Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми
методическая разработка по логопедии по теме

Давыдова Наталья Юрьевна

Методическая разработка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx70.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Современная технология «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми

учитель - логопед Давыдова Н.Ю.

Санкт-Петербург

2017 год

В настоящее время активно происходит модернизация образования как школьного, так и дошкольного. Так как речь является важнейшим средством общения и вершиной познавательных процессов, то в дошкольном возрасте, когда идет активное усвоение ребенком разговорного языка, становление и развитие всех сторон речи, необходимо вовремя выявить какие-либо нарушения речевого развития и организовать коррекционную работу.

В логопедической практике накоплено достаточное количество методик по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Некоторые новые развивающие технологи, которые способствовали бы совершенствованию мыслительных и познавательных способностей, развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников, можно использовать в коррекционной работе.

Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

Для решения этой задачи, в своей работе с детьми можно использовать такую образовательную технологию как Дидактический синквейн.

Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать. Актуальность технологии Дидактический синквейн заключается в следующем: синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития. Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы. Синквейн в коррекционной работе с детьми совершенствует словарную работу, учит определять грамматическую основу предложений, развивает языковое чутье, формирует фразовую речь, ассоциативное мышление. Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна происходит уточнение, расширение, активизация словаря; знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета». Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы; знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений. Выражают своё личное отношение к теме одной фразой, а также используют знания пословиц, поговорок по заданной теме.

Синквейн — это пять нерифмованных строк, имеющих форму стихотворения. Слова в строках подчиняются определённым правилам.

Правила составления дидактического синквейна:

  • первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  • вторая строка – два слова, прилагательные;
  • третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • четвертая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  • пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

C:\Users\Давыдовы\Desktop\sinkvein.jpg

Чтобы правильно составить синквейн необходимо:

• иметь достаточный словарный запас в рамках темы;

• владеть обобщением;

• понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак;

• научиться правильно, понимать и задавать вопросы;

• согласовывать слова в предложении;

• правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников — игровая, организовать процесс познания новых слов проще в игре. А составление дидактического синквейна — это увлекательная и интересная игра. Уместно начинать на начальном этапе обучения детей составлению синквейна с использования дидактические игр и упражнений («Подбери определения», «Узнай предмет по определению», «Кто что делает?», «Что чем делают?», «Назови часть целого» и др.). Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях.

На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине.

На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а та же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. При составлении синквейна можно использовать такие варианты работы как: составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего); составление синквейна по прослушанному рассказу; коррекция и совершенствование готового синквейна; анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы (первой строки) — на основе существующих строк необходимо ее определить). Большое значение на данном этапе отводится работе с родителями.

К концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн, записывая печатными буквами на листе бумаги.

 Использование синквейна способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Приведу несколько примеров:

1. Кукла 2. Красивая, нарядная, любимая. 3. Стоит, ходит, улыбается. 4. Моя кукла самая красивая. 5. Игрушка.

1. Заяц 2. Белый, пушистый 3. Скачет, прячется, боится 4. Я жалею зайца. 5. Дикое животное.

1.Машина 2.Быстрая, мощная, красивая. 3.Едет, обгоняет, тормозит. 4.Я люблю кататься. 5.Транспорт.

Таким образом, актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что новая технология: открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу учителя –логопеда; гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий; не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом; даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).