насколько оно «пожилое» - проверенное временем, уникальное, незаменимое. Это – пальчиковые игры!

    Вопросы к родителям:

    - занимались ли ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Приведите примеры.

    - играли ли вы сами с вашими пальчиками в детстве? Приведите примеры.

    - как вы играете с пальчиками вашего ребенка?

    Воспитатель.

     И. Кант писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать деятельность внутренних органов, а также развивать весь организм в целом.

    Пальчиковые игры – это, как правило, инсценировка детских стихов. Они хорошо развивают произвольное внимание, координацию и мелкую моторику, которая тесно связана с речью и мышлением, подготовкой к письму. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и мышления добиться не удастся. В коре головного мозга отделы, отвечающие за тонкую ручную моторику и артикуляцию, находятся рядом и тесно связаны. Рука в процессе роста развивается раньше, и ее развитие как бы подталкивает формирование речи. Следовательно, тренируя тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем его речь. А благодаря пальчиковым играм кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Разучивая тексты с гимнастикой, малыш не только станет лучше говорить, но и разовьет воображение и память. Кроме того, подобные занятия помогают развить творческие способности детей.

    Однако пальчиковые игры – это прежде всего веселые занятия, а уж потом развитие и обучение. Основная деятельность дошкольника, как известно – это игра. А если игра содержит в себе рифмованную речь и движения, то она полностью соответствует потребностям, присущим дошкольному возрасту, и нравится детям.

    Учитель-логопед.

    Далее мы хотим осветить небольшую часть нашей работы по развитию мелкой моторики в детском саду. Наш экскурс называется «Страна Пальчиковых Игр».

    А теперь мы проведём вместе с вами небольшое игровое занятие, которое посвящено развитию мелкой моторики рук. Побудьте немного в роли Ваших детей!

    Ход деятельности:

    Воспитатель.

     Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Но сначала надо к нему подготовиться.

    1. Самомассаж

    Вы готовы, глазки?

    (Поглаживание век)

    Да!

    Вы готовы ушки?

    (Поглаживание ушей)

    Да!

    Вы готовы, ручки?

    (Поглаживание кистей рук)

    Да!

    Вы готовы, ножки?

    (Поглаживание ног)

    Да!

    Вы готовы?

    (Развести руки в стороны)

    Да!

    2. Воспитатель. Молодцы, вы готовы! А теперь давайте вспомним тех, кого можем взять с собой в путешествие.

    (Родители загибают пальцы)

    Этот пальчик – дедушка.

    Этот пальчик – бабушка.

    Этот пальчик – папочка.

    Этот пальчик – мамочка.

    Этот пальчик – я,

    Вот и вся моя семья!

    3. Воспитатель.

    Теперь садимся в поезд и отправляемся в путь. Игра «Поезд».

    (Взрослые становятся друг за другом и двигаются друг за другом)

    4. Внимание! Первая станция «Снежная полянка»

    Рисование пальцами на манке  под стихотворение.

    Оборудование: столы, манка, белые и тонированные листы бумаги, салфетки влажные.

    Снег, снег кружится,

    Белая вся улица!

    Собрались мы в кружок,

    Завертелись, как снежок.

    5. Учитель-логопед.

    Едем дальше. Следующая станция – «Театральная»

    Игра «Зеркало и обезьянки».

    Цель: научить родителей детей элементам пальчиковой гимнастики «Театр в руке», которая развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.

    Родители садятся на стульчики.

    Учитель-логопед.

     Здравствуйте, пальчики,

    Гномики лесные!

    Здравствуйте, пальчики,

    Игрушки заводные!

    (Ритмичное сжимание пальцев в кулачки)

    Учитель-логопед показывает сюжетные пальчиковые упражнения под речитативы (автор В. Цвынтарный, родители выполняют.)

    Петушок.

    Петушок стоит весь яркий,

    Гребешок он чистит лапкой.

    (Кисть вверх. Ладонь раскрыта. Указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.)

    Гусь.

    Гусь стоит и все гогочет,

    Ущипнуть тебя он хочет.

    (Кисть под прямым углом. Большой палец отставлен, остальные четыре прижаты друг к другу)

    Кошка.

    У кошки ушки на макушке,

    Чтоб лучше слышать мышь в норушке.

    (Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам)

    6. Воспитатель:

    Отправляемся дальше! Станция «Игровая шкатулка».

    Чтобы попасть на эту станцию, вам надо закрыть глаза.

    (Пока родители с закрытыми глазами, воспитатель рассыпает пуговицы)

    Ой- ой! Я случайно рассыпала пуговицы, помогите, пожалуйста, их собрать.

    (Взрослые собирают пуговицы в корзинки)

    7. Учитель-логопед.

    Спасибо за помощь! Отправляемся дальше. Следующая станция – «Массажная».

    Самомассаж.

    Цель: научить элементам самомассажа пальцев.

    Оборудование: массажные коврики и мячики

    Взрослые располагаются где им удобно. Учитель-логопед читает стихотворение, а родители разминают руки.

    Разотру ладошки сильно,

    Каждый пальчик покручу,

    Поздороваюсь с ним сильно

    И вытягивать начну.

    Затем руки я помою.

    Пальчик в пальчик я вложу,

    На замочек их закрою

    И тепло поберегу.

    Выпущу я пальчики,

    Пусть бегут как зайчики.

    8. Воспитатель.

    Вот и подошло к концу наше путешествие! Надеюсь, всем понравилось! Вы можете дома повторить это путешествие или придумать свое, но помните, уделяя как можно больше времени своему ребенку, вы не только помогаете ему расти и развиваться, но и делаете счастливым!

    Рефлексия.

    Воспитатель.

     Если вам понравилась наша встреча, прошу на выходе оставить сердечко, которое прикреплено сзади вашего стульчика. А если вас интересуют еще вопросы по воспитанию детей, можете оставить свои вопросы и пожелания в специальной тетради в группе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Наши пальчики играют - говорить нам помогают

    Конспект родительского собрания по теме "Наши пальчики играют - говорить нам помогают" с  использованием информационно-коммуникационных технологий и интерактивного оборудовани...

    Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»

    Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают» (слайд №1)   Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня я предлагаю поговорить о развитии речи ваших малышей. Ве...

    Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают».

    Родительское собрание «Наши пальчики играют – говорить нам помогают»....

    «Пальчики играют – говорить нам помогают»

    «Пальчики играют – говорить нам помогают»...

    Родительское собрание "Наши пальчики играют - говорить нам помогают"

    Уровень речевого развития у детей снизился за последние годы.Я предлагаю как можно больше заниматься и играть с пальчиками...

    Родительское собрание "Наши пальчики играют говорить нам помогают"

    Родительское собрание "Наши пальчики играют-говорить нам помогают"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19305864","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","wi...

    Проект "Наши пальчики играют -говорить нам помогают"

    Цель:  Стимулирование речевой и мыслительной деятельности ребёнка через развитие мелкой моторики....