Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Вовчук Екатерина Ивановна

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна

в работе  учителя - логопеда  как метод развития речи

 старших дошкольников.  

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

Античная поговорка

 Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.   Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети  затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.  

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро  получить  результат, является  технология дидактического синквейна.

  Что же значит это необычное слово?  Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и  использовать его как метод развития речи.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн.   

Чтобы составить синквейн, нужно научиться делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна таковы:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2.  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3.  Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4.  Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5.  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.  
Для детей дошкольного возраста полезно использовать условные обозначения:  

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • предложение, фраза, высказывание
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!  

Вот пример синквейна, составленный нашими детьми. Тема «Детский сад»

Дети.

Веселые, умные.

Лепят, играют, рисуют.

Детям очень нравится в детском саду.

Детский сад.

         Эта технология  увлекательна, эмоциональна и продуктивна.  В своей кружковой работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую  технологию дидактического синквейна.  Это коррекционно-развивающая программа по речевому развитию:  «Сочиняй-ка синквейн».

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна.

Задачи:

  • пополнить и активизировать словарь;
  • закреплять знания  о частях речи и  знания о предложении;
  • закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
  • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
  • развивать умение составления  краткого  рассказа.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: подгрупповая.

Организация  деятельности:

  • деятельность  детей – в форме занятия;
  • количество занятий в неделю – 1;
  • продолжительность – 25 минут;
  • время проведения: вторая половина дня;
  • тематика определяется по лексическим темам логопедической работы.

Синквейны ребят, занимающихся в кружке «Сочиняй-ка синквейн»    

Тема «Семья»

   Мама.                                                                Папа                                                  

   Добрая, замечательная.                                   Смелый, гордый, отважный.                  

   Целует, любит, готовит.                                 Дружит, играет, работает.                  

   Я люблю маму                                                 Папа добрый человек.                        

   Мамуля                                                              Семья                                                    

Сестренка.                                                                    Бабуля.

Любимая, хорошая, капризная                                  Ласковая, добрая, красивая.

Лежит, плачет, балуется.                                            Печет, обнимает, вяжет.

Я обнимаю сестренку.                                                 Мы её любим.

Семья                                                                             Семья

 Небольшие рекомендации при составлении синквейна  с дошкольниками:

  1. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.  
  2. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
  3. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.  

Во взаимодействии с родителями  предлагаю   сделать копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, сказкам, или путешествиям. Дети будут гордиться своими достижениями.

 Так в чём же  эффективность и значимость технологии дидактического синквейна?

  • Во-первых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Во-вторых, синквейн является игровым приемом.
  • В третьих, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу лексических тем.
  • И его простота. Синквейн могут составить все.

Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится  еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью, составлением  синквейна.

И  важно то,  что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.

   

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/д: Феникс, 2011.
  2. Бардышев Т.Ю. Разговорчивые пальчики. -М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
  3. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт – петербург: «КАРО», 2000
  4. Душка Н.Д.Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками. Журнал «Логопед», № 5 (2005)



Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна

в работе  учителя - логопеда  как метод развития речи

 старших дошкольников.  

Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.

Античная поговорка

 Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.   Практикующие педагоги и психологи отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети  затрудняются составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Сегодня существует множество методик, с помощью которых можно активизировать процесс развития речи у детей.  

Одним из эффективных методов речевого развития ребенка, позволяющим быстро  получить  результат, является  технология дидактического синквейна.

  Что же значит это необычное слово?  Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое сегодня является педагогическим приёмом, направленным на решение определенной задачи. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и  использовать его как метод развития речи.   Уже в дошкольном возрасте можно учить детей составлять синквейн.   

Чтобы составить синквейн, нужно научиться делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко излагать. Можно сказать, что это полёт мысли, свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам.

Правила составления синквейна таковы:

  1. Первая строка синквейна – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
  2.  Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
  3.  Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
  4.  Четвёртая строка – это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
  5.  Пятая строка – последняя. Одно слово – существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова.  
Для детей дошкольного возраста полезно использовать условные обозначения:  

  • слова-предметы (существительные)
  • слова-признаки (прилагательные)
  • слова-действия (глаголы)
  • предложение, фраза, высказывание
  • слова-предметы (существительные)

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!  

Вот пример синквейна, составленный нашими детьми. Тема «Детский сад»

Дети.

Веселые, умные.

Лепят, играют, рисуют.

Детям очень нравится в детском саду.

Детский сад.

         Эта технология  увлекательна, эмоциональна и продуктивна.  В своей кружковой работе с детьми, имеющими речевые нарушения, использую  технологию дидактического синквейна.  Это коррекционно-развивающая программа по речевому развитию:  «Сочиняй-ка синквейн».

Цель: развитие связной речи дошкольников посредством составления синквейна.

Задачи:

  • пополнить и активизировать словарь;
  • закреплять знания  о частях речи и  знания о предложении;
  • закреплять понятия: предмет, признак предмета, действие предмета;
  • научить использовать модели существительного, прилагательного и глагола при составлении синквейна;
  • развивать умение составления  краткого  рассказа.

Адресат: дети старшего дошкольного возраста.

Форма проведения: подгрупповая.

Организация  деятельности:

  • деятельность  детей – в форме занятия;
  • количество занятий в неделю – 1;
  • продолжительность – 25 минут;
  • время проведения: вторая половина дня;
  • тематика определяется по лексическим темам логопедической работы.

Синквейны ребят, занимающихся в кружке «Сочиняй-ка синквейн»    

Тема «Семья»

   Мама.                                                                Папа                                                  

   Добрая, замечательная.                                   Смелый, гордый, отважный.                  

   Целует, любит, готовит.                                 Дружит, играет, работает.                  

   Я люблю маму                                                 Папа добрый человек.                        

   Мамуля                                                              Семья                                                    

Сестренка.                                                                    Бабуля.

Любимая, хорошая, капризная                                  Ласковая, добрая, красивая.

Лежит, плачет, балуется.                                            Печет, обнимает, вяжет.

Я обнимаю сестренку.                                                 Мы её любим.

Семья                                                                             Семья

 Небольшие рекомендации при составлении синквейна  с дошкольниками:

  1. При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям.  
  2. Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
  3. Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составлять синквейн. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. Составить синквейн получается у всех.  

Во взаимодействии с родителями  предлагаю   сделать копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам, сказкам, или путешествиям. Дети будут гордиться своими достижениями.

 Так в чём же  эффективность и значимость технологии дидактического синквейна?

  • Во-первых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
  • Во-вторых, синквейн является игровым приемом.
  • В третьих, составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу лексических тем.
  • И его простота. Синквейн могут составить все.

Благодаря использованию технологии дидактического синквейна процесс речевого развития становится  еще интереснее, эмоциональнее и продуктивнее. Дети в игровой форме постигают мудрость владения связной речью, составлением  синквейна.

И  важно то,  что процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностный и личностно-ориентированной.

   

Список литературы

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/д: Феникс, 2011.
  2. Бардышев Т.Ю. Разговорчивые пальчики. -М.: изд. Дом «КАРАПУЗ», 2001.
  3. Быстрова Г.А. Логопедические игры и задания. – Санкт – петербург: «КАРО», 2000
  4. Душка Н.Д.Синквейн в работе по развитию речи с дошкольниками. Журнал «Логопед», № 5 (2005)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах....

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...