Консультация учителя-логопеда. Причины развития речи ребёнка дошкольника.
консультация на тему

Шуралёва Марина Валерьевна

Почему ребенок ненаучился не научился говорить правильно!

Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Что необходимо для правильного звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_logopeda.docx16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация логопеда.

Причины развития речи ребёнка дошкольника.

                               Почему ребёнок не научился говорить правильно!

Когда мы говорим, наш язык находится в постоянном движении. Эти движения не хаотичны, они строго упорядочены, и при произнесении звука язык занимает определённое место. Произнесите, например, звук «ш-ш-ш» несколько раз подряд, почувствуйте, как язык «прижимается»  к нёбу за верхними зубами. Затем продвиньте язык назад в глубину рта. Звук «ш» зазвучал по иному: это не его место. Попробуйте ещё раз произнести «ш-ш-ш», опустив кончик языка за нижние зубы. Получится звук «с-с-с» Малейшее отклонение языка от правильного положения, и звучание звука становится не чистым. При формировании звукопроизношения ребёнок ведёт поиск правильных положений языка. В силу чрезмерной подвижности языка или, наоборот, его вялости, движения языка несовершенны, не упорядочены, поэтому ребёнок совершает множество замен одних звуков на другие (сяпка-шапка, вапа-лапа и т.п.). По мере роста мышцы языка становятся крепче, эластичней, гибче. При помощи слуха звуки дифференцируются, язык находит правильные положения, ошибок в звукопроизношении становится меньше, двигательные навыки совершенствуются и переходят в автоматизм, и ребёнок говорит чисто. Там, где подвижность языка остаётся вялой или напряжённой, механизм автоматизма движения закрепляет неверные положения. Поэтому ребёнок и в пять, и в семь лет продолжает говорить как в два или в три года, у него остаются проблемы со звуками.

                        Почему язык бывает недостаточно подвижным?

Причины этого явления можно условно разделить на видимые и невидимые.

Видимые причины

- Различные врождённые или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ, деформации зубов.

- Неправильный прикус – верхняя или нижняя челюсть заметно выдаётся в перёд.

- Короткая уздечка (подъязычная связка).

В норме её длинна составляет 1,5 см. Если у ребёнка короткая уздечка, то она сдерживает движения языка, которому необходим простор (а он оказывается на «коротеньком поводке»). Но она очень эластична (это ведь мышца) и от специальных артикуляционных упражнений прекрасно растягивается.  

Невидимые причины

Как и всё невидимое, такие причины гораздо сложнее и коварнее: они затормаживают развитие речевых центров в коре головного мозга, как бы усыпляют их. Поступающие слабые сигналы задерживают речевое развитие ребёнка, и он начинает говорить только после двух, трёх лет. Если же не задерживают, то не способствуют достаточной для чистого звукопроизношения подвижности языка. Невидимые причины - это негативные факторы, влияющие на ход беременности, тяжёлые роды. Частые болезни ребенка в раннем периоде (до 2,5 – 3лет), инфекции, травмы, аллергии, диатезы, ушибы, стрессовые ситуации, неблагоприятные факторы речевого окружения (кто-то в семье имеет дефекты звукопроизношения).

        Что необходимо для правильного звукопроизношения.

Необходима систематическая артикуляционная гимнастика – так называются специальные упражнения для развития подвижности языка, губ, щёк, уздечки. Но прежде следует уточнить, какие именно звуки не умеет произносить ваш ребёнок. Рассмотрим звуки, которые бывают чаще всего нарушены при звукопроизношении. Представим их живущими вот в таком двухэтажном домике. Одни звуки «живут» на первом этаже, это значит, что язык при их произношении находится за нижними зубами, а при звуках, «живущих» на втором этаже, положение языка – за верхними зубами.

                                                          Волшебный домик звуков

        

                                                                        

                                                        

л-ль

два брата

р-рь

два брата

ш-ж-ч-щ

шипящая семейка

2-ой этаж

Это верхние зубы

                               с-сь-з-зь-ц

        свистящая семейка

1-ый этаж

Это нижние зубы


Звуки
ш-ж-ч-щ объединены в одно окошко неслучайно. Это значит, что положение языка или артикуляционный уклад почти одинаков. Среди этой группы звуков звук «ш» - самый главный в их «шипящей семье». Если ребёнок не умеет чисто произносить этот звук «ш», то и «ж», «ч», «щ» он выговаривает не очень чётко.

На нижнем этаже в одном окошке собраны звуки с-сь-з-зь-ц. Это семья свистящих звуков. Глава семьи у них – звук «с». Артикуляционный уклад (положение языка) при их произношении почти один и тот же. Значит, если ребёнок нечисто произносит «С», страдают и звуки «З», «Ц».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Консультация учителя-логопеда Тема: «Как развить речь ребенка».

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при р...

Консультация учителя-логопеда "Игры для запуска речи"

Вашему  ребенку больше года, он  не говорит и вы  очень волнуетесь по этому поводу? Для запуска речи помогут данные игры и упражнения...

Консультация учителя-логопеда для педагогов ДОУ «Речь педагога»

Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления....

Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников

Организация настенных модулей в кабинете учителя-логопеда, как средство развития речи у дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучить...

Мастер-класс «Применение программно–дидактического комплекса «Логомер 2» в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников»

   Программно-дидактический комплекс «Логомер 2» «Мерсибо» современный, универсальный набор интерактивных дидактических материалов для логопедического кабинета...

Консультация учителя-логопеда для родителей "Правильная речь в семье"

Каждый родитель стремится к тому, чтобы его ребенок вырос гармонично развитым, крепким, здоровым, умным, успешным.  Правильная речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития р...