Главные вкладки

    Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
    статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

    Вовчук Екатерина Ивановна

    Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Использование технологии дидактического синквейна

    в работе  учителя - логопеда  как метод развития речи

     старших дошкольников.  

    Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

    Античная поговорка

     Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.   Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети  затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.  

    Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро  получить  результат, является  технология дидактического синквейна.

      Что же значит это необычное слово?  Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и  использовать его как метод развития речи.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн.   

    Чтобы составить синквейн, нужно научиться делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

    Правила составления синквейна таковы:

    1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
    2.  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
    3.  Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
    4.  Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
    5.  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

    Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

    Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.  
    Для детей дошкольного возраста полезно использовать условные обозначения:  

    • слова-предметы (существительные)
    • слова-признаки (прилагательные)
    • слова-действия (глаголы)
    • предложение, фраза, высказывание
    • слова-предметы (существительные)

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!  

    Вот пример синквейна, составленный нашими детьми. Тема «Детский сад»

    Дети.

    Веселые, умные.

    Лепят, играют, рисуют.

    Детям очень нравится в детском саду.

    Детский сад.

             Эта технология  увлекательна, эмоциональна и продуктивна.  В своей кружковой работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую  технологию дидактического синквейна.  Это коррекционно-развивающая программа по речевому развитию:  «Сочиняй-ка синквейн».

    Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна.

    Задачи:

    • пополнить и активизировать словарь;
    • закреплять знания  о частях речи и  знания о предложении;
    • закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
    • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
    • развивать умение составления  краткого  рассказа.

    Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Организация  деятельности:

    • деятельность  детей – в форме занятия;
    • количество занятий в неделю – 1;
    • продолжительность – 25 минут;
    • время проведения: вторая половина дня;
    • тематика определяется по лексическим темам логопедической работы.

    Синквейны ребят, занимающихся в кружке «Сочиняй-ка синквейн»    

    Тема «Семья»

       Мама.                                                                Папа                                                  

       Добрая, замечательная.                                   Смелый, гордый, отважный.                  

       Целует, любит, готовит.                                 Дружит, играет, работает.                  

       Я люблю маму                                                 Папа добрый человек.                        

       Мамуля                                                              Семья                                                    

    Сестренка.                                                                    Бабуля.

    Любимая, хорошая, капризная                                  Ласковая, добрая, красивая.

    Лежит, плачет, балуется.                                            Печет, обнимает, вяжет.

    Я обнимаю сестренку.                                                 Мы её любим.

    Семья                                                                             Семья

     Небольшие рекомендации при составлении синквейна  с дошкольниками:

    1. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.  
    2. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
    3. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.  

    Во взаимодействии с родителями  предлагаю   сделать копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, сказкам, или путешествиям. Дети будут гордиться своими достижениями.

     Так в чём же  эффективность и значимость технологии дидактического синквейна?

    • Во-первых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
    • Во-вторых, синквейн является игровым приемом.
    • В третьих, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу лексических тем.
    • И его простота. Синквейн могут составить все.

    Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится  еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью, составлением  синквейна.

    И  важно то,  что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.

       

    Список литературы

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/д: Феникс, 2011.
    2. Бардышев Т.Ю. Разговорчивые пальчики. -М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
    3. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт – петербург: «КАРО», 2000
    4. Душка Н.Д.Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками. Журнал «Логопед», № 5 (2005)



    Предварительный просмотр:

    Использование технологии дидактического синквейна

    в работе  учителя - логопеда  как метод развития речи

     старших дошкольников.  

    Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

    Античная поговорка

     Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.   Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети  затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.  

    Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро  получить  результат, является  технология дидактического синквейна.

      Что же значит это необычное слово?  Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и  использовать его как метод развития речи.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн.   

    Чтобы составить синквейн, нужно научиться делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

    Правила составления синквейна таковы:

    1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
    2.  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
    3.  Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
    4.  Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
    5.  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

    Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

    Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.  
    Для детей дошкольного возраста полезно использовать условные обозначения:  

    • слова-предметы (существительные)
    • слова-признаки (прилагательные)
    • слова-действия (глаголы)
    • предложение, фраза, высказывание
    • слова-предметы (существительные)

    Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!  

    Вот пример синквейна, составленный нашими детьми. Тема «Детский сад»

    Дети.

    Веселые, умные.

    Лепят, играют, рисуют.

    Детям очень нравится в детском саду.

    Детский сад.

             Эта технология  увлекательна, эмоциональна и продуктивна.  В своей кружковой работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую  технологию дидактического синквейна.  Это коррекционно-развивающая программа по речевому развитию:  «Сочиняй-ка синквейн».

    Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна.

    Задачи:

    • пополнить и активизировать словарь;
    • закреплять знания  о частях речи и  знания о предложении;
    • закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
    • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
    • развивать умение составления  краткого  рассказа.

    Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

    Форма проведения: подгрупповая.

    Организация  деятельности:

    • деятельность  детей – в форме занятия;
    • количество занятий в неделю – 1;
    • продолжительность – 25 минут;
    • время проведения: вторая половина дня;
    • тематика определяется по лексическим темам логопедической работы.

    Синквейны ребят, занимающихся в кружке «Сочиняй-ка синквейн»    

    Тема «Семья»

       Мама.                                                                Папа                                                  

       Добрая, замечательная.                                   Смелый, гордый, отважный.                  

       Целует, любит, готовит.                                 Дружит, играет, работает.                  

       Я люблю маму                                                 Папа добрый человек.                        

       Мамуля                                                              Семья                                                    

    Сестренка.                                                                    Бабуля.

    Любимая, хорошая, капризная                                  Ласковая, добрая, красивая.

    Лежит, плачет, балуется.                                            Печет, обнимает, вяжет.

    Я обнимаю сестренку.                                                 Мы её любим.

    Семья                                                                             Семья

     Небольшие рекомендации при составлении синквейна  с дошкольниками:

    1. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.  
    2. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
    3. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.  

    Во взаимодействии с родителями  предлагаю   сделать копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, сказкам, или путешествиям. Дети будут гордиться своими достижениями.

     Так в чём же  эффективность и значимость технологии дидактического синквейна?

    • Во-первых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
    • Во-вторых, синквейн является игровым приемом.
    • В третьих, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу лексических тем.
    • И его простота. Синквейн могут составить все.

    Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится  еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью, составлением  синквейна.

    И  важно то,  что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.

       

    Список литературы

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/д: Феникс, 2011.
    2. Бардышев Т.Ю. Разговорчивые пальчики. -М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
    3. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт – петербург: «КАРО», 2000
    4. Душка Н.Д.Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками. Журнал «Логопед», № 5 (2005)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации рассказывается об использовании дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации представлено использование дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

    В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

    Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

    Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

    Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

    Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

    «Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

    Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим...