Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

Белова Галина Владимировна

Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskiy_sinkveyn.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

Белова Г. В.

Детский сад № 91 г. Казань, Татарстан

В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда произошла переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широком развертывании инновационных процессов в системе образования.

«Инновационные технологии» предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие воспитателю в работе. Это может быть внедрение в практику работы воспитателю здоровьесберегающих, оздоровительных, информационно-коммуникационных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, технологии сотрудничества и групповых форм проведения мероприятий, технологии педагогических мастерских, проектных, исследовательских и др. методов в обучении.  

Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

«Синквейн» в переводе с французского языка означает «пять строк». Составление дидактического синквейна требует от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейна в логопедической практике способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию высших психических функций. Чтобы правильно составить синквейн дошкольник должен иметь достаточный словарный запас в рамках темы, уметь классифицировать предметы по признакам, различать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие, научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свои мысли в виде предложений.

Правила составления дидактического синквейна:

- первая строка – одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

- вторая строка – два слова-признака;

- третья строка – три слова-действия, описывающих действия в рамках темы;

- четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные  с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Например:

  1. Груша.
  2. Большая, сочная.
  3. Жевать, чистить, мыть.
  4. Груша очень вкусная.
  5. Витамины.

Использование технологии синквейна в работе воспитателя

позволяет детям, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствовать способность к обобщению, расширять и уточнять словарный запас.

        Предварительную работу по обучению синквейну можно разделить на несколько этапов:

1. Дифференциация предметов по признаку «живой» - «неживой» предмет.

2. Подбор слов-действий к предметам, изображённым на картинке.

3. Подбор слов-предметов и слов-действий к картинке, не объединяя их в предложение.

3. Называние предмета, по словам – признакам.

4. Нахождение слов, подходящих к графическому изображению.

5. Составление простого предложения (слово-предмет + слово-действие).

6. Составление распространённого предложения (слово-признак + слово-предмет + слово-действие, и.т.д.).

Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребёнок не владеет навыками письма, то можно предложить нарисовать предмет и составить синквейн вместе с родителями дома. Используя готовый синквейн можно составить рассказ о предмете, или не называя первой строки на основе существующих строк, определить тему синквейна. Очень полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, развивает способность к анализу, требует от его составителя реализации всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны, например:

Осень

Солнечная, тёплая.

Дарит, светится, радует.

В парке осыпаются листья.

Золото, красота, счастье!

Ель

Душистая, чудесная.

Растет, веселит, радует.

Я люблю зимнюю ель.

Зима, новый год, детство.

 Кукла 

 Красивая, любимая. 

 Стоит, сидит, улыбается.

 Моя кукла самая красивая. 

 Игрушка. 

Машина 

Быстрая, мощная. 

Едет, обгоняет, тормозит. 

Я люблю кататься. 

Транспорт. 

Заяц 

Белый, пушистый. 

Скачет, прячется, боится 

Я жалею зайца. 

Дикие животные. 

Котёнок

Чёрненький, пушистенький.

Играет, спит, ест

Он мой друг

Домашнее животное.

Арбуз

Круглый, вкусный.

Катится, растёт, зреет

Арбуз – это большая ягода.

Лето.

Дети

Любимые, ласковые.

Играют, радуют, умиляют

Дети — цветы жизни

Счастье.

Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР. Словарный запас у детей увеличивается, речь становиться богаче , ярче дети перестают бояться высказывать свои мысли в слух.

Литература

1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010.

3.  Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М.   Струнина. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287с.

4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТЦ Сфера, 2010. - 208с.

            5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

Использование технологии дидактического «Синквейна» в работе логопеда по развитию речи

Актуальность и целесообразность использования  синквейна  объясняется тем, что, прежде всего:- открываются новые творческие интеллектуальные  возможности;- гармонично вписывается в рабо...

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР

Использование технологии дидактического синквейна в работе с дошкольниками с ОНР...

Статья «Игровые технологии в познавательном развитии дошкольников» на тему «Использование технологии «дидактический синквейн» в работе с дошкольниками.»

Одним из эффективных   интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность  и способствует  развитию речи, является работа над созданием нерифмованного...