Консультация "Правила выполнения дыхательных упражнений для дошкольников"
консультация на тему

Наранова Оксана Владимировна

МКДОУ «Торга»

 

 

 

 

 

 

 

 

Консультация «Правила выполнения дыхательных упражнений для дошкольников»

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Наранова О.В.

 

 

 

 

 

2012 год.

 

Болезни дыхательной системы занимают одно из ведущих мест в патологии детского возраста. Это связано как с анатомо-физиологическими особенностями, так и со своеобразием реактивности организма ребенка. Важнейшие из морфологических особенностей сводятся к «эспираторному» строению грудной клетки ( как бы находящейся в состоянии вдоха) в раннем возрасте, сравнительной узости трахеи, бронхов и бронхиол, незавершенности морфологических структур органов дыхания, бедности эластических волокон, мягкости и податливости ребер, хрящей трахеобронхиального дерева. В связи с у ребенка ограничены возможности вентиляции, имеются благоприятные условия для развития отека, нарушений бронхиальной проходимости и генерализации инфекции.

При заболеваниях органов дыхания у ребенка следует учитывать, что и аппарат внешнего дыхания, и газообмен функционируют у детей в особых условиях, обеспечивающих потребности организма путем более напряженной деятельности. Физиологические приспособительные механизмы функциональной системы дыхания нестойки, а резервы - недостаточны.

Важную роль в оздоровлении играет развитие дыхательного аппарата. Каждое мышечное сокращение, вызывая изменения химизма мышц, рефлекторно возбуждает функцию дыхания. Работа мускулатуры не только сопровождается соответствующим усилением вентиляции и газообмена, но и требует четкого согласования работы внутренних органов, обеспечивающих мышечное сокращение. Несмотря на произвольное регулирование дыхания, дыхательная функция тонко приспосабливается к меняющимся потребностям организма за счет наличия богатого рецепторного аппарата функциональной системы дыхания и ряда возможных путей регуляции функции.

Под влиянием систематических занятий дыхательными упражнениями увеличиваются резервные возможности дыхания – жизненная емкость легких, максимальная вентиляция, бронхиальная проходимость; возрастает коэффициент использования кислорода из вентилируемого воздуха. Уменьшается работа дыхания в расчете на единицу вентиляции и потребления кислорода; улучшается кислородотранспортная функция крови и совершенствуются механизмы тканевого дыхания.

Чем раньше дыхательные упражнения включаются в методику занятий, тем больше их эффективность. Только правильное выполнение будет эффективным: дыхательные упражнения с удлиненным и ступенчато-удлиненным выдохом, дыхательные  упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, шипящих и свистящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры), дыхательные упражнения с урежением и задержкой дыхания на выдохе, упражнения в расслаблении, физические упражнения для мышц верхних конечностей и грудной клетки, дренажные упражнения, коррегирующие упражнения. Необходимо проводить подбор упражнений с учетом периода заболевания, возраста ребенка, его индивидуальных особенностей и переносимостью физических нагрузок.

В рамках теории деятельности в логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр, упражнений игрового характера в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указаниями и вопросами.

Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Ребенок, занимаясь дыхательной гимнастикой, попадет в особый микромир сказок, песен, игр, стихов. Сказка – популярный и любимый детьми жанр. В современной педагогике и психологии сказка рассматривается как многообразный по своим возможностям источник развития ребенка. Особое внимание обращается на тесную связь сказки с игрой. Через сказочные сюжеты и мотивы, ребенок легче включается в предлагаемый вид деятельности. Стихи – короткие рифмованные строки (ряды), соотносимые и соизмеримые между собой. Стихи хорошо запоминаются и эмоционально воспринимаются детьми. Пояснения, относительно смысла упражнений, приемов их выполнения или правил игры лучше воспринимаются и запоминаются детьми, если предъявляются в форме стихотворений, коротких рифмовок. В самом стихотворении может содержаться какой-либо сказочный сюжет, призывающий к игре.

Вспомогательным средством, необходимым для создания позитивного эмоционального настроя, атмосферы творчества и фантазии является музыка. Помощь в подборе музыкального репертуара для сопровождения дыхательных игр и упражнений может оказать музыкальный руководитель.

Пение – форма дыхательной гимнастики, развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Систематическое применение пения оказывает выраженную положительную динамику показателей функции внешнего дыхания. Наблюдается увеличение жизненной емкости легких, резервных объемов вдоха и выдоха, одновременное уменьшение частоты и минутного объема дыхания, а также снижение дыхательных энергозатрат.

Взаимосвязь музыки, слова и движения прекрасно представлена в хороводах. Ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания.

Вся работа по формированию физиологического и речевого дыхания, которая проводится в дошкольном образовательном учреждении, требует участия следующих специалистов: логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинских работников. Виды этой работы:

1)Дыхательные пятиминутки перед завтраком, после дневного сна.

2)Звукодыхательные игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

3)Звукодвигательные игры, дыхательные игры, как фрагмент занятия по физкультуре и на прогулке – 5 минут.

4)Звукоречевые игры, как фрагмент логопедического занятия – 5 минут.

5)Голосовые упражнения и исполнение песен на музыкальных занятиях.

6)Психологические тренинги.

Дополнительно применяются общие дыхательные упражнения, дутье на ватку и бумажные игрушки; игра на детских духовых инструментах. При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

1)не заниматься в пыльном, непроветренном или сыром помещении;

2)температура воздуха должна быть на уровне 18-20 по Цельсию;

3)одежда не должна стеснять движений;

4)не заниматься сразу после приема пищи;

5)не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

Внимание! Игровое оборудование раздается индивидуально каждому ребенку. (Условные обозначения: О – оборудование, Х – ход игры, П – примечание).

Название игры

Оборудование

1

«Вертушки»

Одинарные вертушки на палочках

2

«Дудочки»

Рожки или дудочки

3

«Шарики»

Воздушные шарики с длинной ниткой, привязанные к стульчикам или их держат на вытянутой руке мамы

4

«Бабочки»

Бабочки, вырезанные из салфеток величиной с детскую ладошку; коробочка-домик для бабочек

5

«Снежинки 1»

Снежинки, вырезанные из салфеток, величиной с детскую ладошку; коробка для снежинок

6

«Снежинки 2»

Снежинки – небольшие комочки ваты: «Снежиночки – пушиночки отправились все в путь. Но вот они устали – присели отдохнуть»

7

«Лодочки»

Лодочки – оригами запускаем в емкость с водой (двигаются с помощью выдыхаемого воздуха)

8

«З» - «Комар»

Х: «Давайте поймаем комара (развести руки в стороны, затем медленно сводя вместе со звуком «З», хлопнуть в ладоши) – поймали»

П: повторить 4-6 раз

9

«А» - «Горячий чай»

О: посудка.

Х: «Давайте угостим зверят чаем (изобразить как наливаем чай из чайника), чай горячий «А», нужно остудить (подуть на чай). Теперь можно угощать – чай остыл»

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательные упражнения для дошкольников

Подборка дыхательных упражнений для старших дошкольников удобна во время занятий и повседневной жизни....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Консультация для родителей «Использование здоровьесберегающих технологий при выполнении дыхательных упражнений»

Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем уже все дыхательные пути, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся, даже под действием частиц пыли; при...

Дыхательные упражнения для дошкольников. Правила выполнения.

Дыхательные упражнения являются хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивают несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляют защитные силы организма....

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста. Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхатель...

Памятка для родителей "Основные правила выполнения дыхательных упражнений как формы физкультурно- оздоровительной работы"

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлинённым постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей. Правильное носовое дыхание спо...