Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.
статья по логопедии (старшая группа) на тему

Шорина Тамара Викторовна

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

 «Изучая родной язык, ребенок усваивает не только слова, но и множество понятий, мыслей, чувств, художественных образов…» К. Д. Ушинский

В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее средство общения и вершина познавательных процессов. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Поэтому речевое развитие дошкольников необходимо рассматривать как основу коррекционной деятельности. В логопедической практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по коррекции речевых нарушений у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать в коррекционной работе.

 Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать все известные в специальной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы, которые способствовали бы:

      -совершенствованию мыслительных и познавательных способностей,

      -развитию лексико-грамматического строя и связной речи дошкольников.

  А это значит, опора на личностно-ориентированный, деятельностный, комплексный и дифференцированный подходы, что соответствует требованиям ФГОС ДО и запросам современного информационного общества.

 Ребенок повседневно сталкивается с предметами и явлениями окружающей действительности. Перед ним открывается много интересного, нового и привлекательного. У него возникают вопросы: «Что это? Как называется? Из чего и как сделано? Для чего?» И задача взрослых четко и правильно отвечать на вопросы ребенка, помочь понять смысл каждого слова, запомнить его и правильно употреблять в речи.

  Для решения этой задачи, в своей работе с детьми я апробирую образовательную технологию «Дидактический синквейн».

 Благодаря данной технологии создаются условия для развития личности, которая может критически мыcлить, отсекать лишнее и определять главное, обобщать, классифицировать и систематизировать.

  Актуальность технологии «дидактический синквейн» заключается в следующем: (слайд)

  •  Синквейн используется на занятиях по развитию речи с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями, а также с детьми с нормой речевого развития.
  • Составление синквейна проводится в рамках прохождения определенной лексической темы.
  •  Синквейн в коррекционной работе с детьми с ОНР совершенствует словарную работу.
  • Учит определять грамматическую основу предложений.
  • Развивает языковое чутье, формируется фразовая речь, ассоциативное мышление.
  •  Синквейн помогает анализировать информацию, кратко излагать идеи, чувства и представления в нескольких словах.

При обучении составления синквейна решаются следующие задачи: (слайд)   -Уточнение, расширение, активизация словаря;

  -Знакомство с понятиями: «слово, обозначающее предмет», «слово, обозначающее действие предмета», «слово, обозначающее признак предмета»; -Дети учатся: подбирать к существительному прилагательные, подбирать к существительному глаголы;

  • Дети знакомятся с понятием: предложение. Составляют предложения по предметной, сюжетной картине, используя схемы предложений;
  •  Дети выражают своё личное отношение к теме одной фразой; а так же используют знания пословиц, поговорок по заданной теме. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи. Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас. Детям предлагается определённый алгоритм, предложенный автором данной технологии В. М. Акименко, который помогает составить рассказ на любую лексическую тему. Лексические темы, которые усваивают дети коррекционной группы, служат темами синквейнов

 Что же такое СИНКВЕЙН?

Синквейн - это необычное стихотворение,  маленький рассказ, написанный по определенным правилам.

Синквейн в переводе с французского - « пять строк» пятистрочная строфа стихотворения.

                         (от фр. cinquainsангл. cinquain) — , возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стал использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат.

История возникновения (слайд автора)

Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси еще в начале 20 века, которая опиралась на японские стихи - хоку.

  • Aделаида Крепси (Adelaide Crapsey, 1878-1914) - американская поэтесса, создательница синквейна. Родилась в Бруклине, Нью-Йорк, дочь священника. Преподаватель литературы. 1904-1905 гг. провела в Европе - в Американской академии в Риме. Вернувшись в США, в течение двух лет преподавала в Колледже Смита в Northhampton, штат Массачусетс.

В октябре 1914 года умерла от туберкулеза мозга в 36 лет. При жизни подготовила свой первый сборник стихов к изданию (63 стихотворения), который был издан через год после смерти.

Известность ей принесли синквейны. Под влиянием японских хайку и танка Аделаида Крепси создает свой пятистрочник (сinquai)

Существует определенный, закономерный алгоритм составления синквейна: 

  • Синквейн состоит из пяти строк его форма напоминает ёлочку:(Слайд общий)
  •  1 строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  •  2 строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  • 3 строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту;
  • 5 строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово).

Формы организации образовательной деятельности.

Синквейн может использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. На разных годах обучения он используется по-разному. Поскольку дети не умеют  читать, писать,  синквейн мы составляем в устной форме с использованием наглядности, графических схем, по определенному алгоритму. Наглядно - графические схемы помогают детям лучше усвоить эти понятия, ощутить границы слов и их раздельное написание.

На первом году у нас сначала появляются волшебные коробочки,  в которые мы набираем много слов- предметов, признаков, действий. Затем используем эти слова, выбирая нужные нам  для составления синквейна - здесь идет  использование моделей (как часть метода моделирования).

Знак вопроса обозначает – слово — предмет (слайд)

Конфета / лимон - слова – признаки

Ладонь – слова – действия

 

 На втором году мы  планируем перейти к схемам, записывать их графически на листе бумаги, в рабочих тетрадях.

Примеры составления синквейна (Слайд)

Первое время важна помощь, поощрение, образец к которому нужно стремиться.

Кажется, все легко и просто. Но это просто, если мы знаем очень хорошо обсуждаемый предмет. Попробуем составить синквейн про танины. Человеку, знакомому с химией это не составит труда. А людям, не знакомым с данным термином, предстоит долгий и увлекательный путь сбора информации по данной тематике, прежде, чем составить нужный синквейн. Ребенку с ОНР, имеющему скудный словарный запас, сложно составить синквейн про самолет, так же как и человеку, далекому от химии, - про танины.

Большое значение имеет работа с родителями.

Мы используем:

-консультации

-рекомендации по работе с детьми дома, памятка для составления синквейна.

И только после  родителям вместе с детьми рекомендовалось

написать   синквейн на лексическую  тему недели дома.

Дидактический синквейн составляем  в конце изучения лексической темы, когда словарный запас по теме достаточный.

Когда идет изучение сложной темы синквейн можно использовать, как способ быстро сменить вид деятельности, не уходя от изучения темы. Детям предлагается написать синквен по хорошо знакомому разделу темы.

Задания для детей могут быть разными:

- составление синквейна всеми детьми к одному предмету по лексической теме, составление синквейнов к разным словам - предметом,  связанных  между собой одной лексической темой.

Темами синквейнов служат лексические темы, которые усваивают дети в логопедической группе. Это находит отражение в календарно - тематическом планировании.

Каковы же преимущества метода дидактического синквейна?

Синквейн - это один из эффективных методов развития речи дошкольников.

Он имеет все признаки технологичности:

  1. Является игровым приёмом.
  2. Ребёнок реализует свои творческие и интеллектуальные возможности.
  3. Простота в применении. Составлять могут научиться все.
  4. Используется как заключительное задание по пройденному материалу.
  5. Вырабатывает способность к анализу.

Из приведенного примера видно следующее:

  Для того чтобы правильно составить синквейн, ребенку необходимо иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак. Дошкольники должны уметь слышать вопросы и давать правильные на них ответы.Отсюда следует, что перед составлением синквейна учителем – логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы.

Ожидаемый результат

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы, составлять синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам, по прослушанному рассказу или сказке

Слайд синквейна « Сердце отдаю детям»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе учителя-логопеда с заикающимися детьми.

Презентация предназначена для работы с дошкольниками 5-7 лет ,посещающими группы компенсирующей направленности (диагноз- заикание).Составлена специалистом высшей квалификационной категории....

Использование инновационных форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста

Использование   инновационных   форм и методов в работе учителя-логопеда как инструмент формирования предпосылок речевой грамотности у детей дошкольного возраста...

«Использование инновационной технологии «Криотерапия» в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

В последнее время стремительно развивается крионика-наука о холоде. И уже сегодня с помощью криогенных камер могут поправить здоровье и улучшить самочувствие каждый из нас.Закаливание холодной водой и...

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных и здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда»...