«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Галеева Гюзель
Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы; - носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) - используется для закрепления изученной темы; - является игровым приемом; - составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezenatsya_snkveyn_szhayy.pptx1.1 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Использование дидактического синквейна в работе учителя-логопеда»

Слайд 2

Слово «Синквейн» происходит от французского слова « cin q »- пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. У него есть свои правила написания и нет рифмы.

Слайд 3

Актуальность и целесообразность использования синквейна : - открываются новые творческие интеллектуальные возможности; - способствует обогащению и актуализации словаря; - является диагностическим инструментом и проводится в рамках прохождения определённой лексической темы; - носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление) - используется для закрепления изученной темы; - является игровым приемом; - составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Слайд 4

Правила составления синквейна : Первая строка – заголовок, тема синквейна , состоит она из одного слова – имени существительного. Вторая строка – два прилагательных, которые раскрывают данную тему. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме. Четвёртая строка – фраза, в которой человек высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица или собственное суждение составителя синквейна . Пятая строка – слово резюме, которое заключает в себе идею темы. Эта строка может содержать только одно слово – существительное, но допускается и большее количество слов.

Слайд 5

Алгоритм составления синквейна Синквейн состоит из пяти строк и его форма напоминает ёлочку. 1. строка – Название. Одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею( Кто, что?); 2. строка – Описание. Два слова, прилагательные, описывающие основную мысль ( Какой, какая, какое, какие?); 3. строка – Действие. Три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы( Что делает, что делают?); 4. строка – Фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту; 5. строка – Синоним названия темы. Одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта (обобщающее слово). Вывод, итог, ассоциация.

Слайд 6

1. На индивидуальных и группо­вых занятиях 2. На занятиях с од­ной группой или в двух под­группах одновременно 3. Дети , умеющие печатать, могут со­здавать синквейн на листе бумаги, не умеющие — в виде устных сочинений с опорой на схему 4. Можно дать работу на дом для совместной деятель­ности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн Синквейн можно составлять:

Слайд 7

- У детей старшего дошкольного возраста отмечается недостаточное развитие лексико-грамматической стороны речи - Дети и спытывают трудности согласования слов в словосочетаниях и предложе­ниях (не умеют правильно по­добрать окончания слов) - имеют недостаточный словарный запас (предметный, глагольный, словарь признаков…) - не умеют правильно оформить связное устное высказывание, составить рассказ…

Слайд 8

Основные правила со­ставления синквейна : 1 строка - 2 строка - 3 строка - 4 строка - 5 строка - 1 слово-предмет , от­ражающее главную идею 2 слова-признака , характе­ризующие предмет 3 слова-действия , описываю­щие действия в рамках темы фраза из нескольких слов, пока­зывающая отношение автора к теме слова, связанные с первым, отража­ющие сущность темы (это мо­жет быть одно слово).

Слайд 9

Составление синквейна по предметной картинке Что это? АПЕЛЬСИН 2. Подберите два слова-признака. - Какой апельсин? КРУГЛЫЙ, ОРАНЖЕВЫЙ. 3. Подберите три слова-действия. - Что делает апельсин? ВИСИТ. РАСТЕТ. ЗРЕЕТ. 4. Cоставьте предложение, где вы выразите личное отношение к предмету. Я люблю апельсин. 5. Подберите слово-предмет, которое вы можете представить, когда произносят слово «апельсин». ФРУКТ

Слайд 10

Целесообразное использование синквейна На занятиях для закреп­ления изученной лексической темы. Береза Тонкая , белоствольная . Растет, зеленеет, радует. Береза — символ России . Дерево .

Слайд 11

Целесообразное использование синквейна На занятиях по развитию связной речи: используя сло­ва из синквейна , придумать рассказ . Заяц. Белый, пушистый . Прячется, боится, убегает. Я жалею зайца . Дикое животное . В зимнем лесу живет бе­лый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, пря­чется или убегает. Мне жал­ко зайца. Зимой диким жи­вотным жить трудно.

Слайд 12

Примеры синквейна Кукла. Красивая, любимая . Стоит, сидит, улыбается . Моя кукла самая краси­вая . Игрушка.

Слайд 13

Примеры синквейна Машина. Быстрая, мощная . Едет, обгоняет, тормозит . Я люблю кататься . Транспорт

Слайд 14

Примеры синквейна Дождь . Мокрый, холодный . Капает, стучит, льется . Я не люблю дождь . Вода.

Слайд 15

( Какая?) ( Какая?) ( Что делает ?) (Что делает ?) ( Что делает?) Моё отношение …. (Кто это?) Обобщающее понятие Составь рассказ, используя схему .

Слайд 17

(Какие?) (Какие?) ( Что делают?) (Что делают ?) ( Что делают ?) Моё отношение …. (Что это?) Обобщающее понятие Составь рассказ, используя схему .

Слайд 18

Составление синквейна по хорошо знакомым героям детских произведений с опорой на опорные рисунки символы (мнемотехники) 1.Буратино 2. Деревянный , веселый . 3 . Ходит, учится читать, любит папу Карло . 4 . Буратино открыл золотым ключиком потайную дверь. 5 . Мальчик. 1 2 3 5

Слайд 19

Задание «Отгадай синквейн – загадку» 1 ……… ? 2. Добрый, трудолюбивый. 3. Заботится, учит, воспитывает. 4. Смастерил деревянную куклу. 5. Мастер на все руки.

Слайд 20

1……. ? 2. Мудрая, старая. 3. Плавает, ползает, живет в пруду. 4.Она подарила золотой ключик Буратино. 5. Долгожительница . 1……. ? 2. Добрая, умная. 3. Воспитывает, помогает, заботится. 4. Любит порядок во всем. 5. Девочка с голубыми волосами.

Слайд 21

1.РЫБКА . 2.ЗОЛОТАЯ , ГОВОРЯЩАЯ. 3.ПЛАВАЕТ , СЛУШАЕТ, НАКАЗЫВАЕТ. 4. ОНА ВОЛШЕБНАЯ ПОМОЩНИЦА ДЛЯ СТАРИКА. 5. ВЛАДЫЧЕЦА МОРСКАЯ. 1 2 3 4 5

Слайд 22

1. Старик 2. Ласковый , добрый . 3.Поймал,отпустил , поклонился . 4.Старик выполняет приказы старухи. 5.Простофиля 1. Старуха 2.Жадная , сердитая 3.Прядет, командует, злится 4.Старуха осталась сидеть у разбитого корыта. 5.Глупая. 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5

Слайд 23

Задание «Отгадай синквейн – загадку 1 .……? 2.Синее , бескрайнее . 3. Волнуется, бушует, плещется 4 . Ветер по нему гуляет и кораблик подгоняет. 5 . Неживая природа. 1 ……? 2.Деревянное, разбитое. 3.Рассохлось , треснуло, прогнило. 4.Странная посуда для стирки и купания. 5.Домашняя утварь.

Слайд 24

Вывод: Технология «Синквейна » является одним из эффективных методов развития речемыслительной деятельности ребенка, органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря , не только развивая речь, но и способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет педагогу гармонично сочетать в работе элементы трех основных обра­зовательных систем: - Информационной, - Деятельностной , Личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Слайд 25

Список использованной литературы: Акименко В.М. Новые педа­гогические технологии: Учеб.- метод. пособие. Ростов н/Д., 2008. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011. Акименко В.М. Речевые на­рушения у детей. Ростов н/Д., 2008. Баннов А. Учимся думать вме­сте: Материалы для тренинга учи­телей. М., 2007. Гин А. Приемы педагогичес­кой техники. М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕДРЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В РАБОТУ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПУНКТА

В статье описываетя опыт применения  инновационного  метода  развития речи ребенка – дидактический  синквейн. ...

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование инновационной технологии«Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР.

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...

«ДИДАКТИЧЕСКИЙ СИНКВЕЙН» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Аннотация :  Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая ст...

Консультация на тему: «Дидактический синквейн» в работе учителя-логопеда»

Использование синквейна в коррекции ОНР способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом. Развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закреп...