Главные вкладки

    Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР
    методическая разработка по логопедии (старшая группа) на тему

    Белова Галина Владимировна

    Разработка будет полезна всем педагогам, работающим в логопедических группах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon didakticheskiy_sinkveyn.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с общим недоразвитием речи.

    Белова Г. В.

    Детский сад № 91 г. Казань, Татарстан

    В период глубоких социально – экономических изменений в России, когда произошла переоценка всей системы общественных отношений, существенные изменения претерпела и система образования. Характерной особенностью нашего времени является активизация инновационных процессов в образовании. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержание, иные подходы, право, отношение, поведение, иной педагогический менталитет. Все это свидетельствует о широком развертывании инновационных процессов в системе образования.

    «Инновационные технологии» предполагают новые подходы к работе над устранением того или иного нарушения устной или письменной речи, помогающие воспитателю в работе. Это может быть внедрение в практику работы воспитателю здоровьесберегающих, оздоровительных, информационно-коммуникационных технологий, технологии личностно-ориентированного подхода к воспитанию и обучению дошкольников, технологии сотрудничества и групповых форм проведения мероприятий, технологии педагогических мастерских, проектных, исследовательских и др. методов в обучении.  

    Инновационные методы воздействия принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения - синквейна.

    «Синквейн» в переводе с французского языка означает «пять строк». Составление дидактического синквейна требует от ребёнка умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Использование синквейна в логопедической практике способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, даёт возможность логопеду оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала, способствует развитию высших психических функций. Чтобы правильно составить синквейн дошкольник должен иметь достаточный словарный запас в рамках темы, уметь классифицировать предметы по признакам, различать понятия: слово-предмет, слово-признак, слово-действие, научиться понимать и правильно задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свои мысли в виде предложений.

    Правила составления дидактического синквейна:

    - первая строка – одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;

    - вторая строка – два слова-признака;

    - третья строка – три слова-действия, описывающих действия в рамках темы;

    - четвёртая строка – фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

    - пятая строка – слова, связанные  с первым словом, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

    Например:

    1. Груша.
    2. Большая, сочная.
    3. Жевать, чистить, мыть.
    4. Груша очень вкусная.
    5. Витамины.

    Использование технологии синквейна в работе воспитателя

    позволяет детям, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствовать способность к обобщению, расширять и уточнять словарный запас.

            Предварительную работу по обучению синквейну можно разделить на несколько этапов:

    1. Дифференциация предметов по признаку «живой» - «неживой» предмет.

    2. Подбор слов-действий к предметам, изображённым на картинке.

    3. Подбор слов-предметов и слов-действий к картинке, не объединяя их в предложение.

    3. Называние предмета, по словам – признакам.

    4. Нахождение слов, подходящих к графическому изображению.

    5. Составление простого предложения (слово-предмет + слово-действие).

    6. Составление распространённого предложения (слово-признак + слово-предмет + слово-действие, и.т.д.).

    Дошкольники, умеющие писать, могут сами составлять синквейны. Если ребёнок не владеет навыками письма, то можно предложить нарисовать предмет и составить синквейн вместе с родителями дома. Используя готовый синквейн можно составить рассказ о предмете, или не называя первой строки на основе существующих строк, определить тему синквейна. Очень полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.

    Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, развивает способность к анализу, требует от его составителя реализации всех личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

    Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Составление синквейна похожа на игру, ведь сочинять – весело полезно и легко! Развиваются интерес к окружающему миру, речь, мышление, память.

    Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.

    В чем же эффективность и значимость синквейна? Во- первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во- вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

    Целесообразно вначале предлагать детям для прослушивания готовые  синквейны, например:

    Осень

    Солнечная, тёплая.

    Дарит, светится, радует.

    В парке осыпаются листья.

    Золото, красота, счастье!

    Ель

    Душистая, чудесная.

    Растет, веселит, радует.

    Я люблю зимнюю ель.

    Зима, новый год, детство.

     Кукла 

     Красивая, любимая. 

     Стоит, сидит, улыбается.

     Моя кукла самая красивая. 

     Игрушка. 

    Машина 

    Быстрая, мощная. 

    Едет, обгоняет, тормозит. 

    Я люблю кататься. 

    Транспорт. 

    Заяц 

    Белый, пушистый. 

    Скачет, прячется, боится 

    Я жалею зайца. 

    Дикие животные. 

    Котёнок

    Чёрненький, пушистенький.

    Играет, спит, ест

    Он мой друг

    Домашнее животное.

    Арбуз

    Круглый, вкусный.

    Катится, растёт, зреет

    Арбуз – это большая ягода.

    Лето.

    Дети

    Любимые, ласковые.

    Играют, радуют, умиляют

    Дети — цветы жизни

    Счастье.

    Вывод: умелое и рациональное использование метода синквейна в коррекционной работе имеет позитивное воздействие на речевое развитие детей с ОНР. Словарный запас у детей увеличивается, речь становиться богаче , ярче дети перестают бояться высказывать свои мысли в слух.

    Литература

    1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.

    2. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. 2010.

    3.  Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М.   Струнина. - М: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 287с.

    4. Ушакова, О.С. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников /О.С. Ушакова, 2-е изд., перераб. и доп. - М: ТЦ Сфера, 2010. - 208с.

                5. Элементы инновационных технологий (кафедра МедБио КГМУ).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности использования технологии музейная педагогика в работе со старшими дошкольниками

    Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. И это не случайно.Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной...

    "Использование технологии дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками"

    В статье представлено описание новой развивающей технологии в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации рассказывается об использовании дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Презентация "Использование технологии дидактического синквейна в работе со старшими дошкольниками с ОНР"

    В презентации представлено использование дидактического синквейна в логопедической работе со старшими дошкольниками....

    Использование технологии дидактического синквейна в работе учителя-логопеда как метод развития речи старших дошкольников

    Можно сделать процесс развития речи интересным и увлекательным? Да, можно! И поможет нам технология дидактического синквейна. Интересно и увлекательно!...

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО СИНКВЕЙНА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ СО СТАРШИМИ ДОШКОЛЬНИКАМИ

    В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя – логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные....